ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 мая 2018 года N 611-р


Об утверждении Концепции развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) и Комплексного плана мероприятий по развитию среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) для обеспечения рабочими кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года

(с изменениями на 26 июня 2020 года)

(в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.06.2020 N 558-р)




В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 24 января 2018 г. N 2374 "О Плане мероприятий по реализации ключевых положений Послания Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 года", в целях развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия), обеспечения рабочими кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия), доступности среднего профессионального образования:


1. Утвердить Концепцию развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.


2. Утвердить Комплексный план мероприятий по развитию среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) для обеспечения рабочими кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.


3. Исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия) при реализации Концепции развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) и Комплексного плана мероприятий по развитию среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) для обеспечения рабочими кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года провести мероприятия в пределах средств, предусмотренных в соответствующих государственных программах Республики Саха (Якутия).


4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Местникова С.В.


(п. 4 в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.06.2020 N 558-р)



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.ЧЕКИН



Приложение N 1



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 28 мая 2018 г. N 611-р



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2022 ГОДА

(в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.06.2020 N 558-р)




РАЗДЕЛ I


Концепция развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года (далее - Концепция) определяет цель, задачи и принципы развития системы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена (далее - рабочие кадры) в Республике Саха (Якутия), а также приоритетные направления ее развития для обеспечения рабочими кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года.


Концепция разработана в соответствии с положениями нормативно-правовых документов и иных документов, основными из которых являются Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 349-р), Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, (одобрена протоколом от 18 июля 2013 г. N ПК-5вн Коллегии Минобрнауки России), проект Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 г. (утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2016 года N 455), рекомендации парламентских слушаний "Привлечение и закрепление трудовых ресурсов на промышленных предприятиях, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия)" (утв. постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2015 г. ГС N 732-V).



Общая характеристика системы среднего профессионального образования в Республике Саха (Якутия)


Система среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью региональной системы образования и основой устойчивого развития экономики Республики Саха (Якутия).


Координатором и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) по организации предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования, является Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия).


На начало 2017/2018 учебного года на территории республики функционируют 48 профессиональных образовательных организаций с 14 филиалами, в том числе 45 государственных и 3 частных учреждения. Кроме того, подготовку по профессиям и специальностям среднего профессионального образования ведут 7 структурных подразделений образовательных организаций высшего образования.


Профессиональные образовательные организации расположены в 22 муниципальных районах и 2 городских округах, что составляет 66,7% охвата улусов республики, в том числе в 8 городах (64,5% ПОУ или 31 ед.), 9 поселках (18,8% ПОУ или 9 ед.) и 8 селах (16,7% ПОУ или 8 ед.). Общий контингент обучающихся в них на 1 октября 2017 года составляет в республике 23 647 студентов (32% от числа молодежи в возрасте 15 лет - 21 года).


На бюджетной и внебюджетной основе проводится обучение по 72 профессиям и 120 специальностям среднего профессионального образования, соотношение программ квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена составляет 37% на 63%. Структура подготовки рабочих кадров охватывает все направления, в том числе по отраслям в общей численности студентов:


промышленность - 4 638 чел. (19,6%),


строительство - 1 543 чел. (6,5%),


транспорт и связь - 2 981 чел. (12,6%),


сельское хозяйство - 1 038 чел. (4,3%),


прочие (IT - 710 чел. (3%), сервис - 398 чел. (1,6%), медицина - 2 385 чел. (10%), образование - 2522 чел. (10,6%), культура - 1603 чел. (6,7%), гуманитарные - 4470 чел. (18,9%), другие - 1359 чел. (5,7%)).


В 2017 году выпуск профессиональных образовательных организаций республики составил 5 402 человека. При этом общая занятость выпускников, обучившихся по программам среднего профессионального образования, составила 96,0%, из них трудоустроено 3 131 чел. (58%, в среднем по РФ - 65%). Удельный вес трудоустроившихся по полученной специальности из общего числа трудоустроенных в 2017 году составил 81,7%.


