Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2018 года N 280


Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Тыва на 2018 - 2026 годы"

(с изменениями на 19 декабря 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 10.09.2019 N 444, от 18.02.2020 N 47, от 22.07.2020 N 331, от 17.03.2021 N 124, от 29.07.2021 N 384, от 20.04.2022 N 219, от 15.06.2022 N 377, от 26.10.2022 N 695, от 19.12.2023 N 903)
____________________________________________________________________

Утратил силу с 1 января 2024 года на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 08.11.2023 N 813.

____________________________________________________________________



Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Тыва на 2018 - 2026 годы" (далее - государственная программа).


2. Министерству финансов Республики Тыва предусматривать средства на реализацию мероприятий государственной программы при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на соответствующие годы.


3. Установить, что объемы финансирования мероприятий указанной государственной программы подлежат ежегодному уточнению исходя из прогноза доходной части республиканского бюджета Республики Тыва.



Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
О.НАТСАК



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 28 мая 2018 г. N 280



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА 2018 - 2026 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 10.09.2019 N 444, от 18.02.2020 N 47, от 22.07.2020 N 331, от 17.03.2021 N 124, от 29.07.2021 N 384, от 20.04.2022 N 219, от 15.06.2022 N 377, от 26.10.2022 N 695, от 19.12.2023 N 903)




ПАСПОРТ
 государственной программы Республики Тыва "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Тыва на 2018 - 2026 годы"

Наименование

-

государственная программа Республики Тыва "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Тыва на 2018 - 2026 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

-

Министерство лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 20.04.2022 N 219)

Ответственные исполнители Программы

-

Министерство лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 20.04.2022 N 219)

Соисполнители Программы

-

Министерство образования Республики Тыва, Министерство строительства Республики Тыва, Служба по тарифам Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию)

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 20.04.2022 N 219)

Цели Программы

-

определение приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Тыва в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - отходы);

предотвращение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия на территории Республики Тыва;

совершенствование системы обращения с отходами;

привлечение инвестиций в развитие отрасли по обращению с отходами;

максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот

Задачи Программы

-

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы обращения с отходами; организация эффективной системы управления отходами;

создание и развитие системы обращения с отходами на основе селективного сбора, предусматривающей размещение межмуниципальных зональных центров, подготовку квалифицированных кадров для работы в отрасли;

организация селективного сбора твердых коммунальных и опасных (ртутьсодержащих и др.) отходов в местах их образования;

материально-техническое обеспечение сбора и вывоза отходов;

ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов, рекультивация муниципальных свалок;

повышение контроля за соблюдением правил сбора, транспортировки, размещения отходов, осуществление государственного экологического мониторинга;

совершенствование системы экологического образования и просвещения, повышение уровня экологической культуры и грамотности населения

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

1. Создание инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления:

- ввод в промышленную эксплуатацию мощности по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе по утилизации и переработке твердых коммунальных отходов:

в 2018 г. - 0 тыс. тонн;

в 2019 г. - 0 тыс. тонн;

в 2020 г. - 0 тыс. тонн;

в 2021 г. - 0 тыс. тонн;

в 2022 г. - 0 тыс. тонн;

в 2023 г. - 0 тыс. тонн;

в 2024 г. - 0,024 тыс. тонн;

в 2025 г. - 0,036 тыс. тонн;

в 2026 г. - 0,048 тыс. тонн;

- ввод в промышленную эксплуатацию мощности по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе по обработке (сортировке):

в 2018 г. - 0 тыс. тонн;

в 2019 г. - 0 тыс. тонн;

в 2020 г. - 0 тыс. тонн;

в 2021 г. - 0 тыс. тонн;

в 2022 г. - 0 тыс. тонн;

в 2023 г. - 0 тыс. тонн;

в 2024 г. - 0,012 тыс. тонн;

в 2025 г. - 0,018 тыс. тонн;

в 2026 г. - 0,024 тыс. тонн;

- приобретение экосеток для раздельного сбора отходов:

в 2018 г. - 0 шт.;

в 2019 г. - 0 шт.;

в 2020 г. - 67 шт.;

в 2021 г. - 35 шт.;

в 2022 г. - 0 шт.;

в 2023 г. - 0 шт.;

в 2024 г. - 0 шт.;

в 2025 г. - 0 шт.;

в 2026 г. - 0 шт.;

- приобретение контейнеров для твердых коммунальных отходов:

