Недействующий

 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПРИКАЗ

от 18 февраля 2015 года N 29-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ КОНОПЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минсельхозпрода РМ от 29.06.2018 N 212-П.
____________________________________________________________________

(в редакции приказа Минсельхозпрода Республики Мордовия от 01.04.2015 N 87-П)

Во исполнение мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 и Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 года N 404 приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2015 - 2017 годы".

2. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и опубликовать в газете "Известия Мордовии".

3. Направить настоящий приказ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия для включения его в федеральный регистр нормативно-правовых актов Республики Мордовия.

4. Признать утратившим силу приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 26 февраля 2014 года N 36-П "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2014 - 2016 годы".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра - начальника отдела развития отраслей растениеводства Учайкина И.П.

Первый заместитель Министра
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
Ю.И.ГОЛОВ





Приложение
к приказу первого заместителя Министра
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
от 18 февраля 2015 года N 29-П
(в редакции приказа
от 01.04.2015 N 87-П

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ КОНОПЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"  

(в редакции приказа Минсельхозпрода Республики Мордовия от 01.04.2015 N 87-П)

ПАСПОРТ Ведомственная целевая программа "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2015 - 2017 годы"

Наименование Программы

Ведомственная целевая программа "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2015 - 2017 годы"

Основание для разработки Программы

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Исполнители Программы

Сельскохозяйственные товаропроизводители, крестьянские (фермерские) хозяйства Республики Мордовия

Цели и задачи Программы

Цели Программы:
- развитие коноплеводства в Республике Мордовия;
- обеспечение конкурентоспособности и качества производимой на территории Республики Мордовия продукции переработки конопли;
- обеспечение импортозамещения продукции переработки конопли.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- увеличение объемов производства, переработки конопли за счет реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих объектов и строительства новых;
- повышение эффективности деятельности организаций за счет снижения затрат, связанных с производством, переработкой и хранением конопли, а также продуктов ее переработки;
- повышение качества импортозамещающей продукции, наращивание вывозного потенциала;
- модернизация машинно-тракторного парка для выполнения сельскохозяйственных работ.

Целевые индикаторы и показатели Программы

Показатели Программы:
доведение объемов производства пеньковолокна до 900 тонн в 2017 году, в том числе по годам:
2015 год - 450 тонн;
2016 год - 700 тонн;
2017 год - 900 тонн;
создание новых рабочих мест за 2015 - 2017 годы - 13 единиц,
в том числе по годам:
2015 год - 4 единицы;
2016 год - 4 единицы;
2017 год - 5 единиц.

Характеристика программных мероприятий

Комплекс мер, направленных на достижение целей Программы:
- приобретение новых и модернизация действующих производственных линий по первичной и дополнительной переработке конопляной тресты, выполнение пусконаладочных работ;
- строительство складских помещений для хранения семян и конопляной тресты;
- строительство цеха маслопереработки и приобретение оборудования по производству растительных масел, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
- приобретение техники и комплектование современного машинно-тракторного парка для выполнения сельскохозяйственных работ.

Сроки реализации Программы

2015 - 2017 годы

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования 74,0 млн. рублей в текущих ценах, в том числе по годам:
2015 год - 27,0 млн. рублей;
2016 год - 19,0 млн. рублей;
2017 год - 28,0 млн. рублей,
в том числе:
за счет средств бюджета Республики Мордовия - 8,0 млн. рублей,
в том числе по годам:
2015 год - 4,0 млн. рублей;
2016 год - 2,0 млн. рублей;
2017 год - 2,0 млн. рублей,
за счет внебюджетных средств - 66,0 млн. рублей,
в том числе по годам:
2015 год - 23,0 млн. рублей;
2016 год - 17,0 млн. рублей;
2017 год - 26,0 млн. рублей.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации Программы будут обеспечены в 2017 году:
- увеличение мощностей по производству, переработке и хранению конопли и продуктов ее переработки на 6 тыс. тонн;
- производство: пеньковолокна - до 900 тонн, масла растительного до 27 тонн, жмыха до 78 тонн;
- валовой сбор: тресты конопли - до 5 тыс. тонн, семян масличных культур до - 110 тонн;
- вовлечение в оборот 1800 гектар временно законсервированных земель;
- создание новых рабочих мест - 13 единиц.

Управление реализацией Программы и контроль за ходом выполнения

Реализация Программы координируется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ежегодно, до 1 апреля, готовит отчет о ходе и результатах реализации Программы и представляет в Министерство экономики Республики Мордовия, Министерство финансов Республики Мордовия. В отчете дается оценка хода реализации Программы за прошедший год.

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Ведомственная целевая программа "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2015 - 2017 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Государственной программой Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 года N 404, с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 16 мая 2006 года N 187 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".

