Недействующий

 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПРИКАЗ

от 29 июня 2018 года N 212-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ КОНОПЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2018" 2020 ГОДЫ" И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПРИКАЗОВ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минсельхозпрода Республики Мордовия от 23.07.2024 N 360-П.
____________________________________________________________________


Во исполнение мероприятий Минсельхозпрода Республики Мордовия по выполнению Программы действий Правительства Республики Мордовия на 2018 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 23.04.2018 N 230-Р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2018 - 2020 годы".

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 18 февраля 2015 года N 29-П "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2015 - 2017 годы" ("Известия Мордовии" от 20 февраля 2015 года N 19-8);

приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 1 апреля 2015 года N 87-П "О внесении изменений в приказ первого заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 18 февраля 2015 года N 29-П" ("Известия Мордовии" от 16 апреля 2015 года N 40-18).

3. Настоящий приказ разместить на официальном портале органов государственной власти Республики Мордовия, официальном сайте Минсельхозпрода Республики Мордовия и опубликовать в газете "Известия Мордовии".

4. Направить настоящий приказ в прокуратуру Республики Мордовия и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия для включения его в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия Голова Ю.И.

Первый заместитель Председателя
Правительства - Министр сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
В.Н.СИДОРОВ



Приложение
к приказу Первого заместителя Председателя
Правительства - Министра сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
от 29 июня 2018 года N 212-П

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ КОНОПЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2018 - 2020 ГОДЫ"


 Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2018 - 2020 годы"

Орган исполнительной власти Республики Мордовия, являющийся главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Наименование ведомственной целевой программы

Ведомственная целевая программа "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2018 - 2020 годы" (далее - Программа)

Наименование государственной программы Республики Мордовия

Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы

Наименование подпрограммы государственной программы Республики Мордовия

Подпрограмма "Развитие отраслей агропромышленного комплекса"

Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного правового акта.

Приказ первого заместителя Председателя Правительства - Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия - Сидорова В.Н. от 29 июня 2018 г. N 212-П

Разработчик ведомственной целевой программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Исполнитель ведомственной целевой программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Цели и задачи

Цели Программы:
- развитие коноплеводства в Республике Мордовия;
- обеспечение конкурентоспособности и качества производимой на территории Республики Мордовия продукции переработки конопли;
- обеспечение импортозамещения продукции переработки конопли.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- увеличение объемов производства, переработки конопли за счет реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих объектов и строительства новых;
- повышение эффективности деятельности организаций за счет снижения затрат, связанных с производством, переработкой и хранением конопли, а также продуктов ее переработки;
- повышение качества импортозамещающей продукции, наращивание вывозного потенциала;
- модернизация машинно-тракторного парка для выполнения сельскохозяйственных работ.

Целевые индикаторы и показатели

Показатели Программы:
увеличение производства пеньковолокна до 600 тонн в 2020 году, в том числе по годам:
2018 год - 400 тонн;
2019 год - 500 тонн;
2020 год - 600 тонн;
создание новых рабочих мест за 2018 - 2020 годы - 15 единиц,
в том числе по годам:
2018 год - 3 единиц;
2019 год - 4 единицы;
2020 год - 8 единиц;

Характеристика программных мероприятий

Комплекс мер, направленных на достижение целей Программы:
- приобретение новых и модернизация действующих производственных линий по первичной и дополнительной переработке конопляной тресты, выполнение пусконаладочных работ;
- строительство складских помещений для хранения конопляных семян и тресты;
- строительство завода глубокой переработки пенькового волокна: приобретение оборудования, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
- приобретение техники и комплектование современного машинно-тракторного парка для выполнения сельскохозяйственных работ.

Сроки реализации

2018 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования 501,3 млн. рублей в текущих ценах, в том числе по годам:
2018 год - 133,1 млн. рублей;
2019 год - 237,4 млн. рублей;
2020 год - 130,8 млн. рублей;
в том числе:
за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия -5,1 млн. рублей,
в том числе по годам:
2018 год - 1,6 млн. рублей;
2019 год - 1,7 млн. рублей;
2020 год - 1,8 млн. рублей;
за счет внебюджетных средств - 496,2 млн. рублей,
2018 год - 131,5 млн. рублей;
2019 год - 235,7 млн. рублей;
2020 год - 129,0 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации Программы будут обеспечены в 2020 году:
- увеличение мощностей по производству пеньковолокна до 600 тонн;
- увеличение мощностей по производству нетканого многофункционального материала до 14,4 тыс. м(3);
- увеличение складских площадей для хранения тресты до 12000 кв. м
- увеличение складских площадей для хранения семян до 1500 кв. м
- валовой сбор: тресты конопли до 1800 тонн, семян масличных культур до 400 тонн;
- вовлечение в оборот 200 гектар временно неиспользуемых сельскохозяйственных земель;
- создание новых рабочих мест - 15 единиц.

