Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 июня 2012 года N 185-р


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 04.03.2021 N 62-р.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 9 ноября 2015 года)

(в ред. Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 09.11.2015 N 278-р)




В соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р, и Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 3 мая 2011 года N 182-р:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года, доработанную с учетом Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.


2. Министерству экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики разместить указанную Стратегию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.


(п. 2 в ред. Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 09.11.2015 N 278-р)


3. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - министра экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики А.А. Магомадова.


(п. 3 в ред. Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 09.11.2015 N 278-р)


4. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Председатель Правительства
Чеченской Республики
Р.С.-Х.ЭДЕЛЬГЕРИЕВ



Утвержден
Распоряжением Правительства
Чеченской Республики
от 20 июня 2012 г. N 185-р



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2025 ГОДА

(в ред. Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 09.11.2015 N 278-р)




ВВЕДЕНИЕ


Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года (далее - Стратегия) скорректирована и доработана с учетом изменений, внесенных в государственные программы социально-экономического развития Российской Федерации и Чеченской Республики, а также мероприятий, направленных на безусловное достижение показателей, обозначенных в Указах Президента РФ от 7 мая 2012 года N 596 - 602, 606.


Процесс корректировки Стратегии осуществлялся на основе технического задания и в соответствии с принципами, определенными в качестве основополагающих при разработке стратегических документов:


единство и целостность - соответствие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., отраслевым стратегиям и программным документам развития экономики и социальной сферы Чеченской Республики. В работе использованы материалы Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года и Инвестиционной стратегии развития Чеченской Республики до 2025 года, учтены рекомендации проектов нормативных правовых актов различного уровня, касающиеся вопросов стратегического планирования развития территории;


прозрачность (открытость) - публичность прохождения процесса разработки с привлечением максимального количества представителей заинтересованных сторон;


приоритет компетенций - привлечение к разработке Стратегии авторитетных экспертов (представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных независимых экспертов, представителей научного сообщества). Стратегия разработана по заказу Министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики. При разработке проекта Стратегии привлекались представители научных организаций, специалисты соответствующих отраслей;


финансовая обеспеченность - в рамках Стратегии представлен расчет потребности в финансовых ресурсах, необходимых для достижения поставленных целей;


согласованность - непротиворечивость действий органов исполнительной власти Чеченской Республики действиям федеральных органов исполнительной власти;


результативность и эффективность функционирования - оценка эффективности реализации Стратегии структурно вписывается в систему индикаторов развития, определенных в Стратегии, при этом выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития Чеченской Республики основывается на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов;


самостоятельность выбора путей решения задач - участники процесса стратегического планирования в пределах своей компетенции самостоятельны в выборе путей и методов достижения целей и решения задач социально-экономического развития;


ответственность участников процесса стратегического планирования - участники процесса несут ответственность за эффективность решения задач и осуществление мероприятий по достижению целей социально-экономического развития в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством;


соответствие показателей целям - показатели, используемые в документах стратегического планирования, должны соответствовать стратегическим целям социально-экономического развития Российской Федерации и Чеченской Республики.


Стратегия состоит из четырех разделов: стратегическая диагностика, стратегическая доктрина, механизмы реализации Стратегии, эффективность стратегических мероприятий.


В рамках стратегической диагностики дается характеристика Чеченской Республики, оценка ресурсной обеспеченности, оценка социально-экономического положения республики в разрезе видов экономической деятельности, анализ инвестиционной деятельности и оценка инвестиционного потенциала республики, определяются стратегические факторы развития региона.


На основании результатов диагностики формируется доктрина развития республики, которая включает стратегическое дерево целей; сценарии и этапы долгосрочного развития в разрезе экономических комплексов; приоритетные направления развития экономики и социальной сферы; индикаторы социально-экономического развития республики; внутренние и внешние ресурсы развития.


Механизмы реализации Стратегии позволят обозначить основные направления социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.


Эффективность стратегических мероприятий представляет собой комплексную оценку экономической и социальной эффективности реализации программных мероприятий, инвестиционных и социальных проектов в разрезе экономических комплексов и видов экономической деятельности, а также прогнозный расчет динамики базовых показателей социально-экономического развития с фиксацией планируемых объемов инвестиций, за счет всех источников финансирования (бюджетные и внебюджетные) по годам реализации Стратегии.



