Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПРИКАЗ

от 22 декабря 2016 года N 01-09/3758


О внесении изменений в приказ МО РС(Я) 10.05.2012 N 01-16/2399 "Об утверждении Инструкции по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки РС(Я) от 26 сентября 2024 года N 01-03/1779
____________________________________________________________________



Во исполнение пункта 9.2 постановления Прокуратуры Республики Саха (Якутия), в целях раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, приказываю:


1. Внести изменения в Инструкцию по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, согласно приложению.


2. Признать утратившим силу Инструкцию по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, утвержденную приказом Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 10.02.2012 N 01/16-2399.


3. Начальникам муниципальных органов управления в сфере образования, руководителям государственных организаций при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними руководствоваться настоящей инструкцией.


4. Контроль исполнения приказа возложить на первого заместителя министра Республики Саха (Якутия) Кондратьева Э.В.



Министр
В.А.ЕГОРОВ



Утвержден
приказом МОН Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2016 г. N 01-09/3758



ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ


Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом N 120 от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Положением о порядке постановки на учет и организации индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, Законом "Об образовании" и Порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, утвержденным председателем межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия).


1.2. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - настоящий Федеральный закон в соответствующем падеже) общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:


1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;


2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;


3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;


4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;


5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.


1.3. В Инструкции применяются следующие понятия:


- несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;


- безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;


- беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;


- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;


- антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;


- семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;


- асоциальная семья - семья, в которой нарушаются права ребенка.


Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:


1. Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.


2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.


3. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).


4. Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).


- индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;


- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;


- "внутришкольный и внутрисадовский учет" - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательной организацией в отношении обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена:


- на предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;


- на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений и преступлений обучающихся;


- на оказание социально-педагогической помощи и поддержки и психологического сопровождения обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении.


- социально-педагогический мониторинг образовательного процесса - система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семьях, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.


- профилактика социально-педагогическая (социально-педагогическая защита детства) - система мер, направленная на изучение особенностей развития и воспитания детей, условий их воспитания и обучения, использование полученных данных в деятельности по предупреждению трудностей в обучении и социальных отклонений в воспитании.


- педагогическая реабилитация - система мер педагогического характера, направленная на восстановление навыков обучения, самовоспитания, самосовершенствования, т.е. это оказание педагогической помощи и поддержки ребенку в реализации его образовательного маршрута, раскрытие личностного потенциала ребенка в его самовоспитании и т.д.


- индивидуальная программа педагогической и социально-педагогической помощи, психологического сопровождения обучающегося, находящегося в социально опасном положении, - локальный акт, устанавливающий план мероприятий, выполнение которых в образовательном учреждении необходимо для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.



II. Основания постановки и снятия с внутришкольного/внутрисадовского и внутрисадовского учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении


2.1. Постановка обучающихся на внутришкольный и внутрисадовский учет носит профилактический характер.


2.2. В соответствии со ст. 6 настоящего Федерального закона основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные ст. 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:


1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений образования;


2) приговор, определение или постановление суда;


3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;


4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;


5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.


2.3. Постановка обучающихся на внутришкольный и внутрисадовский учет осуществляется по основаниям, указанным в ст. 5 настоящего Федерального закона, или по совместному представлению заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога и классного руководителя с учетом решения Совета профилактики образовательной организации (Форма 1).


В представлении должны быть указаны объективные причины постановки обучающегося на внутришкольный и внутрисадовский учет, содержание работы проведенной социальным педагогом и классным руководителем или воспитателем.


На каждого обучающегося, поставленного на внутришкольный и внутрисадовский учет, заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом и классным руководителем или воспитателем:


- составляется социально-педагогическая характеристика на учащегося (Форма 2);


- оформляется информационная карточка несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (Форма 3);


- оформляется учетная карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (Форма 4);


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»