ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 февраля 2012 года N 44-рп


Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы
«Государственная поддержка комплексного развития Советского района
города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН
на 2012-2016 годы»


В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации»:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы» (далее – Концепция).

2. Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Никонов В.А.) совместно с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (Вершинин Д.В.), министерством экономического развития Новосибирской области (Струков А.Н.), министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (Сёмка С.Н.), министерством здравоохранения Новосибирской области (Кравченко О.В.), министерством культуры Новосибирской области (Ярославцева Н.В.), департаментом физической культуры и спорта Новосибирской области (Яров В.В.) на основании Концепции разработать проект долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы».

3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.


     Губернатор области
     В.А.Юрченко


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 17.02.2012 N 44-рп


КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития
Советского района г. Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы»


В «Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года» в качестве важнейшего конкурентного преимущества региона отмечается наличие выдающегося, даже по мировым меркам, научно-образовательного потенциала, который представлен совокупностью большого количества научных организаций Сибирского отделения Российской академии наук (далее - СО РАН), Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (далее - СО РАМН) и Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор», отраслевых научно-исследовательских институтов, а также системой профессионального образования, способной обеспечивать потребности науки, экономики и социальной сферы в кадрах необходимой квалификации.

Советский район города Новосибирска, особенно его правобережная часть (Академгородок), является местом особой концентрации академических научно_исследовательских организаций, размещения одного из лучших в России образовательных учреждений по подготовке кадров для научной и инновационной деятельности - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (далее - НГУ), а также обеспечивающей инфраструктуры, что является результатом создания в пятидесятые годы прошлого века форпоста советской науки в восточной части страны - Новосибирского Академгородка.

Новосибирский Академгородок реализовался как уникальный научный мультидисциплинарный центр с особой средой взаимодействия научных коллективов. За исторически короткий срок здесь возникли и окрепли научные школы мирового класса, которые внесли огромный вклад в развитие фундаментальной науки, укрепление обороноспособности страны, формирование экономики, образования и культуры Сибири.

Социально-экономический кризис 90-х годов негативно отразился на обеспечении преемственности научных школ, образовался демографический «провал» в самых работоспособных и творчески активных возрастных диапазонах. Однако в последние годы обеспечивается положительная динамика финансирования деятельности научных организаций как за счет средств федерального бюджета, так и внебюджетных источников. Продуктивность научных школ подтверждается наличием признанных открытий, вручением престижных наград и грантов сотрудникам научного центра.

Система научных учреждений, расположенных в Советском районе, является самым крупным работодателем, вовлекая 29,6% трудоспособного населения района. Численность докторов и кандидатов наук, занятых в институтах новосибирских научных центров (далее - ННЦ), составляет 86,9% и 82,3% (соответственно) от общего количества специалистов этой квалификации, работающих на территории города Новосибирска.

Продуктивный потенциал научно-образовательного комплекса Академгородка в 90-х - начале 2000-х годов проявился не только в сохранении позиций в научной сфере, но и в возникновении высокотехнологичных компаний, обеспечивающих занятость около 7 тысяч жителей, и представляющих «точки роста» новой экономики в информатике и телекоммуникациях, системах автоматизации, биотехнологиях и медицине, приборостроении, силовой электронике и электротехнике, катализе и химических технологиях, нанотехнологиях и новых материалах, лучевых технологиях, экологии и рациональном природопользовании.

Однако в свете задачи перевода российской экономики на инновационный путь развития, потребностей глубокой модернизации экономики и социальной сферы региона, очевидно, что имеющийся научно-образовательный потенциал не реализуется с необходимой эффективностью.

В этой связи перед органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления, научным и предпринимательским сообществом стоит задача определения и реализации комплекса мер, направленных на создание условий для эффективного вовлечения научно_образовательного комплекса Академгородка в решение практических задач развития производственной сферы, укрепления позиций на важнейших научных направлениях и развития высокотехнологического сектора экономики Новосибирской области в перспективных отраслевых направлениях, имеющих максимальный потенциал роста на мировых рынках.

I. Формулировка целей и задач программы, обоснование их соответствия приоритетам социально-экономического развития


Целью долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и ННЦ СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы» (далее - программа) является формирование современного территориального научно-технологического комплекса мирового уровня с ядром в Академгородке, обеспечивающего высококонкурентный уровень исследовательской деятельности, опережающее развитие высокотехнологичного наукоёмкого сектора экономики Новосибирской области и создание оптимальных условий для развития и реализации человеческого капитала.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Развитие нормативной правовой базы государственной поддержки инвестиций в создание, развитие и модернизацию объектов научно-исследовательской и научно-производственной деятельности, а также содействие реализации научно-технических и внедренческих проектов и программ.

2. Развитие технологической, сервисной и финансовой инфраструктуры, государственной поддержки инновационных компаний, осуществляющих коммерциализацию результатов научно-технической деятельности.

3. Разработка и реализация проектов развития инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей потребности развития территорий научных центров СО РАН и СО РАМН в экономическом и социальном отношении.

