ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2018 года N 306
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу "Развитие юстиции в Республике Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 сентября 2012 года N 325 (с последующими изменениями).
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 4 июля 2018 года N 306
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
1) в паспорте государственной программы:
1.1) раздел "Цели и задачи государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Цели и задачи государственной программы | Цели: |
1.2) раздел "Сроки и этапы реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Сроки и этапы реализации государственной программы | В 2013 - 2020 годах без деления на этапы"; |
1.3) в разделе "Целевые индикаторы и показатели государственной программы":
а) абзацы первый и второй заменить абзацем следующего содержания:
"Доля судебных актов, опубликованных на Интернет-сайтах мировых судей Республики Башкортостан, в общем количестве судебных актов, подлежащих публикации;";
б) абзац третий дополнить словами ", в общем количестве нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, поступивших на государственную регистрацию";
в) абзац четвертый дополнить словами ", в общем количестве муниципальных нормативных правовых актов, в отношении которых проведена экспертиза";
г) после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
"доля муниципальных нормативных правовых актов, включенных в республиканский регистр муниципальных нормативных правовых актов в установленный республиканским законодательством срок, в общем количестве муниципальных нормативных правовых актов, включенных в республиканский регистр муниципальных нормативных правовых актов;";
1.4) раздел "Ресурсное обеспечение государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение государственной программы | Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2013 - 2020 годы составит 5677074,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств: |
2) раздел 1 "Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Республики Башкортостан в сфере юстиции" изложить в следующей редакции:
"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СФЕРЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ
Согласно пункту "о" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации судоустройство находится в ведении Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан.
На территории Республики Башкортостан государственная политика в сфере юстиции отчасти реализуется Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции (далее - Госкомюстиции РБ) в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 декабря 2014 года N 593 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции" (с последующими изменениями) (далее - Положение).
Мировые судьи в Республике Башкортостан осуществляют свою деятельность более 15 лет.
Мировые судьи, являясь звеном в системе судов общей юрисдикции, играют значительную роль в реализации конституционного права граждан на судебную защиту.
В соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Развитие мировой юстиции зависит от ее финансово-организационного, материально-технического, кадрового и методического обеспечения. И эта непростая задача в Республике Башкортостан возлагается на Госкомюстиции РБ.
Деятельность Госкомюстиции РБ обусловлена масштабами нашей республики. На территории Республики Башкортостан общей площадью 142,9 тыс. кв. км, которая состоит из 54 административных районов, 21 города, 2 поселков городского типа, проживает население численностью 4069,6 тыс. человек, действуют 215 судебных участков.
Всего мировыми судьями Республики Башкортостан в 2017 году рассмотрено 576030 дел, что на 6,2% больше, чем в 2016 году.
Для снижения служебной нагрузки, обеспечения надлежащего состояния делопроизводства, своевременного обращения заявителей за реализацией права на исполнение судебного акта в разумный срок, формирования и ведения архивов судебных участков, в том числе в электронном виде, Госкомюстиции РБ необходимо провести мероприятия, направленные на оптимизацию деятельности аппарата мировых судей.
Во исполнение Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Закона Республики Башкортостан "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Республики Башкортостан" мировым судьям республики обеспечен доступ к информационной сети Интернет.
По состоянию на 31 декабря 2017 года в сети Интернет в единой справочной системе федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на официальном сайте www.sudrf.ru размещено 205982 судебных акта, что составляет 99,7% дел, подлежащих публикации.
Судебные участки полностью обеспечены компьютерной техникой с отвечающим потребностям мировых судей программным обеспечением.
В целях ведения электронного делопроизводства на судебных участках установлен программный модуль "АМИРС" (автоматизированное рабочее место мирового судьи). Проложены и настроены локальные вычислительные сети.
Одной из проблем в деятельности мировых судей при осуществлении правосудия является размещение судебных участков в не приспособленных для осуществления правосудия зданиях и помещениях.
По состоянию на 1 января 2018 года 215 судебных участков размещены в 82 зданиях и помещениях.