в 2018 г. - 0 шт.;

в 2019 г. - 0 шт.;

в 2020 г. - 130 шт.;

в 2021 г. - 285 шт.;

в 2022 г. - 122 шт.;

в 2023 г. - 78 шт.;

в 2024 г. - 82 шт.;

в 2025 г. - 0 шт.;

в 2026 г. - 0 шт.;

- приобретение бункеров для сбора твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов:

в 2018 г. - 0 шт.;

в 2019 г. - 0 шт.;

в 2020 г. - 0 шт.;

в 2021 г. - 150 шт.;

в 2022 г. - 190 шт.;

в 2023 г. - 95 шт.;

в 2024 г. - 43 шт.;

в 2025 г. - 45 шт.;

в 2026 г. - 34 шт.;

- приобретение специализированной техники для сбора твердых коммунальных отходов:

в 2018 г. - 0 единиц;

в 2019 г. - 0 единиц;

в 2020 г. - 0 единиц;

в 2021 г. - 41 единица;

в 2022 г. - 0 единиц;

в 2023 г. - 0 единиц;

в 2024 г. - 0 единиц;

в 2025 г. - 0 единиц;

в 2026 г. - 0 единиц.

2. Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами:

- доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов:

в 2018 г. - 0 процентов;

в 2019 г. - 100 процентов;

в 2020 г. - 100 процентов;

в 2021 г. - 100 процентов;

в 2022 г. - 100 процентов;

в 2023 г. - 100 процентов;

в 2024 г. - 100 процентов;

в 2025 г. - 100 процентов;

в 2026 г. - 100 процентов;

- доля разработанных электронных моделей:

в 2018 г. - 0 процентов;

в 2019 г. - 0 процентов;

в 2020 г. - 100 процентов;

в 2021 г. - 100 процентов;

в 2022 г. - 100 процентов;

в 2023 г. - 100 процентов;

в 2024 г. - 100 процентов;

в 2025 г. - 100 процентов;

в 2026 г. - 100 процентов;

- доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами:

в 2018 г. - 0 процентов;

в 2019 г. - 0 процентов;

в 2020 г. - 40 процентов;

в 2021 г. - 50 процентов;

в 2022 г. - 60 процентов;

в 2023 г. - 70 процентов;

в 2024 г. - 80 процентов;

в 2025 г. - 90 процентов;

в 2026 г. - 100 процентов.

3. Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде:

- численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с рекультивацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации:

в 2018 г. - 0 человек;

в 2019 г. - 0 человек;

в 2020 г. - 0 человек;

в 2021 г. - 5,000 тыс. человек;

в 2022 г. - 0 человек;

в 2023 г. - 0 человек;

в 2024 г. - 0 человек;

в 2025 г. - 0 человек;

в 2026 г. - 0 человек;

- количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде:

в 2018 г. - 0 шт.;

в 2019 г. - 0 шт.;

в 2020 г. - 0 шт.;

в 2021 г. - 1 шт.;

в 2022 г. - 0 шт.;

в 2023 г. - 0 шт.;

в 2024 г. - 0 шт.;

в 2025 г. - 0 шт.;

в 2026 г. - 0 шт.;

- проведение государственной экологической экспертизы по рекультивации отходов комбината "Тувакобальт":

в 2018 г. - 0 единиц;

в 2019 г. - 0 единиц;

в 2020 г. - 1 единица;

в 2021 г. - 0 единиц;

в 2022 г. - 0 единиц;

в 2023 г. - 0 единиц;

в 2024 г. - 0 единиц;

в 2025 г. - 0 единиц;

в 2026 г. - 0 единиц.

4. Предотвращение негативного воздействия отходов на окружающую среду и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и территорий:

- количество ликвидированных несанкционированных мест размещения отходов:

в 2018 г. - 0 единиц;

в 2019 г. - 1 единица;

в 2020 г. - 1 единица;

в 2021 г. - 1 единица;

в 2022 г. - 0 единиц;

в 2023 г. - 0 единиц;

в 2024 г. - 0 единиц;

в 2025 г. - 0 единиц;

в 2026 г. - 0 единиц;

- проведение количественного химического анализа в контрольных точках:

в 2018 г. - 0 единиц;

в 2019 г. - 0 единиц;

в 2020 г. - 0 единиц;

в 2021 г. - 0 единиц;

в 2022 г. - 3 единицы;

в 2023 г. - 3 единиц;

в 2024 г. - 3 единиц;

в 2025 г. - 0 единиц;

в 2026 г. - 0 единиц.