4. Разработка важнейших градостроительных документов и решений с учётом передовых природоохранных принципов и лучших образцов формирования среды жизнедеятельности исходя из потребностей текущего развития и десятилетней перспективы.

Формирование системы важнейших участков развития под размещение научно-производственных объектов и жилищного строительства, решение вопросов их правопользования.

5. Расширение научно-исследовательской и научно-производственной деятельности организаций ННЦ СО РАН и СО РАМН в интересах развития экономики и социальной сферы Новосибирской области, сохранения и укрепления позиций Российской Федерации на важнейших научных и технологических направлениях.

6. Привлечение крупнейших российских и международных компаний для взаимовыгодного сотрудничества с организациями ННЦ СО РАН и СО РАМН для создания исследовательских и производственных объектов.

7. Формирование и реализация проектов, направленных на развитие жилищного строительства и обеспечение высокой доступности жилья для основных категорий специалистов, занятых в научно-исследовательской, образовательной и инновационной производственной сфере. Модернизация жилого фонда и систем коммунального хозяйства.

8. Разработка и реализация комплексных проектов развития и модернизации системы образования и воспитания детей на территории Советского района города Новосибирска, включая сеть муниципальных детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

Содействие развитию учебно-материальной и исследовательской базы НГУ, формированию образовательных подразделений научно-исследовательских организаций Новосибирского научного центра и технопарка в сфере высоких технологий.

9. Развитие системы общего здравоохранения на территории Советского района города Новосибирска, содействие реализации проектов развития и создания центров оказания высокотехнологичных медицинских услуг.

10. Развитие инфраструктуры для занятия физической культурой и спортом, проведения общественных и культурно-массовых мероприятий, организации отдыха и досуга различных возрастных групп.


II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач программы
с разбивкой по временным периодам

Целевые показатели программы ориентируются на обеспечение опережающих темпов экономического развития и качества жизни, характерных для мировых центров инновационной экономики.

Система целевых индикаторов программы формируется с учетом следующих принципов:

основывается на анализе данных об исходном соотношении значений целевых показателей и темпов их роста за прошедший период;

планируется исходя из необходимости обеспечить улучшение динамики развития, достижения показателей регионов-лидеров Российской Федерации и аналогичных территорий за рубежом.

1. Система индикаторов, характеризующих развитие экономики:

1) увеличение в два раза за период действия программы совокупного показателя деятельности экономических субъектов, действующих на территории Советского района;

2) увеличение в полтора раза за период действия программы объёма научно-исследовательской деятельности академических институтов ННЦ СО РАН и СО РАМН;

3) количество центров исследований и разработок, представительств передовых национальных и зарубежных компаний высокотехнологичного сектора, располагающихся на территории Советского района к моменту завершения программы, - не менее 20;

4) доведение объема средств, привлекаемых реализуемыми стартапами или инкубируемыми предприятиями на территории Советского района или за его пределами, но на основе разработок научных организаций ННЦ, до 500 млн. руб./год (на конец реализации программы);

5) количество предприятий, выросших из стартапов или развивающихся предприятий, имеющих объем производственной деятельности свыше 30 млн. руб. в год, составит не менее 100 за период действия программы;

6) количество научно-технических проектов и программ, реализуемых предприятиями Новосибирской области совместно с исследовательскими организациями Советского района в году завершения программы, - не менее 50;

7) объём инвестиций в развитие образовательной, научной технологической и производственной базы, привлеченных из федерального бюджета и внебюджетных источников за период реализации программы, - не менее 10 млрд. руб.;

8) увеличение на территории Советского района в полтора раза численности работников, занятых в сфере экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний;

9) количество магистрантов и аспирантов, прошедших и находящихся на обучении, по специальностям, ориентированным на обеспечение кадрами научных организаций и инновационного бизнеса, подготавливаемых НГУ и научными организациями ННЦ в году завершения программы, - не менее 4500 чел. (на конец реализации программы).

2. Система индикаторов, характеризующих социальное развитие:

1) количество жилья, введенного на территории Советского района и примыкающих территорий с целью обеспечения жильем сотрудников научных организаций и инновационных компаний Советского района в течение срока программы, - 290 тыс. кв.м;

2) обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях населения Советского района города Новосибирска в году завершения программы - не менее 70 мест на 100 детей в возрасте от 1 года до 7 лет;

3) доля учреждений общего и дополнительного образования детей по состоянию инфраструктуры и технической оснащенности, соответствующего современным стандартам, - не менее 80%;

4) соответствие параметров системы общего здравоохранения и социального обслуживания населения Советского района города Новосибирска с учетом половозрастной структуры нормативам и стандартам, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р;

5) соответствие фактической обеспеченности учреждениями культуры и искусства с учетом численности населения Советского района города Новосибирска нормативам и стандартам, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р;

6) обеспеченность населения Советского района города Новосибирска современными объектами для занятий физической культурой и спортом на уровне, превышающем общегородские, в том числе:

лыжных трасс - 13 км;

плоскостных открытых сооружений - 66000 кв.м;

спортивных залов - 18324 кв.м;

бассейнов - 2250 кв.м;

7) соответствие улично-дорожной сети района и магистральных путей сообщения с важнейшими объектами общегородской и транспортной инфраструктуры условиям комфортного проживания, в том числе:

время в пути до аэропорта «Толмачево» - 30-40 минут;

время в пути до центральной части города Новосибирска - 20-25 минут.