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Ведомственная целевая программа "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2018 - 2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с мероприятиями Минсельхозпрода Республики Мордовия по выполнению Программы действий Правительства Республики Мордовия на 2018 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, утвержденными распоряжением Правительства Республики Мордовия от 23.04.2018 N 230-Р.

Настоящая Программа призвана стать инструментом для дальнейшего устойчивого развития на территории Республики Мордовия традиционной подотрасли сельского хозяйства - коноплеводства, имеющей существенное значение для социально-экономического развития агропромышленного комплекса и экономики республики в целом, а также развития сельских территорий в соответствии со Схемой территориального планирования Республики Мордовия, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 декабря 2009 года N 555, Схемами территориального планирования муниципальных районов и генеральными планами сельских поселений (Приложение 1 к Программе).

Настоящая программа входит в состав подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 года N 404.

1.1. Анализ ситуации и потенциал развития производства, переработки конопли в Республике Мордовия

Коноплеводство являлось традиционным направлением сельского хозяйства России в области растениеводства. Культивация промышленных сортов конопли производилась в следующих регионах Российской Федерации: Республика Мордовия, Республика Чувашия, Республика Адыгея, Пензенская область, и Орловская область. Россия занимала мировые позиции в этой отрасли. По данным 1956 года наибольшие площади посева конопли были сосредоточены в СССР, который занимал первое место в мире по посевным площадям (620000 га), обогнав такие страны как Италия, Венгрия, Австрия, Франция, Румыния и Германия.

Однако, структурная перестройка экономики страны, начиная с середины XX века, ведение компании по уничтожению посевов конопли в связи с ратификацией в 1961 году Конвенции ООН "О наркотических средствах", применение в значительных масштабах синтетических материалов привели к наибольшему, по сравнению с другими направлениями, кризису данной отрасли сельского хозяйства страны.

Отсутствие новых технико-технологических решений, рынка сырья, устаревшее оборудование, рост цен на энергоносители привели многие перерабатывающие коноплю заводы к несостоятельности/банкротству. На начало 1990 года в России действовало 75 пенькозаводов, в 2017 году функционирует лишь - 6. Энергозатратные технологии выращивания, уборки конопли, и, как следствие, отказы перерабатывающих заводов стали причиной резкого сокращения посевов данной культуры сельскохозяйственными организациями, и, соответственно, низких урожаев, сокращения товарной доли валовых сборов. Так, в настоящее время в России посевные площади промышленной конопли составляют менее четырех тысяч гектаров, что в 150 раз меньше, чем в 1960-х годах, а в Республике Мордовия посевные площади конопли составляют порядка 700 - 750 гектар, в то время как в шестидесятые годы коноплю хозяйства Республики возделывали на площади 12 тысяч гектар. Из девяти ранее существовавших заводов функционирует один, из-за отсутствия сырья практически прекратил деятельность комбинат крученых изделий "Сура" в г. Саранске.

Россия превратилась в крупнейшего импортера натуральных волокон и получаемых из них изделий и материалов.

Напротив, во всем мире идет резкое увеличение конопляного производства, где сегодня лидерами являются: Китай, Канада, Франция, Германия, Италия и США. Исследованием, производством и переработкой конопли в настоящее время занимаются более 200 компаний во всем мире.

В короткие сроки на базе научных разработок в области технологии и техники было налажено изготовление машин для возделывания и уборки конопли и оборудования для ее переработки, позволяющие получать продукцию с наименьшими затратами и повышать производительность труда в 3 - 4 раза. В связи с этим посевные площади конопли увеличились на 60%, а в Китае и Канаде - почти в два раза.

В настоящее время в мире существует устойчивая тенденция замены синтетических материалов натуральными. Также кроме традиционного канатно-веревочного направления, продукция коноплеводства получает все более широкое применение в производстве текстильных, строительных и теплоизоляционных материалов, биокомпозитов, топливных брикетов и пеллетов, предметов косметики и бытовой химии, продуктов питания, кормовых добавок и подстилки для животных. В Голландии стебли конопли включают в рацион молочных коров, что способствует более полному усвоению минеральных веществ из кормов, повышению эффективности воспроизводственных функций и увеличению продолжительности срока использования маточного поголовья.

Коноплю можно назвать стратегической культурой, ее выращивание становится приоритетным направлением экономики во многих странах. Количество наименований продукции из конопли (в настоящее время порядка 25 тысяч) с каждым годом продолжает увеличиваться.

В России производством продукции из натурального волокна конопли занимаются несколько независимых заводов: ОАО "Митра" (г. Горбатов Нижегородской области); ОАО "Технотекс" (г. Курск Курской области); ЗАО "Шпагатная фабрика "Майкопская" (г. Майкоп Республика Адыгея); ООО "Оскол-Канат" (г. Старый Оскол Белгородской области); ОАО "КАНАТ" (г. Дзержинск Нижегородской области); ООО "Адыгейская пеньковая компания" (республика Адыгея); частично комбинат крученых изделий ООО "Сура" (г. Саранск Республика Мордовия), ООО "Вакрус" (г. Кингисепп Ленинградской области).