5. Совершенствование системы экологического образования и просвещения, повышение уровня экологической культуры и грамотности населения:

- количество населенных пунктов, информированных о системе обращения с твердыми коммунальными отходами посредством средств массовой информации и раздаточного материала:

в 2018 г. - 0 процентов;

в 2019 г. - 0 процентов;

в 2020 г. - 40 процентов;

в 2021 г. - 50 процентов;

в 2022 г. - 60 процентов;

в 2023 г. - 70 процентов;

в 2024 г. - 80 процентов;

в 2025 г. - 90 процентов;

в 2026 г. - 100 процентов.

6. Привлечение инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета:

объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета:

в 2018 г. - 0 тыс. рублей;

в 2019 г. - 4795,9 тыс. рублей;

в 2020 г. - 8215,0 тыс. рублей;

в 2021 г. - 298115,2 тыс. рублей;

в 2022 г. - 13488,6 тыс. рублей;

в 2023 г. - 8556,3 тыс. рублей;

в 2024 г. - 7186,3 тыс. рублей;

в 2025 г. - 30935,8 тыс. рублей;

в 2026 г. - 12127,4 тыс. рублей.

Сведения о составе и цифровых значениях целевых показателей (индикаторов) Программы приведены в приложении N 1 к Программе

     (в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 15.06.2022 N 377, от 26.10.2022 N 695)

Этапы и сроки реализации Программы

-

срок реализации Программы - 2018 - 2026 годы. Программа реализуется в два этапа:

I этап - 2018 - 2021 годы:

предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;

обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами;

начало проведения изыскательских работ, проектирования и строительства объектов по сортировке, размещению и утилизации отходов, в том числе вторичного сырья;

II этап - 2022 - 2026 годы:

охват всех населенных пунктов республики системой раздельного сбора отходов;

ликвидация мест несанкционированного размещения отходов на территории республики;

корректировка программных мероприятий с учетом реализации I этапа Программы

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 29.07.2021 N 384)

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 983842,7 тыс. рублей, из них:

в 2018 г. - не предусмотрено;

в 2019 г. - 4795,9 тыс. рублей;

в 2020 г. - 8215,0 тыс. рублей;

в 2021 г. - 437518,0 тыс. рублей;

в 2022 г. - 23988,6 тыс. рублей;

в 2023 г. - 15100,0 тыс. рублей;

в 2024 г. - 63936,3 тыс. рублей;

в 2025 г. - 412011,5 тыс. рублей;

в 2026 г. - 18277,4 тыс. рублей;

средства из федерального бюджета - 514298,6 тыс. рублей, в том числе:

в 2018 г. - не предусмотрено;

в 2019 г. - не предусмотрено;

в 2020 г. - не предусмотрено;

в 2021 г. - 139402,8 тыс. рублей;

в 2022 г. - не предусмотрено;

в 2023 г. - не предусмотрено;

в 2024 г. - не предусмотрено;

в 2025 г. - 374895,8 тыс. рублей;

в 2026 г. - не предусмотрено;

средства из республиканского бюджета Республики Тыва - 389298,5 тыс. рублей, в том числе:

в 2018 г. - не предусмотрено;

в 2019 г. - 4565,9 тыс. рублей;

в 2020 г. - 8000,0 тыс. рублей;

в 2021 г. - 297894,5 тыс. рублей;

в 2022 г. - 13488,6 тыс. рублей;

в 2023 г. - 15100,0 тыс. рублей;

в 2024 г. - 7186,3 тыс. рублей;

в 2025 г. - 30935,8 тыс. рублей;

в 2026 г. - 12127,4 тыс. рублей;

средства из бюджетов муниципальных образований Республики Тыва - 665,7 тыс. рублей, в том числе:

в 2018 г. - не предусмотрено;

в 2019 г. - 230,0 тыс. рублей;

в 2020 г. - 215,0 тыс. рублей;

в 2021 г. - 220,7 тыс. рублей;

в 2022 г. - не предусмотрено;

в 2023 г. - не предусмотрено;

в 2024 г. - не предусмотрено;

в 2025 г. - не предусмотрено;

в 2026 г. - не предусмотрено;

средства из внебюджетных источников - 79580,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2018 г. - не предусмотрено;

