ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 ноября 2015 года N 278-р
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 20 ИЮНЯ 2012 ГОДА N 185-Р
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 04.03.2021 N 62-р.
____________________________________________________________________
В соответствии с Планом подготовки документов стратегического планирования Чеченской Республики, утвержденным Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 15 апреля 2015 года N 85-р, в связи с внесением изменений в стратегические отраслевые программы социально-экономического развития Чеченской Республики, а также в целях актуализации соответствующих показателей долгосрочного развития экономики и социальной сферы Чеченской Республики:
1. Внести в Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 20 июня 2012 года N 185-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития до 2025 года" (далее - Распоряжение) следующие изменения:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Министерству экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики разместить указанную Стратегию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - министра экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики А.А. Магомадова.".
2. Внести изменения в Стратегию социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года, утвержденную Распоряжением, изложив ее в новой редакции согласно приложению.
3. Министерству экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики разместить новую редакцию указанной Стратегии, утверждаемую настоящим Распоряжением, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - министра экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики А.А. Магомадова.
5. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Правительства
Чеченской Республики
Р.С.-Х.ЭДЕЛЬГЕРИЕВ
Приложение
к Распоряжению Правительства
Чеченской Республики
от 9 ноября 2015 года N 278-р
"Утверждена
Распоряжением Правительства
Чеченской Республики
от 20 июня 2012 года N 185-р
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2025 ГОДА
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года (далее - Стратегия) скорректирована и доработана с учетом изменений, внесенных в государственные программы социально-экономического развития Российской Федерации и Чеченской Республики, а также мероприятий, направленных на безусловное достижение показателей, обозначенных в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года N 596-602, 606.
Процесс корректировки Стратегии осуществлялся на основе технического задания и в соответствии с принципами, определенными в качестве основополагающих при разработке стратегических документов:
единство и целостность - соответствие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., отраслевым стратегиям и программным документам развития экономики и социальной сферы Чеченской Республики. В работе использованы материалы Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года и Инвестиционной стратегии развития Чеченской Республики до 2025 года, учтены рекомендации проектов нормативных правовых актов различного уровня, касающиеся вопросов стратегического планирования развития территории;
прозрачность (открытость) - публичность прохождения процесса разработки с привлечением максимального количества представителей заинтересованных сторон;
приоритет компетенций - привлечение к разработке Стратегии авторитетных экспертов (представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных независимых экспертов, представителей научного сообщества). Стратегия разработана по заказу Министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики. При разработке проекта Стратегии привлекались представители научных организаций, специалисты соответствующих отраслей;
финансовая обеспеченность - в рамках Стратегии представлен расчет потребности в финансовых ресурсах, необходимых для достижения поставленных целей;
согласованность - непротиворечивость действий органов исполнительной власти Чеченской Республики действиям федеральных органов исполнительной власти;
результативность и эффективность функционирования - оценка эффективности реализации Стратегии структурно вписывается в систему индикаторов развития, определенных в Стратегии, при этом выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития Чеченской Республики основывается на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов;
самостоятельность выбора путей решения задач - участники процесса стратегического планирования в пределах своей компетенции самостоятельны в выборе путей и методов достижения целей и решения задач социально-экономического развития;
ответственность участников процесса стратегического планирования - участники процесса несут ответственность за эффективность решения задач и осуществление мероприятий по достижению целей социально-экономического развития в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством;
соответствие показателей целям - показатели, используемые в документах стратегического планирования, должны соответствовать стратегическим целям социально-экономического развития Российской Федерации и Чеченской Республики.
Стратегия состоит из четырех разделов: стратегическая диагностика, стратегическая доктрина, механизмы реализации Стратегии, эффективность стратегических мероприятий.
В рамках стратегической диагностики дается характеристика Чеченской Республики, оценка ресурсной обеспеченности, оценка социально-экономического положения республики в разрезе видов экономической деятельности, анализ инвестиционной деятельности и оценка инвестиционного потенциала республики, определяются стратегические факторы развития региона.