Основные товарные группы вышеуказанных организаций:

- канаты из натуральных и синтетических волокон и нитей;

- сердечники полипропиленовые, пеньковые и сизалевые для стальных канатов;

- веревки, шнуры, шпагаты и нити из натуральных и синтетических волокон;

- сизалевое, джутовое, льняное и пеньковое волокно.

Клиентами (заказчиками) являются метизные подразделения металлургических компаний "Мечел", "Северсталь", "ММК", многие предприятия легкой промышленности и сельского хозяйства.

В 2011 году при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации была учреждена Ассоциация производителей русской пеньки (АПРП). Главными задачами Ассоциации являются: развитие коноплеводства в России, создание современной инновационной промышленности для отрасли; представление и защита интересов членов АПРП; координация их предпринимательской деятельности; поддержка деятельности членов Ассоциации, направленной на развитие коноплеводства; внедрение новых технологий; непрерывное наращивание потенциала отрасли; эффективное использование имеющегося потенциала. Членами Ассоциации являются Краснодарский НИИ сельского хозяйства им. П.П.Лукьяненко, перерабатывающие организации - ЗАО "Шпагатная фабрика "Майкопская" (г. Майкоп), ООО "Адыгейская пеньковая компания".

НИИ сельского хозяйства Россельхозакадемии организовали первичное семеноводство новых сортов конопли, которыми засевается большая часть площадей среднерусской и южной зон возделывания культуры. Ежегодные объемы производства кондиционных семян сортов, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, составляют 25 - 30 тонн.

Посевные площади под коноплей за два года увеличились по стране на 48,3%.

Однако возрождение коноплеводства подразумевает выполнение мероприятий, отвечающих государственным интересам, а именно реализацию следующих задач:

- создание новых высокопродуктивных ненаркотических сортов конопли с содержанием тетрагидроканнабинола менее 0,1%, обладающих технологическими параметрами текстильного волокна, а также высокой степенью адаптации к изменяющимся климатическим условиям и биотическим стрессорам, и быстрое внедрение их в коноплесеющие организации;

- производство кондиционных семян новых сортов ненаркотической конопли в объеме, обеспечивающем возрастающие потребности коноплесеющих хозяйств;

- восстановление плана - заказа на семена высших репродукций новых сортов со стороны государства с необходимым финансированием производителей-оригинаторов семян высших репродукций напрямую, включая авансирование работ;

- укрепление научно-технической и производственной базы коноплеводческих хозяйств, в том числе специализирующихся на семеноводстве конопли;

- усовершенствование технологии возделывания культуры на основе разработки и внедрения современных высокопроизводительных и технологичных приемов ее выращивания;

- разработка, производство современной сельскохозяйственной техники и оборудования по техническим характеристикам, не уступающим зарубежным аналогам, полностью исключающим ручной труд в коноплеводстве;

- снижение или отмена таможенных пошлин на ввоз специализированной уборочной техники, а также технологического оборудования, не производящегося на территории Российской Федерации;

- экономическое стимулирование отечественных пенькозаводов (льготное кредитование, государственный заказ, реструктуризация долгов);

- проведение научно-исследовательских работ по изучению возможностей практического использования физико-химических свойств конопляного волокна, костры в производстве инновационных продуктов организациями текстильной, целлюлозно-бумажной, оборонной, авиационной, автомобильной отраслей и т.д., с последующей разработкой новых стандартов, на отечественном рынке широкого ассортимента экологически безопасной продукции из возобновляемого сырья.

При выполнении этих задач посевная конопля - стратегическая, ценная сельскохозяйственная культура аграрного сектора России будет сохранена как объект производства, переработки и коммерции, как уникальный, исключительно высокорентабельный продукт. Кроме того, будут иметь место:

развитие традиционной подотрасли сельского хозяйства - коноплеводство;

повышение доли сельхозпроизводства в общем балансе валового продукта как Республики Мордовия, так и России в целом;

решение социальных задач, в частности появление новых рабочих мест, увеличение количества занятых в сельском хозяйстве граждан;

развитие сельских территорий;

снижение зависимости российской экономики от импорта данной категории продукции.

Отечественное сельскохозяйственное производство получит эффективный импульс для своего развития. В связи с тем, что конопля является культурой комплексного использования, возрождение коноплеводства повлияет на рост не только аграрной промышленности, но и смежных отраслей: перерабатывающей, текстильной, пищевой, строительной, промышленностей, фармакологической и многих других.

1.2. Характеристика проблемы

Республика Мордовия располагает благоприятными условиями для выращивания культуры с высокой урожайностью (в том числе природно-климатические особенности Республики Мордовия), выгодное экономико-географическое положение Республики обеспечивает возможность развития надежных связей с крупнейшими экономическими и культурными центрами России.

В Инсарском районе Республики Мордовия зарегистрировано двадцать четыре хозяйства, имеющие от 30 га до 11 тыс. га сельхозугодий. Наиболее крупные из них представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»