1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



1.1. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



1.1.1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Чеченская Республика - южный регион России, занимающий особое геостратегическое положение в евразийском пространстве. Чеченская Республика расположена на северном склоне Большого Кавказского хребта, Чеченской равнине и Терско-Кумской низменности. Граничит на юге с Грузией, на востоке - с Республикой Дагестан, на северо-западе - со Ставропольским краем, на западе - с Республикой Ингушетия (Рисунок 1)*.

________________

* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.       

Чеченская Республика обладает следующими характеристиками географического положения:


протяженность территории: с севера на юг - 170 км, с запада на восток - 110 км;


водная поверхность: 0,8%;


высшая точка - г. Тебулосмта (4493 м);


крупные реки - Терек, Сунжа, Аргун;


столица - г. Грозный;


рельеф Чеченской Республики горный на юге и равнинный на севере <1>.


________________


<1> Чеченская Республика в цифрах. 2013: Краткий статистический сборник - Грозный: Чеченстат, 2013.


Природные условия республики разнообразны, в первую очередь, за счет вертикальной зональности (поясности), характерной для горных регионов, заключающейся в закономерной смене природных ландшафтов на склонах гор в направлении от подножия к их вершинам. При движении с севера на юг широтные зоны полупустыни и степи сменяются высотными зонами лесостепи, горных лесов, лугов и ледников.


Чеченская Республика характеризуется значительным разнообразием климатических условий. На территории республики присутствуют все переходные типы климатов, которые варьируются от засушливого (Терско-Кумская полупустыня) до холодного влажного (Боковой хребет). Такой разброс климатических зон сформирован в результате сложных взаимодействий местных климатообразующих факторов (сильно расчлененный рельеф, близость Каспийского моря).


Почвенный покров Чеченской Республики отличается большим разнообразием, однако, основных типов почв четыре: каштановые, черноземные, горно-лесные бурые, горно-луговые. Кроме того, на севере встречаются песчаные почвы, подвижные пески, солонцы и солончаки.



1.1.2. ОЦЕНКА РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ

Топливно-энергетический комплекс


Главное богатство недр Чеченской Республики - нефть и газ, разведанные запасы которых, соответственно, оцениваются по состоянию на 1 января 2013 г. в 13,177 млн. тонн и 2258 млн. куб.м.


На территории Чеченской Республики сосредоточено свыше 50% запасов минерально-сырьевых ресурсов Северо-Кавказской нефтегазоносной провинции, <2> которая, в свою очередь, относится к ресурсам Южного региона и Каспийского шельфа. Текущий (2% от общероссийских запасов) и прогнозируемый (от 2% до 3,5% объемов добычи нефти России в 2020 г., 3% общероссийских запасов) вклад Южного региона и Каспийского шельфа в общероссийский результат невелик. На долю Чеченской Республики в настоящее время приходится 0,32% общероссийской добычи нефти, 0,0004% добычи природного газа.


________________


<2> Промышленное освоение Северо-Кавказской нефтегазоносной провинции началось в 1864 г. В настоящее время в состав этой провинции входят месторождения, расположенные на территории Ставропольского и Краснодарского краев, Чеченской Республики, Ростовской области, Республики Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Дагестан. Основные месторождения этой нефтегазоносной провинции находятся в поздней стадии разработки, сильно выработаны и обводнены.


По составу нефть Чеченской Республики преимущественно парафинистая с высоким содержанием бензина. Большая часть месторождений расположена в пределах системы Терского хребта, однако нефтедобывающие скважины располагаются и на Сунженском хребте, и на моноклиналии Черных гор. Месторождения нефти имеются и в долине реки Фортанга.


По состоянию на 1 января 2014 года общая добыча нефти составила 492,2 тыс. тонн или 77,0% к уровню 2012 года, газа природного и попутного - 170,7 млн. м3, или 74,0% к уровню 2012 года. При этом наблюдается нисходящая динамика объемов добычи, как по ключевому продукту - нефти, так и по объемам извлечения природного газа (Таблица 1).


Таблица 1 - Динамика добычи топливно-энергетических полезных ископаемых в Чеченской Республике <3>

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»