Настоящая Программа призвана стать инструментом для дальнейшего устойчивого развития на территории Республики Мордовия традиционной подотрасли сельского хозяйства (коноплеводство), имеющей существенное значение для социально-экономического развития агропромышленного комплекса и экономики республики в целом, а также развития сельских территорий в соответствии со Схемой территориального планирования Республики Мордовия, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 34-З, Схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов сельских поселений (Приложение 1).


1.1. Анализ ситуации и потенциал развития производства, переработки конопли в Республике Мордовия


Коноплеводство являлось традиционным направлением сельского хозяйства России в области растениеводства. Культивация промышленных сортов конопли производилась в следующих регионах Российской Федерации: Мордовия, Чувашия, Курская область и Пензенская область. Россия занимала мировые позиции в этой отрасли. По данным 1956 года наибольшие площади посева конопли были сосредоточены в СССР, который занимал первое место в мире по посадкам (620000 га), обогнав такие страны как Италия, Венгрия, Австрия, Франция, Румыния и Германия.

Однако, структурная перестройка экономики страны, начиная с середины XX века, ведение компании по уничтожению посевов конопли в связи с ратификацией в 1961 году Конвенции ООН "О наркотических средствах", применение в значительных масштабах синтетических материалов привели к наибольшему, по сравнению с другими направлениями, кризису данной отрасли сельского хозяйства страны.

Отсутствие новых технико-технологических решений, рынка сырья, устаревшее оборудование, рост цен на энергоносители привели перерабатывающие коноплю заводы к несостоятельности/банкротству. Энергозатратные технологии выращивания, уборки конопли, и, как следствие, отказы перерабатывающих заводов стали причиной резкого сокращения посевов данной культуры сельскохозяйственными организациями, и, соответственно, низких урожаев, сокращения товарной доли валовых сборов. Так, в настоящее время в России посевные площади промышленной конопли составляют менее двух тысяч гектаров, что в 300 раз меньше, чем в 1960-х годах, а в Республике Мордовия посевные площади конопли составляют порядка 450 гектар, в то время как в шестидесятые годы коноплю хозяйства республики возделывали на площади 12 тысяч гектар. Из девяти ранее существовавших заводов функционирует один, из-за отсутствия сырья практически прекратил деятельность известный комбинат "Сура" в г. Саранске.

Россия превратилась в крупнейшего импортера натуральных волокон и получаемых из них изделий и материалов.

Напротив, во всем мире идет резкое увеличение конопляного производства, где сегодня лидерами являются Китай, Канада, Франция, Германия, Италия и США. Исследованием, производством и переработкой конопли в настоящее время занимаются более 200 компаний во всем мире.

В короткие сроки на базе научных разработок в области технологии и техники было налажено изготовление машин для возделывания и уборки конопли и оборудования для ее переработки, позволяющие получать продукцию с наименьшими затратами и повышать производительность труда в 3 - 4 раза. В связи с этим посевные площади конопли увеличились на 60%, а в Китае и Канаде - почти в два раза.

В настоящее время в мире существует устойчивая тенденция замены синтетических материалов натуральными. Также кроме традиционного канатно-веревочного направления, продукция коноплеводства получает все более широкое применение в производстве текстильных, строительных и теплоизоляционных материалов, биокомпозитов, топливных брикетов и пеллетов, предметов косметики и бытовой химии, продуктов питания, кормовых добавок и подстилки для животных. В Голландии стебли конопли включают в рацион молочных коров, что способствует более полному усвоению минеральных веществ из кормов, повышению эффективности воспроизводственных функций и увеличению продолжительности срока использования маточного поголовья.

Коноплю можно назвать стратегической культурой, ее выращивание становится приоритетным направлением экономики во многих странах. Количество наименований продукции из конопли (в настоящее время порядка 25 тысяч) с каждым годом продолжает увеличиваться.

В России производством продукции из натурального волокна конопли занимаются несколько независимых заводов: ОАО "Митра" (г. Горбатов Нижегородской области); ОАО "Технотекс" (г. Курск); ЗАО "Шпагатная фабрика "Майкопская" (г. Майкоп Республики Адыгея); ООО "Оскол-Канат" (г. Старый Оскол Белгородской области); ОАО "КАНАТ" (г. Дзержинск Нижегородской области); ООО "Адыгейская пеньковая компания" (Республика Адыгея); частично ООО "Сура", ООО "Вакрус" (г. Кингисепп Ленинградской области).

Основные товарные группы вышеуказанных организаций:

- канаты из натуральных и синтетических волокон и нитей;

- сердечники полипропиленовые, пеньковые и сизалевые для стальных канатов;

- веревки, шнуры, шпагаты и нити из натуральных и синтетических волокон;

- сизалевое, джутовое, льняное и пеньковое волокно.

Клиентами (заказчиками) являются метизные подразделения металлургических компаний "Мечел", "Северсталь", "ММК", многие предприятия легкой промышленности и сельского хозяйства.