в 2019 г. - не предусмотрено;

в 2020 г. - не предусмотрено;

в 2021 г. - не предусмотрено;

в 2022 г. - 10500,0 тыс. рублей;

в 2023 г. - не предусмотрено;

в 2024 г. - 56750,0 тыс. рублей;

в 2025 г. - 6180,0 тыс. рублей;

в 2026 г. - 6150,0 тыс. рублей

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 19.12.2023 N 903)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

повышение эффективности и значимости природоохранной политики, проводимой Правительством Республики Тыва;

приведение деятельности по обращению с отходами в соответствие с действующим законодательством;

соответствие мероприятий по развитию системы обращения с отходами Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Тыва;

вовлечение в хозяйственный оборот рекультивированных и восстановленных земель;

обеспечение санитарно-гигиенического и экологического благополучия на территории республики (полная ликвидация мест несанкционированного размещения отходов; внедрение системы селективного сбора в местах их образования, увеличение доли ТКО,

использованных в качестве вторичного сырья);

увеличение количества дополнительных рабочих мест;

повышение качества жизни населения; поддержание статуса Республики Тыва как эколого-рекреационного региона мирового уровня.



I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния


Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".


Республика Тыва традиционно является аграрно-животноводческим и туристическим регионом, благодаря чему промышленное воздействие на экологию не является таким значительным, как проблемы обращения с отходами.


Твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.


Современная ситуация характеризуется ростом объектов образования ТКО и усложнением их состава. Недостаточно развитая система селективного сбора отходов (бумаги, пластика, стекла, резины, металла, а также опасных отходов, таких как отработавшие ртутьсодержащие лампы, источники малого тока (батарейки) и др.) способствует захоронению на полигонах ТКО и свалках данных компонентов, являющихся богатым источником вторичных ресурсов и, в то же время, источниками загрязнения почвы и грунтовых вод. Решение обозначенной проблемы является остроактуальным, поскольку будет способствовать обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, санитарной очистке территории населенных пунктов, охране окружающей среды и ресурсосбережению. Это, в свою очередь, соответствует одному из приоритетов стратегического развития Республики Тыва, направленному на повышение уровня и качества жизни населения. Для интенсивного социально-экономического развития Республики Тыва необходимо обеспечить построение эффективной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе ТКО.


Кроме этого в Республике Тыва наиболее экологически опасными объектами являются объекты прошлой хозяйственной деятельности, ликвидация которых является первоочередной задачей в области обеспечения экологической безопасности в Республике Тыва.


В результате 20 лет работы бывшего комбината "Тувакобальт" образовалось 1,7 млн. куб. м твердых отходов, содержащих в среднем до 3,3 процента токсичного металла - мышьяка и других металлов, способных образовывать токсичные соединения. В карты было сброшено 356 тонн пульпы с концентрацией цианистого натрия 3,4 г/л. Две карты из пяти рекультивированы, три открыты и подвержены ветровой эрозии. В почвах населенных пунктов с. Хову-Аксы и с. Сайлыг Чеди-Хольского района Республики Тыва содержание мышьяка превышает предельно допустимые концентрации в 20 - 150 раз.


Еще одними экологически опасными объектами в Республике Тыва являются заброшенные карьеры и подземные выработки бывшего ртутноперерабатывающего предприятия "Терлиг-Хая" в муниципальном районе "Кызылский кожуун" Республики Тыва. Добыча осуществлялась из карьера и штольневых горизонтов. Годовая производительность по руде составляла 33,2 тыс. тонн, по ртути - 30 - 40 тонн. В настоящее время карьер и подземные выработки в рудном поле Терлиг-Хая затоплены. Объем воды составляет 337 тыс. куб. м. Промышленные и производственные здания разрушены, рекультивация разработанных карьеров не осуществлялась. По лабораторным данным федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" в настоящее время происходит локальное загрязнение окружающей среды ртутьсодержащими компонентами.



1. Данные о ежегодном образовании твердых коммунальных отходов


Санитарное состояние многих населенных пунктов Республики Тыва в настоящее время вызывает опасение загрязнения окружающей среды. Отходы производства и потребления представляют собой серьезную экологическую, экономическую и социальную проблему. Действующая система обращения с отходами была сформирована еще в советское время и не соответствует современным реалиям. В населенных пунктах Республики Тыва до сих пор применяется унитарный сбор ТКО без разделения по компонентам, практически весь объем ТКО вывозится на полигоны, многие из которых не отвечают санитарным требованиям, имеются многочисленные нелегальные свалки, существенно ухудшающие санитарное состояние территорий.