На основании результатов диагностики формируется доктрина развития республики, которая включает стратегическое дерево целей; сценарии и этапы долгосрочного развития в разрезе экономических комплексов; приоритетные направления развития экономики и социальной сферы; индикаторы социально-экономического развития республики; внутренние и внешние ресурсы развития.
Механизмы реализации Стратегии позволят обозначить основные направления социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.
Эффективность стратегических мероприятий представляет собой комплексную оценку экономической и социальной эффективности реализации программных мероприятий, инвестиционных и социальных проектов в разрезе экономических комплексов и видов экономической деятельности, а также прогнозный расчет динамики базовых показателей социально-экономического развития с фиксацией планируемых объемов инвестиций, за счет всех источников финансирования (бюджетные и внебюджетные) по годам реализации Стратегии.
1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
1.1. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
1.1.1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Чеченская Республика - южный регион России, занимающий особое геостратегическое положение в евразийском пространстве. Чеченская Республика расположена на северном склоне Большого Кавказского хребта, Чеченской равнине и Терско-Кумской низменности. Граничит на юге с Грузией, на востоке - с Республикой Дагестан, на северо-западе - со Ставропольским краем, на западе - с Республикой Ингушетия (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Географическое положение Чеченской Республики*
________________
* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Чеченская Республика обладает следующими характеристиками географического положения:
протяженность территории: с севера на юг - 170 км, с запада на восток - 110 км;
водная поверхность: 0,8%;
высшая точка - г. Тебулосмта (4493 м);
крупные реки - Терек, Сунжа, Аргун;
столица - г. Грозный;
рельеф Чеченской Республики горный на юге и равнинный на севере <1>.
________________
<1> Чеченская Республика в цифрах. 2013: Краткий статистический сборник - Грозный: Чеченстат, 2013.
Природные условия республики разнообразны, в первую очередь, за счет вертикальной зональности (поясности), характерной для горных регионов, заключающейся в закономерной смене природных ландшафтов на склонах гор в направлении от подножия к их вершинам. При движении с севера на юг широтные зоны полупустыни и степи сменяются высотными зонами лесостепи, горных лесов, лугов и ледников.
Чеченская Республика характеризуется значительным разнообразием климатических условий. На территории республики присутствуют все переходные типы климатов, которые варьируются от засушливого (Терско-Кумская полупустыня) до холодного влажного (Боковой хребет). Такой разброс климатических зон сформирован в результате сложных взаимодействий местных климатообразующих факторов (сильно расчлененный рельеф, близость Каспийского моря).
Почвенный покров Чеченской Республики отличается большим разнообразием, однако, основных типов почв четыре: каштановые, черноземные, горно-лесные бурые, горно-луговые. Кроме того, на севере встречаются песчаные почвы, подвижные пески, солонцы и солончаки.
1.1.2. ОЦЕНКА РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ
Топливно-энергетический комплекс
Главное богатство недр Чеченской Республики - нефть и газ, разведанные запасы которых, соответственно, оцениваются по состоянию на 1 января 2013 г. в 13,177 млн. тонн и 2258 млн. куб.м.
На территории Чеченской Республики сосредоточено свыше 50% запасов минерально-сырьевых ресурсов Северо-Кавказской нефтегазоносной провинции, <2> которая, в свою очередь, относится к ресурсам Южного региона и Каспийского шельфа. Текущий (2% от общероссийских запасов) и прогнозируемый (от 2% до 3,5% объемов добычи нефти России в 2020 г., 3% общероссийских запасов) вклад Южного региона и Каспийского шельфа в общероссийский результат невелик. На долю Чеченской Республики в настоящее время приходится 0,32% общероссийской добычи нефти, 0,0004% добычи природного газа.
