В подпрограмме применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Уборка территорий - вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Для определения комплекса проблем, подлежащих программному решению, проведен анализ существующего положения в сфере сбора и вывоза мусора городского округа Солнечногорск. Анализ проведен по показателям, на основании которых сформулированы цели, и направления деятельности для реализации подпрограммы.
Для повышения уровня внешнего благоустройства и санитарного содержания городского округа Солнечногорск необходимо провести ряд мероприятий по благоустройству территории городского округа Солнечногорск необходимо:
1. оздоровление санитарной экологической обстановки, ликвидация несанкционированных свалок бытового мусора;
2. прочие мероприятия.
На основании Закона Московской области от 30 ноября 2004 года N 161/2004-ОЗ "О государственном административно - техническом надзоре на территории Московской области" "Несанкционированная свалка мусора - скопление отходов производства и потребления, возникшее в результате их самовольного (несанкционированного) сброса (размещения) или складирования на площади свыше 50 квадратных метров и объемом свыше 30 кубических метров".
Свалка отходов, в местах не предназначенных для этого, уродует облик городского округа Солнечногорск, угрожает экологической обстановке и влияет на здоровье жителей.
Наиболее крупные несанкционированные свалки образуются, как правило, в оврагах, на пустырях, на обочинах дорог, в частном секторе. В основном в состав этих свалок входит строительный мусор, а также бытовой мусор, упакованный в полиэтиленовые мешки и свёртки. Но также в состав могут входить любые виды отходов, включая опасные биологические, медицинские, промышленные, сельскохозяйственные не исключаются и радиоактивные. Поэтому свалки являются источником химического и биологического загрязнения почвы и подпочвенных вод различными вредными для здоровья человека веществами, в частности различными диоксинами, тяжелыми металлами и прочими токсичными веществами. Бывают и радиоактивные элементы. Многие из них очень токсичны для человека и животных даже при низких концентрациях и вызывают поражение органов и иммунной системы.
Данная статистика вызывает тревогу относительно экологического состояния территории городского округа Солнечногорск, вопрос ликвидации несанкционированных свалок отнесен к числу актуальных и требует особого контроля.
Количество несанкционированных свалок сигнализирует о проблемах, связанных с организацией работ по благоустройству территории городского округа Солнечногорск, о низком уровне экологической и гигиенической культуры населения, об отсутствии контроля за выполнением законодательной базы, заставляющей нести ответственность за выбрасывание мусора в непредусмотренных для этого местах.
Работы по ликвидации несанкционированных свалок мусора на территории городского округа Солнечногорск выполняются в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и с целью обеспечения должного санитарного состояния территории.
При выполнении работ по уборке несанкционированных свалок предусматривается ручная и механизированная очистка от мусора площадей, где расположены несанкционированные свалки, вывоз и размещение отходов на полигоне ТБО.
Проблема удаления и обезвреживания твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и крупногабаритного мусора (далее - КГМ), объем которых ежегодно возрастает, является одной из самых актуальных в плане поддержания санитарно-гигиенических условий проживания населения городского округа Солнечногорск и охраны окружающей среды.
Рост населения и общее повышение уровня жизни привели к увеличению потребления товаров и, как следствие, упаковочных материалов разового пользования, что значительно сказалось на количестве ТБО.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями и дополнениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе и от жилищного фонда, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих координацию и оказывает содействие во взаимодействии управляющих организаций, обслуживающих многоквартирные жилые дома городского округа Солнечногорск и специализированными организациями по сбору и вывозу ТБО и КГМ.
Сбор и вывоз отходов на территории городского округа Солнечногорск осуществляется на планово-регулярной основе в сроки, предусмотренные санитарными правилами. Вывоз мусора осуществляется специализированной техникой. Но при загрузке содержимого контейнера в кузов автомобиля часть мусора разносится ветром по прилегающей территории. Кроме того, подавляющая часть контейнеров для сбора ТБО старого типа (не закрываются крышками).
Возникла необходимость обустройства данных площадок, а именно установка контейнеров нового, закрытого типа, устройство твердого основания с уклоном в сторону проезжей части, разворотной площадки и ограждения площадки. Также на территории жилого фонда, как муниципального, так и частного, должны быть определены специальные места для размещения контейнеров, созданы наилучшие условия для сбора отходов и работы специального автотранспорта. Контейнерные площадки должны быть оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства на площадке для установки мусоросборников включает:
твердые виды покрытия,
элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями,
контейнеры для сбора ТБО.
Рекомендуется проектировать озеленение площадки. Покрытие площадки должно быть аналогичным покрытию транспортных проездов. Уклон покрытия площадки должен составлять 5-10 ‰ в сторону проезжей части, чтобы не допускать застаивания воды и скатывания контейнера. Сопряжение площадки с прилегающим проездом осуществляется в одном уровне, без укладки бордюрного камня, с газоном - садовым бортом или декоративной стенкой высотой 1,0-1,2 м.
Ранее для обустройства контейнерных площадок использовались различные виды строительных материалов, отдельно устанавливались монолитные плиты под основание площадок, часто контейнера устанавливались без основания. Ремонт площадок производился нерегулярно, с применением материалов недолжного качества.
Также замена старых контейнеров новыми, современными контейнерами, установленными на специально подготовленных и обустроенных площадках, позволит не только украсить эстетический вид городских улиц, но и будет способствовать улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в целом.
Основным способом в кратчайшие сроки улучшить данную ситуацию является реализация данной подпрограммы: проведение ремонта, реконструкции существующих контейнерных площадок, их поддержание в надлежащем состоянии и строительство новых площадок из материалов должного качества. В рамках реализации подпрограммы предусматривается ремонт и строительство новых контейнерных площадок.