Одним из факторов, оказывающих влияние на трудоустройство выпускников, является отсутствие у них стажа работы на производстве по полученной квалификации и несоответствие уровня квалификации требованиям работодателя. Кроме того, доступность поступления в высшие учебные заведения лиц, имеющих дипломы среднего профессионального образования, отсрочивает выход выпускника на рынок труда. Важным моментом, продолжающим активно влиять на процесс трудоустройства выпускников, является их призыв на срочную службу в ряды Вооруженных сил Российской Федерации.


По итогам 2017 года средняя численность преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций Республики Саха (Якутия) в разрезе основных работников составляет 1 248 человек при количестве штатных единиц 2 853. Численность обучающихся в расчете на 1 педагогического работника (включая мастеров производственного обучения) составляет 17,7 чел. (федеральный целевой показатель - 12 чел.). В 2017 - 2018 годах фонд оплаты труда преподавателей и мастеров производственного обучения увеличен на 22,4% (с 1 июля 2017 года на 16%, с 1 октября 2017 года на 4,8%, с 1 января 2018 года на 1,6%).


В ведении Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) находятся всего 407 объектов системы среднего профессионального образования. Основу инфраструктуры составляют 84 учебных корпуса с общей мощностью 21 тыс. мест и 50 общежитий с общей мощностью 7,5 тыс. мест.


Более одной трети учебных корпусов и половина общежитий выполнены в деревянном исполнении. 27,5% зданий учебных корпусов, мастерских и общежитий представляют собой ветхие и аварийные деревянные здания 1970-х и ранее годов постройки. В настоящее время состояние инфраструктуры является основным ограничивающим фактором обеспечения доступности предоставления услуг по реализации программ среднего профессионального образования. Вопрос обеспечения студентов местами в общежитиях остается острым. Обеспеченность общежитиями, в общей доле нуждающихся по итогам 2017 года, составляет по республике 79% от числа нуждающихся (по РФ - 88,2%).


Между тем, существует дисбаланс географического расположения объектов среднего профессионального образования и численности населения, крупных работодателей и транспортной схемы, вследствие чего ряд профессиональных образовательных организаций с хорошим уровнем приема и контингента испытывают острую нехватку общежитий: обеспеченность общежитиями Якутского коммунально-строительного техникума - 34%, Чурапчинского колледжа - 40,6%, Южно-Якутского технологического колледжа - 58,3%.


Не менее важным остается вопрос комплектования учебных мастерских и лабораторий профессиональных образовательных организаций, отвечающих реальным производственным условиям и стандартам Ворлдскиллс. Удельный вес стоимости машин и оборудования не старше 5 лет в общей стоимости машин и оборудования составляет 32,1%, при значении 38,1% по ДФО.


Финансирование профессиональных образовательных организаций осуществляется в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и на плановый период до 2026 года", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 г. N 900, "Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2019 г. N 880, и "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 г. N 907.


(в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.06.2020 N 558-р)


Среднее профессиональное образование Республики Саха (Якутия) функционирует в условиях воздействия как внешних, так и внутренних вызовов.


Наиболее существенными вызовами, влияющими на перспективы развития системы подготовки рабочих кадров республики, являются: демографические изменения, инновации и развитие новых технологий, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов по наиболее востребованным, перспективным и новым профессиям и специальностям среднего профессионального образования (ТОП-50), введение нового формата оценки компетенций в виде демонстрационного экзамена и др.


Одним из главных вызовов для системы среднего профессионального образования является слабое взаимодействие работодателей с профессиональными образовательными организациями, выпускники колледжей и техникумов не могут найти работу по полученной специальности, образовательные программы зачастую не соответствуют потребностям экономики.


Для решения этой проблемы создаются при содействии Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия) профессионально-образовательные кластеры в виде общественных объединений профессиональных образовательных организаций с предприятиями и организациями реального сектора экономики (на сегодня создано 9 кластеров). Также перспективным является прикрепление "базовых" профессиональных образовательных организаций, подходящих по профилю и территориальному расположению, к крупным предприятиям, для взаимовыгодного сотрудничества по целевому обеспечению качественными кадрами.