III. Анализ проблемы

Важнейшим вызовом современного этапа социально-экономического развития Новосибирской области является потребность превращения ее в регион с высококонкурентоспособной, динамичной экономикой, основанной на эффективном использовании современных знаний как источнике новых технологий, материалов, продукции и услуг; становление ее как одного из ведущих звеньев инновационной системы Российской Федерации.

Для этого необходимо обеспечить дальнейшее усиление научно-образовательного потенциала и, что еще более важно, обеспечить его фактическую реализацию как основного ресурса территориального развития.

Советский район города Новосибирска, его правобережная часть (Академгородок), где исторически сформировалась система крупных научно-исследовательских организаций, инженерной, социальной и образовательной инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование, с его особой средой, способствующей развитию междисциплинарных научных связей, с традициями реализации идеи тесной интеграции науки, образования и производства (треугольник Лаврентьева), безусловно, должен рассматриваться как научно-технологическое ядро обновляющейся социально-экономической системы области.

Однако в новых условиях требуется обеспечить глубокую модернизацию не только образовательной, научно-исследовательской, технологической базы действующих организаций, а также инженерной и социально-обслуживающей инфраструктуры, но и создание новых элементов эффективного механизма поддержки и обеспечения активного хозяйственного использования научных достижений, коммерциализации знаний, построение новой системы взаимодействия между участниками процесса инновационного развития экономики и социальной сферы.

Высокий уровень вовлечения науки в практическое решение задач развития производственных, инженерных (включая жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) и социальных систем города и области, в формирование передовых позиций в исследовательской и инновационной деятельности в сибирской регионе и в стране, а с другой стороны - устойчивый спрос на результаты научной и научно-технической деятельности - являются важнейшим условием успешного функционирования и развития такого специфичного территориального образования как Новосибирский Академгородок.

В последние годы органами исполнительной власти, местного самоуправления, органами управления научными организациями СО РАН и СО РАМН, бизнес-сообществом города Новосибирска делаются в этом направлении определенные шаги.

Участие академических институтов в реализации федеральных целевых программ (далее - ФЦП), проектов министерств и ведомств, научно-исследовательских работ (далее - НИР) крупных корпораций и участие в реализации крупнейших международных проектов, программа создания и развития на территории Советского района города Новосибирска технопарка в сфере высоких технологий, проект развития Новосибирского государственного университета активизировали приток государственных, муниципальных и частных инвестиций на эту территорию, дали возможность для возникновения новых рабочих мест в наукоемкой сфере, усилили современную технологическую базу в сфере научно-технической деятельности.

Этими действиями фактически положено начало процессу развития Академгородка как научно-технологического ядра территории, на которой высокими темпами должна формироваться система предприятий и организаций экономики, построенной на использовании современных научных знаний - «новой экономики».

Новосибирская область крайне заинтересована в опережающем росте этого сектора, от него непосредственным образом зависят конкурентоспособность территорий как во внутрироссийском, так и в международном плане, а также высокие темпы роста валового регионального продукта. В качестве основных направлений развития экономики Советского района города Новосибирска можно выделить:

1. Развитие сектора исследований. Оно связано с увеличением масштаба деятельности научно-исследовательских организаций, создание комплекса современных опытных производств на территории Советского района города Новосибирска, участков получения пилотных образцов новых продуктов. В современных условиях это предполагает их вхождение в наиболее значимые и перспективные государственные исследовательские проекты и программы, в том числе, формируемые органами власти, государственными корпорациями и национальными промышленными структурами.

Необходимо создать условия для формирования системы коллективных центров исследований и развития совместно с российскими и зарубежными компаниями, объективно заинтересованными в использовании научно-образовательного и кадрового потенциала Новосибирска.

2. Формирование системы научно-производственных кластеров по важнейшим конкурентно-перспективным направлениям с вовлечением в инновационные процессы предприятий и организаций города Новосибирска.

3. Создание эффективной системы бизнес-инкубирования и реализации стартапов, в наиболее перспективных сферах интересных для глобального рынка.

4. Дальнейшее развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, ориентированной на потребности инновационного сектора экономики, включая развитие НГУ и вовлечение в процесс подготовки кадров научных организаций и успешного бизнеса.

5. Создание системы клиник и специализированных центров высоких технологий в сфере здравоохранения при научных организациях СО РАМН и СО РАН, развитие действующих (федеральное государственное бюджетное учреждение «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - ФГБУ «ННИИПК им. ак. Е.Н. Мешалкина»), Центр новых медицинских технологий, Международный томографический центр) и глубокая модернизация существующих лечебных учреждений.

Обеспечение успешного развития экономики по выделенным направлениям требует формирования особых условий для привлечения инвестиций в эти секторы, использования всех созданных на федеральном уровне мер государственной поддержки, развития региональных инструментов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»