________________
<2> Промышленное освоение Северо-Кавказской нефтегазоносной провинции началось в 1864 г. В настоящее время в состав этой провинции входят месторождения, расположенные на территории Ставропольского и Краснодарского краев, Чеченской Республики, Ростовской области, Республики Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Дагестан. Основные месторождения этой нефтегазоносной провинции находятся в поздней стадии разработки, сильно выработаны и обводнены.
По составу нефть Чеченской Республики преимущественно парафинистая с высоким содержанием бензина. Большая часть месторождений расположена в пределах системы Терского хребта, однако нефтедобывающие скважины располагаются и на Сунженском хребте, и на моноклиналии Черных гор. Месторождения нефти имеются и в долине реки Фортанга.
По состоянию на 1 января 2014 года общая добыча нефти составила 492,2 тыс. тонн или 77,0% к уровню 2012 года, газа природного и попутного - 170,7 млн. м(3), или 74,0% к уровню 2012 года. При этом наблюдается нисходящая динамика объемов добычи, как по ключевому продукту - нефти, так и по объемам извлечения природного газа (Таблица 1).
Таблица 1 - Динамика добычи топливно-энергетических полезных ископаемых в Чеченской Республике <3>
________________
<3> Данные ОАО "Роснефть".
Ед. изм. | 1993 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Нефть | тыс. т | 2635,7 | 1992,9 | 2178,7 | 2110,1 | 2119,4 | 1905,5 | 1559,5 | 1011,9 | 803,9 | 639,1 |
Газ | млн. куб.м | 469,8 | 454,1 | 457,7 | 470,4 | 613,7 | 581,3 | 465,0 | 285,6 | 230,8 |
С 2008 г. в Чеченской Республике наблюдается резкое падение объемов добычи нефти, причиной которого являются превышение фактических отборов нефти над проектными уровнями, истощение остаточных извлекаемых запасов нефти и невыполнение требований лицензионных соглашений в части восполнения минерально-сырьевой базы углеводородного сырья. Основные месторождения: Старогрозненское, Брагунское, Северо-Брагунское, Октябрьское, Минеральное, Гойт-Кортовское.
Около половины (45%) извлекаемых запасов промышленных категорий приурочено к отложениям верхнего мела, четверть - к отложениям нижнего мела и треть - к отложениям карагано-чокракского возраста. Обеспеченность добычи разведанными запасами промышленных категорий при стабилизации ежегодной добычи на уровне 500 тыс. тонн составит более 20 лет.
Общераспространенные полезные ископаемые
Балансом учтено 35 месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Кирпичное сырье представлено по 17 месторождениям. Балансовые запасы промышленных категорий по всем месторождениям составляют 34675 тыс. куб.м и категории C2 - 2414 тыс. куб.м. Месторождения представлены глинами, суглинками и супесями, пригодными для производства кирпича различных марок.
В распределенном фонде недр находится пять месторождений кирпичного сырья: Алпатовское, Шелковское, Верхне-Наурское, Андреевское и Ножай-Юртовское.
Глина для керамзита представлена двумя месторождениями с суммарным балансовым запасом 5649 тыс. куб.м. Месторождение представлено глинами, пригодными для производства керамзита марки 500.
Камни строительные представлены двумя месторождениями: Брагунским и Волчье-Воротинским. Суммарные балансовые запасы промышленных категорий составляют 2614 тыс. куб.м. Месторождения представлены песчаником, пригодным для производства щебня и бутового камня.
Песок строительный представлен двумя месторождениями с суммарным балансовым запасом 13642 тыс. куб.м. Месторождения представлены песками для бетонов марки 300 и строительных растворов при перерасходе цемента от 15% до 35%.
Песчано-гравийная смесь представлена 6 месторождениями с суммарным балансовым запасом промышленных категорий 108035 тыс. куб.м. Суммарные балансовые запасы разрабатываемых месторождений составляют 76019 тыс. куб.м. Сырье месторождений пригодно для изготовления бетона, строительства автодорог и балластного слоя железнодорожного пути.