В 2011 году при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации была учреждена Ассоциация производителей русской пеньки (Ассоциация). Главными задачами Ассоциации являются: развитие коноплеводства в России, создание современной инновационной промышленности для отрасли; представление и защита интересов членов АПРП; координация их предпринимательской деятельности; поддержка деятельности членов Ассоциации, направленной на развитие коноплеводства; внедрение новых технологий; непрерывное наращивание потенциала отрасли; эффективное использование имеющегося потенциала. Членами Ассоциации являются Краснодарский НИИ сельского хозяйства им. П.П.Лукьяненко, перерабатывающие организации - ЗАО "Шпагатная фабрика "Майкопская" (г. Майкоп), ООО "Адыгейская пеньковая компания".

НИИ сельского хозяйства Россельхозакадемии организовали первичное семеноводство новых сортов конопли, которыми засевается большая часть площадей среднерусской и южной зон возделывания культуры. Ежегодные объемы производства кондиционных семян сортов, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, составляют 25 - 30 тонн.

Посевные площади под коноплей за два года увеличились по стране на 48,3%.

Однако возрождение коноплеводства подразумевает выполнение мероприятий, отвечающих государственным интересам, а именно реализацию следующих задач:

- создание новых высокопродуктивных ненаркотических сортов конопли с содержанием ТГК менее 0,1%, обладающих технологическими параметрами текстильного волокна, а также высокой степенью адаптации к изменяющимся климатическим условиям и биотическим стрессорам, и быстрое внедрение их в коноплесеющие организации;

- производство кондиционных семян новых сортов ненаркотической конопли в объеме, обеспечивающем возрастающие потребности коноплесеющих хозяйств;

- восстановление плана-заказа на семена высших репродукций новых сортов со стороны государства с необходимым финансированием производителей-оригинаторов семян высших репродукций напрямую, включая авансирование работ;

- укрепление научно-технической и производственной базы коноплеводческих хозяйств, в том числе специализирующихся на семеноводстве конопли;

- усовершенствование технологии возделывания культуры на основе разработки и внедрения современных высокопроизводительных и технологичных приемов ее выращивания;

- разработка, производство современной сельскохозяйственной техники и оборудования по техническим характеристикам, не уступающим зарубежным аналогам, полностью исключающим ручной труд в коноплеводстве;

- снижение или отмена таможенных пошлин на ввоз специализированной уборочной техники, а также технологического оборудования, не производящегося на территории Российской Федерации;

- экономическое стимулирование отечественных пенькозаводов (льготное кредитование, государственный заказ, реструктуризация долгов);

- проведение научно-исследовательских работ по изучению возможностей практического использования физико-химических свойств конопляного волокна, костры, масла в производстве инновационных продуктов организациями текстильной, целлюлозно-бумажной, оборонной, авиационной, автомобильной отраслей и т.д., с последующей разработкой новых стандартов, на отечественном рынке широкого ассортимента экологически безопасной продукции из возобновляемого сырья.

При выполнении этих задач посевная конопля - стратегическая, ценная сельскохозяйственная культура аграрного сектора России будет сохранена как объект производства, переработки и коммерции, как уникальный, исключительно высокорентабельный продукт. Кроме того, будут иметь место:

развитие традиционной подотрасли сельского хозяйства (коноплеводство);

повышение доли сельхозпроизводства в общем балансе валового продукта как Республики Мордовия, так и России в целом;

решение социальных задач, в частности появление новых рабочих мест, увеличение количества занятых в сельском хозяйстве граждан;

развитие сельских территорий;

снижение зависимости российской экономики от импорта данной категории продукции.

Отечественное сельскохозяйственное производство получит эффективный импульс для своего развития. В связи с тем, что конопля является культурой комплексного использования, возрождение коноплеводства повлияет на рост не только аграрной промышленности, но и смежных отраслей: перерабатывающей, текстильной, пищевой, строительной, промышленностей, фармакологической и многих других.


 1.2. Характеристика проблемы

Республика Мордовия располагает благоприятными условиями для выращивания культуры с высокой урожайностью (в том числе природно-климатические особенности Республики Мордовия), выгодное экономико-географическое положение республики обеспечивает возможность развития надежных связей с крупнейшими экономическими и культурными центрами России.

В Инсарском районе Республики Мордовия зарегистрировано двадцать четыре хозяйства (СХО, К(Ф)Х, ИП), имеющие от 30 га до 13 тыс. га сельхозугодий. Наиболее крупные из них представлены в таблице 1.


Таблица 1

Наименование сельхозпредприятий

Площадь пашни, га

Отрасли сельского хозяйства (работают - V)

Растениеводство

Животноводство

ООО "Верхисское"

6711

V

V

ТНВ "Колесниковы"

2761

V

V

ООО "Нива"

3022

V

V

ООО "Заря"

1969

V

V

ООО "Пикаев"

9851

V

V

ООО "Колхоз "Звезда"

2750

V

-

ИП "Баймаковский"

484

V

-

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»