____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки РС(Я) от 26 сентября 2024 года N 01-03/1779
____________________________________________________________________
Во исполнение пункта 9.2 постановления Прокуратуры Республики Саха (Якутия), в целях раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, приказываю:
1. Внести изменения в Инструкцию по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, согласно приложению.
2. Признать утратившим силу Инструкцию по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, утвержденную приказом Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 10.02.2012 N 01/16-2399.
3. Начальникам муниципальных органов управления в сфере образования, руководителям государственных организаций при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними руководствоваться настоящей инструкцией.
4. Контроль исполнения приказа возложить на первого заместителя министра Республики Саха (Якутия) Кондратьева Э.В.
Министр
В.А.ЕГОРОВ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом N 120 от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Положением о порядке постановки на учет и организации индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, Законом "Об образовании" и Порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, утвержденным председателем межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия).
1.2. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - настоящий Федеральный закон в соответствующем падеже) общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
1.3. В Инструкции применяются следующие понятия:
- несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
- безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
- беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
- семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- асоциальная семья - семья, в которой нарушаются права ребенка.
Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:
1. Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.
2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.
3. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).
4. Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).
- индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- "внутришкольный и внутрисадовский учет" - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательной организацией в отношении обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена:
- на предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;
- на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений и преступлений обучающихся;
- на оказание социально-педагогической помощи и поддержки и психологического сопровождения обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении.
- социально-педагогический мониторинг образовательного процесса - система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семьях, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
- профилактика социально-педагогическая (социально-педагогическая защита детства) - система мер, направленная на изучение особенностей развития и воспитания детей, условий их воспитания и обучения, использование полученных данных в деятельности по предупреждению трудностей в обучении и социальных отклонений в воспитании.
- педагогическая реабилитация - система мер педагогического характера, направленная на восстановление навыков обучения, самовоспитания, самосовершенствования, т.е. это оказание педагогической помощи и поддержки ребенку в реализации его образовательного маршрута, раскрытие личностного потенциала ребенка в его самовоспитании и т.д.
- индивидуальная программа педагогической и социально-педагогической помощи, психологического сопровождения обучающегося, находящегося в социально опасном положении, - локальный акт, устанавливающий план мероприятий, выполнение которых в образовательном учреждении необходимо для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
2.1. Постановка обучающихся на внутришкольный и внутрисадовский учет носит профилактический характер.
2.2. В соответствии со ст. 6 настоящего Федерального закона основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные ст. 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:
1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений образования;
2) приговор, определение или постановление суда;
3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
2.3. Постановка обучающихся на внутришкольный и внутрисадовский учет осуществляется по основаниям, указанным в ст. 5 настоящего Федерального закона, или по совместному представлению заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога и классного руководителя с учетом решения Совета профилактики образовательной организации (Форма 1).
В представлении должны быть указаны объективные причины постановки обучающегося на внутришкольный и внутрисадовский учет, содержание работы проведенной социальным педагогом и классным руководителем или воспитателем.
На каждого обучающегося, поставленного на внутришкольный и внутрисадовский учет, заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом и классным руководителем или воспитателем:
- составляется социально-педагогическая характеристика на учащегося (Форма 2);
- оформляется информационная карточка несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (Форма 3);
- оформляется учетная карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (Форма 4);