Современная ситуация характеризуется следующими факторами: объемы ТКО непрерывно возрастают, ухудшая санитарное состояние территорий, состав ТКО заметно усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов, увеличиваются затраты на обращение с отходами. Существует серьезная проблема с утилизацией электробытовых приборов, электронной и компьютерной техники, электрических батареек, аккумуляторов, ртутьсодержащих отходов, автомобилей и их деталей. Проблема утилизации ТКО является актуальной, поскольку ее решение связано с необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, санитарной очистки территорий, охраны окружающей среды и ресурсосбережения.


ТКО, образующиеся в результате жизнедеятельности людей, представляют собой гетерогенную смесь сложного морфологического состава (черные и цветные металлы, макулатуросодержащие и текстильные компоненты, стеклобой, пластмасса, пищевые отходы, камни, золошлаки, кости, кожа, резина, дерево, уличный смет и опасные (ртутьсодержащие и др.) элементы).


Ежегодно каждый городской житель в нашей стране производит в среднем 200 - 400 кг ТКО, образующих городской мусор. Промедление с его удалением и ликвидацией недопустимо, так как может привести к глобальным эпидемиям (холера, чума и др.) и к серьезному загрязнению территории.



Методика расчета объема и массы ТКО


В качестве источников образования ТКО рассматриваются территориально обособленные объекты - населенные пункты. Фактический норматив накопления ТКО от жилого фонда - 1,90 куб. м на человека в год*. Расчетная плотность ТКО - 150 кг/куб. м на человека в год*.


Расчет объемов и массы отходов, образуемых в среднем в год, производится по формуле:


Vтко = n x 2,90, где n - число жителей конкретного населенного пункта;


Mтко = Vтко x 0,15.


Объемы и масса образования ТКО на территории республики в 2016 году указаны в таблице 1.



Таблица 1


ТКО в муниципальных районах, городских

округах и сельских поселениях

Наименование муниципальных районов (городских округов)

Количество отходов от населения в сутки, куб. м

Количество отходов объектов инфраструктуры в сутки, куб. м

Всего количество отходов в сутки, куб. м

Всего количество отходов в год, куб. м

Количество отходов от населения, тонн в год

Республика Тыва

1461,3

290,1

1751,4

639257,2

69339,0

1. г. Кызыл

422,3

105,6

527,9

192680,5

25048,5

2. г. Ак-Довурак

71,3

17,8

89,1

32537,5

3383,9

3. Бай-Тайгинский кожуун, в том числе:

54,8

8,2

63,0

23016,8

2601,9

сумон Бай-Талский

9,3

1,4

10,7

3904,6

441,4

сумон Кара-Хольский

6,9

1,0

7,9

2899,5

327,8

сумон Кызыл-Дагский

4,3

0,6

4,9

1785,1

201,8

сумон Тээлинский

16,9

2,5

19,4

7112,2

804,0

сумон Хемчикский

4,1

0,6

4,7

1717,4

194,1

сумон Шуйский

9,5

1,4

10,9

3998,6

452,0

сумон Ээр-Хавакский

3,8

0,6

4,4

1599,4

180,8

4. Барун-Хемчикский кожуун, в том числе:

65,4

9,8

75,2

27441,4

3102,1

сумон Акский

4,1

0,6

4,7

1737,1

196,4

сумон Аксы-Барлыкский

4,8

0,7

5,5

2005,8

226,7

сумон Аянгатинский

2,6

0,4

3,0

1101,2

124,5

сумон Барлыкский

7,5

1,1

8,6

3131,1

354,0

сумон Бижиктиг-Хая

2,9

0,4

3,3

1210,5

136,8

сумон Хонделенский

3,0

0,4

3,4

1256,4

142,0

сумон Шекпээрский

6,4

1,0

7,4

2705,0

305,8

сумон Эрги-Барлыкский

8,0

1,2

9,2

3358,3

379,6

сумон Кызыл-Мажалыкский

26,1

3,9

30,0

10935,9

1236,2

5. Дзун-Хемчикский кожуун, в том числе:

102,1

19,9

122,0

44534,6

4842,9

г. Чадан (Чадаана)

