Действующий

Об утверждении Плана социального развития центров экономического роста Амурской области (с изменениями на 22 ноября 2024 года)




I. Результаты проведенного анализа ключевых проблем и направлений социально-экономического развития Амурской области


План социального развития центров экономического роста Амурской области (далее - План) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации", приказом Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 29 февраля 2024 г. N 18 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации".


(в ред. распоряжения Правительства Амурской области от 27.05.2024 N 253-р)


План подготовлен с учетом Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13.


Экономика Амурской области представляет собой многоотраслевое хозяйство. На долю ведущих отраслей, обеспечивающих основной объем валового регионального продукта Амурской области (далее - ВРП) (транспорт, промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и торговля), приходится более 75%. В 2017 году, по предварительной оценке, ВРП Амурской области составил около 313 млрд. рублей, что выше на 3,6% уровня 2016 года.


Доля промышленного производства Амурской области в ВРП составляет порядка 25%.


Промышленное производство Амурской области обусловлено географическим положением и геологическим строением недр Амурской области. Наличие большого гидропотенциала предопределило строительство на территории Амурской области гидростанций, то есть развитие энергетики, а наличие разнообразных полезных ископаемых, в первую очередь, золота и угля, привело к развитию добычи полезных ископаемых. Обрабатывающие производства в Амурской области исторически сложились как обслуживающие нужды золотодобытчиков, шахтеров, лесозаготовителей, сельхозпроизводителей.


По итогам 2017 года индекс промышленного производства составил 101,9%.


В общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по "чистым" видам деятельности Амурской области наиболее высок удельный вес добычи полезных ископаемых (53,5%), на втором - обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (25,1%), на третьем месте - обрабатывающие производства (19,2%), на четвертом - водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (2,2%).


Добыча полезных ископаемых в Амурской области представлена двумя крупными видами деятельности: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (уголь) и добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (золото, железная руда, строительные материалы).


Потенциальные запасы минерального сырья выводят область на 13 место в России и оцениваются в 400 млрд. долларов. Амурская область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по добыче золота.


В 2017 году индекс промышленного производства по добыче полезных ископаемых составил 113,3%. Добыто 25,8 т золота.


Из топливно-энергетических полезных ископаемых на территории Амурской области добывается только уголь, в основном, бурый.


Объем добычи угля ежегодно составляет в пределах 3,3 млн. т.


Амурская область - энергоизбыточный регион. Производственный потенциал электроэнергетики Амурской области составляют Зейская ГЭС (1330 МВт), Благовещенская ТЭЦ (400 МВт), Райчихинская ГРЭС (102 МВт), Бурейская ГЭС (2010 МВт) и Нижне-Бурейская ГЭС (320 МВт).