214 судебных участков, расположенных в 81 помещении, обеспечены залами судебных заседаний. В настоящее время не обеспечен залом судебного заседания 1 судебный участок, расположенный в Бурзянском районе Республики Башкортостан.
В 2013 - 2017 годы проведен капитальный ремонт в помещениях судебных участков. Качественное осуществление правосудия мировыми судьями невозможно в условиях нехватки площадей для размещения мировых судей, аппарата мировых судей, залов судебных заседаний. Для обеспечения доступа граждан к правосудию, в том числе создания надлежащих условий для защиты прав и законных интересов граждан, требуются строительство или реконструкция (капитальный ремонт) зданий (помещений) судебных участков.
В 2017 году для проведения капитального ремонта в помещениях судебных участков из бюджета Республики Башкортостан, в том числе из фонда экономии, было выделено и освоено 21000 тыс. рублей, проведены работы на 12 объектах.
В настоящее время судебные участки в основном расположены в помещениях, не в полной мере отвечающих современным требованиям к осуществлению правосудия. Кроме того, многие помещения эксплуатируются без надлежащего ремонта более сроков, установленных Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", в соответствии с которым продолжительность эксплуатации здания до капитального ремонта составляет 15 лет. В целях приведения судебных участков в надлежащее состояние необходимо выделение 16500 тыс. рублей ежегодно на проведение капитального ремонта не менее 14 судебных участков в год.
Государственная регистрация актов гражданского состояния характеризует правовое состояние граждан и является важной социально ориентированной функцией государства по оказанию государственных услуг гражданам и юридическим лицам, которая влияет на возникновение, изменение или прекращение их прав и обязанностей.
Государственной регистрации подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.
Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимы для обеспечения разнообразных потребностей граждан и субъектов государственного управления.
В настоящее время в Российской Федерации государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления). Финансирование вышеуказанных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. При этом размер субвенции на обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния, выделяемой субъекту Российской Федерации, определяется исходя из количества актов гражданского состояния и юридически значимых действий, совершенных органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния в субъекте Российской Федерации, за отчетный период.
В соответствии с Положением Госкомюстиции РБ предоставляет в рамках переданных полномочий Российской Федерации государственную услугу по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Для осуществления переданных полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Республики Башкортостан в структуре Госкомюстиции РБ функционируют 73 отдела записи актов гражданского состояния (далее - отделы ЗАГС).
В сфере государственной регистрации актов гражданского состояния Республики Башкортостан, как в Российской Федерации в целом, так и в Приволжском федеральном округе в частности, наблюдается тенденция к снижению количества зарегистрированных актов гражданского состояния.
Так, с 2007 по 2017 год количество зарегистрированных актов гражданского состояния снижено на 8,7% (2007 год - 168012, 2008 год - 171741, 2009 год - 172601, 2010 год - 174145, 2011 год - 177703, 2012 год - 176253, 2013 год - 178988, 2014 год - 178785, 2015 год - 171816, 2016 год - 159917, 2017 год - 153350).
Следует отметить положительную динамику по количеству совершенных юридически значимых действий (2007 год - 98470, 2008 год - 270353, 2009 год - 300029, 2010 год - 299894, 2011 год - 306483, 2012 год - 324348, 2013 год - 326119, 2014 год - 324718, 2015 год - 285755, 2016 год - 318533, 2017 год - 355125).
По количеству зарегистрированных актов гражданского состояния среди субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан находится на 6 месте (после городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Московской области, Краснодарского края и Свердловской области). На протяжении многих лет Республика Башкортостан занимает 1 место среди субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ, по количеству зарегистрированных актов гражданского состояния. В среднем ежегодно количество зарегистрированных органами ЗАГС Республики Башкортостан актов гражданского состояния превышает количество зарегистрированных актов гражданского состояния в соседних субъектах Российской Федерации (например, органами ЗАГС Республики Татарстан регистрируется на 15 тыс., Нижегородской области - на 34 тыс., Самарской области - на 41 тыс. актов меньше, чем органами ЗАГС Республики Башкортостан).