46,4

11,6

58,0

21166,0

2201,3

сумон Баян-Талинский

3,7

0,6

4,3

1540,4

174,1

сумон Ийменский

3,4

0,5

3,9

1418,1

160,3

сумон Теве-Хаинский

7,7

1,2

8,9

3246,9

367,0

сумон Хайыраканский

7,0

1,0

8,0

2923,5

330,5

сумон Хондергейский

4,9

0,7

5,6

2053,9

232,2

сумон Хорум-Дагский

2,1

0,3

2,4

898,0

101,5

сумон Чаданский

7,9

1,2

9,1

3297,2

372,7

сумон Чыраа-Бажынский

7,2

1,1

8,3

3030,6

342,6

сумон Чыргакынский

4,0

0,6

4,6

1667,2

188,5

сумон Элдиг-Хем

1,2

0,2

1,4

515,7

58,3

сумон Шеминский

5,7

0,9

6,6

2386,0

269,7

6. Каа-Хемский кожуун, в том числе:

62,7

9,4

72,1

26324,9

2975,9

сумон Бояровский

3,3

0,5

3,8

1383,1

156,4

сумон Бурен-Бай-Хаакский

6,2

0,9

7,1

2615,4

295,7

сумон Бурен-Хемский

5,3

0,8

6,1

2206,9

249,5

сумон Дерзиг-Аксы

5,3

0,8

6,1

2239,6

253,2

сумон Ильинский

4,2

0,6

4,8

1783,0

201,6

сумон Кок-Хаакский

2,0

0,3

2,3

850,0

96,1

сумон Кундустугский

3,2

0,5

3,7

1346,0

152,2

сумон Сарыг-Сепский

22,5

3,4

25,9

9428,3

1065,8

сумон Сизимский

4,2

0,6

4,8

1750,2

197,8

сумон Суг-Бажынский

4,0

0,6

4,6

1678,1

189,7

сумон Усть-Буренский

2,5

0,4

2,9

1044,4

118,1

7. Кызылский кожуун, в том числе:

155,0

31,9

186,9

68222,1

7354,9

пгт. Каа-Хем

86,6

21,6

108,2

39491,5

4107,1

сумон Баян-Колский

6,4

1,0

7,4

2672,3

302,1

сумон Кара-Хаакский

7,1

1,1

8,2

2960,7

334,7

сумон Сукпакский

24,4

3,7

28,1

10247,7

1158,4

сумон Терлиг-Хаинский

2,6

0,4

3,0

1101,2

124,5

сумон Усть-Элегестинский

7,7

1,2

8,9

3238,2

366,1

сумон Целинный

6,2

0,9

7,1

2584,9

292,2

сумон Чербинский

5,9

0,9

6,8

2462,5

278,4

сумон Шамбалыгский

2,2

0,3

2,5

919,9

104,0

сумон Ээрбекский

6,0

0,9

6,9

2534,6

286,5

8. Монгун-Тайгинский кожуун, в том числе:

30,1

4,5

34,6

12653,3

1430,4

сумон Каргынский

22,1

3,3

25,4

9257,8

1046,5

сумон Моген-Буренский

7,2

1,1

8,3

3041,5

343,8

сумон Тоолайлыг

0,8

0,1

0,9

354,0

40,0

9. Овюрский кожуун, в том числе:

35,4

5,3

40,7

14873,3

1681,3

сумон Саглынский

4,0

0,6

4,6

1695,6

191,7

сумон Сарыг-Хольский

2,4

0,4

2,8

1016,0

114,9

сумон Солчурский

4,6

0,7

5,3

1944,7

219,8

сумон Дус-Дагский

5,0

0,8

5,8

2119,5

239,6

сумон Хандагайты

16,2

2,4

18,6

6810,6

769,9

сумон Чаа-Суурский

3,1

0,5

3,6

1287,0

145,5

10. Пий-Хемский кожуун, в том числе:

51,5

10,3

61,8

22540,1

2443,3

пгт. Туран

25,4

6,3

31,7

11575,8

1203,9

сумон Аржаанский

4,1

0,6

4,7

1717,4

194,1

сумон Севинский

2,0

0,3

2,3

823,7

93,1

сумон Сесерлигский

4,0

0,6

4,6

1665,0

188,2

сумон Сушский

2,6

0,4

3,0

1070,7

121,0

сумон Тарлагский

2,4

0,4

2,8

1022,6

115,6

сумон Уюкский

3,8

0,6

4,4

1614,7

182,5

сумон Хадынский

3,5

0,5

4,0

1448,7

163,8

11. Сут-Хольский кожуун, в том числе:

41,4

6,2

47,6

17366,4

1963,2

сумон Ак-Дашский

2,9

0,4

3,3

1212,7

137,1

сумон Алдан-Маадырский

5,7

0,9

6,6

2410,1

272,4

сумон Бора-Тайгинский

3,9

0,6

4,5

1647,5

186,2

сумон Ишкинский

5,8

0,9

6,7

2434,1

275,2

сумон Кара-Чыраанский

4,1

0,6

4,7

1730,5

195,6

сумон Кызыл-Тайгинский

2,5

0,4

2,9

1055,4

119,3

сумон Суг-Аксынский

16,4

2,5

18,9

6876,2

777,3

12. Тандинский кожуун, в том числе:

68,9

10,3

79,2

28903,2

3267,3

сумон Арыг-Бажинский

4,6

0,7

5,3

1911,9

216,1

сумон Бай-Хаакский

16,2

2,4

18,6

6795,4

768,2

сумон Балгазынский

18,1

2,7

20,8

7606,0

859,8

сумон Дургенский

14,3

2,1

16,4

6002,2

678,5

сумон Кочетовский

4,0

0,6

4,6

1699,9

192,2

сумон Кызыл-Арыг

3,3

0,5

3,8

1387,5

156,8

сумон Межегейский

6,0

0,9

6,9

2536,8

286,8

сумон Успенка

2,3

0,3

2,6

963,6

108,9

13. Тере-Хольский кожуун, в том числе:

9,8

1,5

11,3

4096,9

463,1

сумон Шынаанский

7,6

1,1

8,7

3187,9

360,4

сумон Каргы

0,8

0,1

0,9

323,4

36,6

сумон Балыктыг

0,5

0,1

0,6

209,8

23,7

сумон Эми

0,9

0,1

1,0

375,8

42,5

14. Тес-Хемский кожуун, в том числе:

43,5

6,5

50,0

18255,7

2063,7

сумон Берт-Дагский

5,5

0,8

6,3

2309,5

261,1

сумон Кызыл-Чыраанский

4,5

0,7

5,2

1894,4

214,1

сумон О-Шынаанский

4,5

0,7

5,2

1881,3

212,7

сумон Самагалтайский

17,1

2,6

19,7

7179,9

811,6

сумон У-Шынаанский

2,2

0,3

2,5

937,4

106,0

сумон Чыргаландинский

5,8

0,9

6,7

2414,4

272,9

сумон Шуурмакский

3,9

0,6

4,5

1638,8

185,3

15. Тоджинский кожуун, в том числе:

33,6

5,0

38,6

14119,5

1596,1

сумон Азасский

6,8

1,0

7,8

2853,6

322,6

сумон Ийский

7,0

1,0

8,0

2930,1

331,2

сумон Сыстыг-Хемский

0,7

0,1

0,8

308,1

34,8

сумон Тоора-Хемский

16,9

2,5

19,4

7083,8

800,8

сумон Чазыларский

0,7

0,1

0,8

303,7

34,3

сумон Ырбан

1,5

0,2

1,7

640,2

72,4

16. Улуг-Хемский кожуун, в том числе:

98,4

20,5

118,9

43391,6

4670,3

г. Шагонар (Шагаан-Арыг)

56,9

14,2

71,1

25970,6

2700,9

сумон Арыг-Узуунский

6,9

1,0

7,9

2899,5

327,8

сумон Арыскан

3,2

0,5

3,7

1352,5

152,9

сумон Иштии-Хем

2,7

0,4

3,1

1149,3

129,9

сумон Ийи-Тал

3,1

0,5

3,6

1317,6

148,9

сумон Хайыраканский

9,2

1,4

10,6

3858,7

436,2

сумон Кок-Чыраанский

2,7

0,4

3,1

1149,3

129,9

сумон Торгалыгский

6,0

0,9

6,9

2506,2

283,3

сумон Чаатинский

4,2

0,6

4,8

1778,6

201,1

сумон Эйлиг-Хемский

3,4

0,5

3,9

1409,3

159,3

17. Чаа-Хольский кожуун, в том числе:

31,7

4,8

36,5

13300,1

1503,5

сумон Ак-Дуругский

7,0

1,1

8,1

2954,1

333,9

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»