ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2017 года N 307


Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие транспортного комплекса Республики Дагестан"

(с изменениями на 9 января 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 04.04.2019 N 76, от 22.07.2019 N 169, от 22.10.2019 N 265, от 20.12.2019 N 330, от 14.08.2020 N 175, от 30.12.2020 N 301, от 01.09.2021 N 222, от 16.05.2022 N 127, от 01.09.2022 N 283, от 15.12.2022 N 437, от 24.03.2023 N 101, от 26.10.2023 N 425, от 09.01.2024 N 2)




Правительство Республики Дагестан постановляет:


Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Развитие транспортного комплекса Республики Дагестан".


(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 22.07.2019 N 169, от 15.12.2022 N 437)



Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 29 декабря 2017 г. N 307



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"

(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 09.01.2024 N 2)




Стратегические приоритеты государственной программы Республики Дагестан "Развитие транспортного комплекса Республики Дагестан"



1. Оценка текущего состояния транспортного комплекса Республики Дагестан, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы транспортного комплекса


Республика Дагестан является одним из немногих регионов Российской Федерации, где получили развитие практически все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, воздушный, трубопроводный. Дагестан находится на стыке многих международных путей, связывает транспортные потоки "Север - Юг" и "Восток - Запад".


Внешние вызовы, связанные с экономическими санкциями и глобальными изменениями транспортно-логистических схем во внешнеэкономической деятельности на южном направлении, открывают Республике Дагестан уникальную возможность для прорывного развития экспорта транспортных услуг.


Текущая ситуация вывела на совершенно новый уровень транзитный потенциал Республики Дагестан и стимулировало залповое развитие всех элементов транспортного комплекса. Учитывая географическое положение Республики Дагестан основной составной частью транспортного комплекса является сеть автомобильных дорог.


Автомобильные дороги общего пользования Республики Дагестан способствуют экономическому росту, решению социальных задач и обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на южных рубежах. Они связывают значительную часть территорий республики, обеспечивая жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов, и во многом определяют возможности развития районов и республики в целом. По автомобильным дорогам осуществляются массовые перевозки грузов и пассажиров.


Сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, а также позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки. Их значение постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения, значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства, расширения торговли и развития сферы услуг.


Дальнейшее развитие сети автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан в условиях повышения экономической активности и интенсивной автомобилизации населения республики должно обеспечить не только соответствие пропускной способности дорожной сети потокам автомобильного транспорта и доступ к населенным пунктам, но и решение задач, которые будут поставлены перед транспортной системой в долгосрочной перспективе.


Основными стратегическими целями в дорожной сфере являются дальнейшее развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан, обеспечивающее экономический рост, повышение уровня жизни населения и укрепление обороноспособности государства, снижение транспортных издержек в экономике.


В настоящее время протяженность автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения Республики Дагестан составляет 30367,4 км. Административно-территориальное деление, сложные рельефно-геологические условия местности, наличие большого количества малых и средних рек, водотоков - все это не могло не повлиять на распределение и конфигурацию дорожной сети республики, ее разветвленность и протяженность.


Плотность автомобильных дорог общего пользования по Республике Дагестан с твердым покрытием составляет 453 км на 1000 кв. км территории.


Основу дорожной сети республики составляют дороги общего пользования республиканского и межмуниципального значения общей протяженностью 7544,4 км, значительная часть которых - это дороги, соединяющие столицу республики с административными центрами районов.


В основном дороги республиканского значения ориентированы на столицу республики (г. Махачкала) посредством выхода на федеральные дороги. На их долю приходится основная часть перевозок.


За последние годы в республике проделана значительная работа по развитию дорожной отрасли и решены такие вопросы, как создание опорной сети автодорог протяженностью 357,9 км, почти полная ликвидация бездорожья, создание бесперевальных маршрутов движения.


Опорная сеть региональных дорог сформирована по двум основным критериям - это востребованность и связанность.


Так, по первому критерию востребованности отобраны 102,8 км региональных дорог, обеспечивающие подъезды к аэропорту и международным автомобильным пунктам пропуска.


По второму критерию связности отобраны участки региональных дорог, общей протяженностью 255,05 км, обеспечивающие соединение столиц субъектов (Махачкала - Грозный) по маршрутам, не входящим в перечень федеральных дорог.