Анализ мирового опыта и текущей ситуации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния Российской Федерации показывает целесообразность применения компьютерных технологий в области регистрации актов гражданского состояния и необходимость создания единого информационного ресурса в данной сфере.
В отделах ЗАГС установлен и используется программный комплекс "Находка-ЗАГС", реализующий автоматизацию всех аспектов деятельности по регистрации актов гражданского состояния, формирование и ведение централизованного регионального архива, хранение статистической и аналитической информации, функционирование системы автоматизированного электронного документооборота, создание электронных файлов для информационного взаимодействия органов ЗАГС и организаций, определенных федеральным законодательством.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 апреля 2011 года N 121 "О государственных информационных системах "Реестр информационных систем Республики Башкортостан" и "Реестр информационных ресурсов Республики Башкортостан" программный комплекс "Находка-ЗАГС" включен в Реестр информационных систем Республики Башкортостан и Реестр информационных ресурсов Республики Башкортостан.
Все отделы ЗАГС подключены к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" Госкомюстиции РБ проведена работа по обеспечению защиты персональных данных и получению аттестатов соответствия требованиям по безопасности информации в государственной информационной системе "Находка-ЗАГС".
Во исполнение Федерального закона от 23 июня 2016 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" с начала 2017 года в Российской Федерации в работу отделов ЗАГС запущен масштабный государственный проект по созданию с 1 января 2018 года единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, основой которого станет Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (далее - ФГИС "ЕГР ЗАГС").
Республика Башкортостан определена в качестве пилотного региона для проведения опытной эксплуатации ФГИС "ЕГР ЗАГС". В Госкомюстиции РБ создана рабочая группа, состоящая из ответственных лиц органов ЗАГС, определен единый координатор работ по проведению опытной эксплуатации, установлены 264 программно-аппаратных комплекса, в августе - сентябре 2017 года 257 сотрудников Госкомюстиции РБ прошли обучение работе в новой системе. В настоящее время сотрудники органов ЗАГС активно участвуют в проведении опытной эксплуатации ФГИС "ЕГР ЗАГС".
Принят Федеральный закон от 29 декабря 2017 года N 472-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", в соответствии с которым срок введения в эксплуатацию ФГИС "ЕГР ЗАГС" перенесен на 1 октября 2018 года.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 ноября 2017 года N 529 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан" Госкомюстиции РБ определен органом исполнительной власти Республики Башкортостан, ответственным за выполнение работ по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг), собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, составленных до 1 апреля 2015 года и хранящихся в органах записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации указанных актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния".
Отделам ЗАГС Республики Башкортостан предстоит произвести перевод в электронную форму более 15 миллионов актовых записей. При этом указанная работа должна быть направлена на обеспечение оперативности и качества ввода сведений, грамотное использование справочников, обеспечение строгой идентичности бумажных и электронных носителей. Перевод в электронную форму актовых книг должен быть завершен не позднее 31 декабря 2020 года. В настоящее время данные работы не начаты по объективной причине - из-за отсутствия программного обеспечения, позволяющего произвести мероприятия по ретроконверсии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" по желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке. Деятельность Госкомюстиции РБ в данном направлении, в частности, направлена на организацию торжественных мероприятий при проведении государственной регистрации заключения брака (оснащение залов торжественных регистраций, приобретение необходимой атрибутики).
В целях реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 7 июля 2011 года N 851-р Госкомюстиции РБ заключены соглашения о взаимодействии по проведению торжественной регистрации заключения брака с государственным учреждением культуры и искусства Республики Башкортостан Башкирский государственный академический театр драмы им. Гафури, государственным бюджетным учреждением культуры и искусства Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан, государственным бюджетным учреждением культуры и искусства Республики Башкортостан Башкирский государственный театр оперы и балета, государственным бюджетным учреждением культуры и искусства Национальный молодежный театр Республики Башкортостан и другими учреждениями культуры республики.