Действующий

Об утверждении Региональной программы по реализации, обеспечению и защите прав потребителей на территории Омской области на период до 2027 года (с изменениями на 30 мая 2024 года)



Раздел II. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей в Омской области


1. Программа разработана в целях реализации на территории Омской области Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р (далее - Стратегия в сфере ЗПП).


Программа направлена на развитие системы обеспечения прав потребителей на территории Омской области, а также на создание условий для эффективной защиты установленных законодательством прав потребителей и улучшение качества жизни населения Омской области, подразумевающее не только рост реальных доходов населения и развитие социальной сферы, но и обеспечение реальной возможности граждан в реализации своих потребительских прав и рациональном использовании полученных ими доходов на приобретение необходимых товаров и услуг. При этом создание условий для комфортной жизни населения Омской области является ключевой стратегической целью социально-экономического развития Омской области, определенной Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п (далее - Стратегия Омской области).


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 23.11.2022 N 646-п)


Право потребителя на выбор товаров (работ, услуг) признается главным правом потребителей, и данный выбор невозможен без рынка, формируемого производителями и поставщиками товаров и услуг, а также без конкуренции между ними. Рост конкурентоспособности экономики Омской области также является стратегической целью социально-экономического развития Омской области в соответствии со Стратегией Омской области. Системный подход к решению задач развития конкуренции в Омской области обеспечивается в том числе в рамках реализации Концепции развития торговли и конкуренции на продовольственном рынке Омской области, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 22 апреля 2003 года N 61.


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 23.11.2022 N 646-п)


2. Правовой основой обеспечения прав потребителей в Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон). В процессе реализации Закона на территории Омской области сформировалась многоуровневая система ЗПП, в качестве основных элементов которой выступают:


1) Управление Роспотребнадзора, наделенное полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ЗПП, по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области ЗПП, а также координирующее работу системы консультационного направления на базе федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области";


2) территориальные органы и подразделения федеральных органов исполнительной власти, действующие на территории Омской области и наделенные полномочиями на проведение контрольно-надзорных мероприятий в различных сферах экономической деятельности, связанной с продажей товаров и реализацией услуг населению (в частности, в сферах транспорта, связи и коммуникаций, здравоохранения);


3) органы исполнительной власти Омской области, осуществляющие в рамках возложенных на них Законом полномочий мероприятия по реализации, обеспечению ЗПП;


4) органы местного самоуправления Омской области, осуществляющие в соответствии с Законом рассмотрение жалоб и консультирование потребителей, направление обращений в суды по вопросам ЗПП, извещение органа государственного надзора при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям;


5) общества потребителей, наделенные Законом правом на проведение независимой экспертизы товаров (работ, услуг), проверку соблюдения прав потребителей и правил их обслуживания, обращение в суды с заявлениями по вопросам ЗПП, распространение правовой, товароведческой и иной полезной для потребителей информации.


3. В Омской области зарегистрированы 52 общества потребителей. Их численность значительно превышает количество аналогичных общественных организаций, созданных в других регионах, входящих в состав Сибирского федерального округа (в Новосибирской области - 36 организаций, Алтайском крае - 38, Красноярском крае - 44, Республике Тыва - 1). Управлением Роспотребнадзора заключены соглашения о сотрудничестве с 7 обществами потребителей.


Общества потребителей ведут активную деятельность по обеспечению законных прав потребителей в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, организовывают работу горячих линий для потребителей ("Посоветуйся до покупки"), участвуют в различных общественно-политических мероприятиях, круглых столах и семинарах, информируют население о предпринимаемых ими мерах по вопросам ЗПП через средства массовой информации. Руководители обществ потребителей входят в состав общественных советов, созданных при отраслевых органах исполнительной власти Омской области и органах местного самоуправления Омской области.


Социально ориентированные некоммерческие организации, в том числе общества потребителей, реализующие мероприятия в сфере правового просвещения граждан, пользуются правом на получение государственной финансовой поддержки в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 24 марта 2021 года N 106-п "Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на развитие гражданского общества".