Мероприятиям по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог опорной сети уделяется приоритетное внимание. Усиленными темпами ведутся работы по соединению районных центров дорогами с асфальтобетонным покрытием (Ахвахский, Тляратинский, Цунтинский районы и Бежтинский участок). Ведутся работы по развитию транспортной связи приграничных районов (Рутульский, Магарамкентский, Цумадинский районы). Несмотря на это, уровень транспортно-эксплуатационного состояния значительной части дорог не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня. Лишь 3535,9 км или 46,9 проц. от общей протяженности дорог республиканского и межмуниципального значения, имеют усовершенствованное покрытие. По этому показателю республика занимает последнее место в Северо-Кавказском федеральном округе и одно из последних в Российской Федерации.


Более 27 проц. из 1152 эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах требуют реконструкции и переустройства, 39 проц. - проведения планово-предупредительных ремонтных работ.


Многие участки дорог республиканского значения, проходящие в горной части, по своим техническим параметрам и транспортно-эксплуатационным показателям не соответствуют современным нормативным требованиям по обеспечению безопасности движения и требуют реконструкции.


Практически все автомобильные дороги республиканского значения имеют по одной полосе движения в каждом направлении, что не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность дорог, безопасность и скоростное обслуживание современных транспортных средств.


Свыше 43 проц. автомобильных дорог республиканского значения с асфальтобетонным покрытием требуют увеличения прочностных характеристик из-за деградации дорожной одежды вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.


Более 58 проц. местных дорог в горной части по своим техническим параметрам не соответствуют нормативам даже низшей V технической категории и являются практически автопролазами.


Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям для экономики и населения республики, поэтому является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений для социально-экономического развития республики.


Кроме того, отставание темпов развития дорожной сети от роста автомобилизации и увеличение интенсивности движения приводит к росту уровня аварийности, который появился в 2022 году и продолжился в текущем году.


Одной из основополагающих задач государственной политики в области транспорта и дорожного хозяйства является создание условий для обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" содержание автомобильных дорог осуществляется согласно требованиям технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения. Эффективность и оперативность выполнения указанных задач во многом зависят от мощностей отраслевых подрядных организаций.


Работы по содержанию региональных и местных автодорог в основном выполняет АО "РСУ" (100 процентов акций предприятия находятся в собственности Республики Дагестан), имеющий филиалы, расположенные в муниципальных районах Республики Дагестан. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 12 августа 2020 г. N 173 "О реорганизации дорожно-эксплуатационных предприятий Республики Дагестан" было принято решение о консолидации в рамках этой организации всего дорожно-эксплуатационного комплекса, который ранее был представлен 42 убыточными организациями. При этом на данном этапе становления базового отраслевого предприятия основное значение имеет оснащенность организации специализированной дорожной техникой, которая в последние десятилетия практически не обновлялась.


Обновление материально-технической базы дорожно-эксплуатационных предприятий в значительной мере повысит оперативность и производительность при содержании подведомственной сети автодорог республиканского и межмуниципального значения, позволит в короткие сроки реагировать на регулярно возникающие в силу сложной природной специфики Дагестана, внештатные ситуации с закрытием проездов по участкам автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Модернизация основных фондов государственного предприятия дорожно-строительного комплекса является одним из главных направлений развития.


Основными причинами ДТП являются:


непрерывное увеличение потока как транзитного, так и внутреннего автомототранспорта;


низкий уровень дисциплины водителей, который проявляется в пренебрежении нормами и правилами в области безопасности дорожного движения (управление автомобилем в нетрезвом состоянии, нарушение скоростного режима и правил маневрирования);


недостаточный уровень подготовки детей дошкольного и школьного возрастов к участию в дорожном движении, незнание ПДД, недостаточное внимание взрослых (как родителей, так и учителей) к проблеме безопасности дорожного движения.


Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим является одной из основных причин их высокой смертности. Общая смертность указанных лиц в 18 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 4 раза чаще, нуждаются в госпитализации в 6 раз чаще.


Система организации прибытия медиков на место ДТП и оказания помощи пострадавшим нуждается в совершенствовании.


Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, безразличным отношением к возможным последствиям ДТП, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин их возникновения.


Усугубление обстановки с увеличением количества ДТП и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют координации усилий государства и общества, концентрации федеральных и республиканских ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти при возможно более полном учете интересов граждан.


Таким образом, необходимость решения указанной проблемы программным методом обусловлена:


социально-экономической остротой проблемы;


межотраслевым и межведомственным характером проблемы;


необходимостью привлечения к решению проблемы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, отобранных на конкурсной основе.


Проблема безопасности дорожного движения для Республики Дагестан существует как комплекс нерешенных организационных, технических и финансовых аспектов. Решить ее действиями отдельных органов государственной власти практически невозможно, проблема носит межведомственный стратегический характер.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Республики Дагестан "Развитие транспортного комплекса Республики Дагестан"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»