Импульсом для активизации участия работодателей должны послужить изменения с 1 января 2018 года в Налоговом кодексе Российской Федерации, согласно которым к расходам на обучение будут также относиться расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" с образовательными организациями. Данные расходы будут признаваться при условии, если хотя бы часть лиц ежегодно оканчивающих образовательные организации - участников договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключат после этого трудовые договора с налогоплательщиком.


К основным внутренним вызовам, влияющим на состояние и развитие системы среднего профессионального образования республики, необходимо отнести цели, обозначенные в проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года, с определением целевого видения до 2050 года, - открытое пространство конкурентоспособной системы образования с учетом потребностей общества и инновационного развития экономики (Ц-1.4), обеспечение потребности экономики и инвестиционных проектов кадровыми ресурсами (Ц-1.10); государственные программы развития приоритетных отраслей экономики Республики Саха (Якутия); разрыв между потребностями экономики республики в рабочих кадрах, их реальным наличием и соответствием их квалификаций требованиям рынка труда; доступность высшего образования, и, как следствие, тенденция замещения рабочих кадров на рабочих местах кадрами с высшим образованием и др.


Согласно Прогнозу потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на 2018 - 2027 годы, утвержденному распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 января 2018 г. N 38-р, объем общей потребности предприятий, хозяйственных обществ, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность на территории республики, а также хозяйствующих субъектов (инвесторов), реализующих и планирующих реализовать инвестиционные проекты на территории Якутии, в специалистах со средним профессиональным образованием на предстоящие 10 лет составляет в целом 81 003 человека, в том числе по годам: 2018 - 9 926 чел.; 2019 - 8 906 чел.; 2020 - 8 437 чел.; 2021 - 8 163 чел.; 2022 - 7 968 чел.; 2023 - 7 779 чел.; 2024 - 7 711 чел.; 2025 - 7 591 чел.; 2026 - 7 500 чел.; 2027 - 7 222 чел. Прогноз потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием ежегодно корректируется.


При этом доля потребности в рабочих кадрах по отраслям в целом составляет 65,2%, в том числе по отраслям: промышленность - 21 694 чел. (26,8%), в год в среднем около 2,2 тыс. чел.; строительство - 19 689 чел. (24,3%), в год в среднем около 2,0 тыс. чел.; транспорт и связь - 8 352 чел. (10,3%), в год в среднем около 800 чел.; сельское хозяйство - 3 088 чел. (3,8%), в год в среднем около 300 чел., прочие: IT - 1398 чел. (1,7%), в год в среднем около 140 чел.; сервис - 335 чел. (0,4%), в год в среднем около 33 чел.; медицина - 7 730 чел. (9,5%), образование - 2 714 чел. (3,3%), в год в среднем около 270 чел.; культура - 3964 чел. (4,8%), в год в среднем около 400 чел.; гуманитарные - 2236 чел. (2,7%), в год в среднем около 220 чел.; другие - 4 155 чел. (5,1%), в год в среднем около 415 чел.


В Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 года Глава Республики Саха (Якутия) отметил, что современные тенденции в экономике и ситуация на рынке труда ставят вопрос пересмотра образовательных программ и "молодежь большую часть учебного времени должна проводить на производстве".


На сегодняшний день не все профессиональные образовательные организации республики располагают образовательными ресурсами по своему количеству и качеству, соответствующими требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов по ТОП-50, подготовке и проведению демонстрационного экзамена. Для формирования у студентов среднего профессионального образования компетенций на новом уровне качества необходимо обеспечить образовательный процесс дорогостоящим высокотехнологичным оборудованием, осуществить разработку актуальных учебно-методических материалов, организовать на предприятиях стажировку педагогических кадров и т.д. Задача эффективной подготовки квалифицированных кадров не может быть решена только государством. Работодателям следует более активно включаться в создание условий для реализации образовательных программ в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями.


Серьезным негативным фактором, отрицательно влияющим на способность к модернизации, являются недостаточная привлекательность среднего профессионального образования у населения, недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования, низкий уровень оплаты труда работников системы среднего профессионального образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»