Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Содействие муниципальным образованиям Новосибирской области в реализации муниципальных программ по модернизации и пространственной оптимизации сети муниципальных объектов социальной ...(утратило силу)


II. Обоснование необходимости разработки Программы


1. Краткий анализ текущего состояния.

В анализе состояния сети объектов социальной инфраструктуры использованы данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, а также информация органов местного самоуправления 23 муниципальных районов и городских округов Новосибирской области: Баганского, Барабинского, Болотнинского, Венгеровского, Доволенского, Здвинского, Карасукского, Каргатского, Краснозерского, Колыванского, Коченевского, Кочковского, Куйбышевского, Маслянинского, Мошковского, Ордынского, Северного, Сузунского, Татарского, Тогучинского, Усть-Таркского районов, г. Бердска и г. Искитима.

Существующая муниципальная сеть объектов социальной инфраструктуры по многим показателям не соответствует современным и перспективным требованиям, определяющим основные тенденции развития Новосибирской области:

1) сеть объектов социальной инфраструктуры не в полном объеме соответствует сложившейся системе расселения и демографической структуре населения, наблюдаются значительные диспропорции в обеспеченности объектами социальной сферы между муниципальными образованиями. Для районов области характерна внутрирайонная территориальная дифференциация. В среднем превышение нормативного уровня обеспеченности объектами наблюдается более чем в 40% от общего числа поселений, ниже нормативного уровня - почти в 30% поселений;

2) следствием сложившихся диспропорций в обеспеченности объектами социальной инфраструктуры населения муниципальных образований Новосибирской области является наличие неэффективно используемых объектов социальной инфраструктуры. Нередко на территории поселений мощности одних объектов используются не полностью, других - перегружены. К примеру, в обследуемых муниципальных образованиях по объектам образования недозагруженность мощностей в сравнении с проектной мощностью составляет от 58% до 80%;

3) фактическое состояние большинства объектов социальной инфраструктуры, уровень их благоустроенности и безопасности не соответствует современным требованиям. Высок уровень износа объектов социальной инфраструктуры, прежде всего, в сфере образования, что приводит к избыточным затратам на их содержание, повышенному потреблению тепловой энергии и воды.  В среднем треть объектов действующей сети, площадь которых составляет  около 20% от площади всех объектов социальной инфраструктуры, имеют износ более 70%;

4) в малочисленных и территориально рассредоточенных населенных пунктах не реализуется комплексный подход использования объектов социальной инфраструктуры. Не получил широкого распространения подход создания комплексных центров оказания социально значимых услуг в удаленных и малочисленных населенных пунктах Новосибирской области на базе имеющихся объектов. Выделение средств на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов продолжает осуществляться по отраслевому принципу. Это нередко приводит к неэффективному использованию расположенных на одной территории мощностей разных социальных объектов.

Согласно данным, приведенным в муниципальных программах 23 муниципальных образований, на сегодняшний день сеть объектов социальной инфраструктуры представлена в количестве 2246 единиц с общей занимаемой площадью около 2434,4 тыс. кв.м. Из общей площади составляет:

пустующая, не используемая площадь - 48,3 тыс. кв.м;

аренда небюджетным организациям - 6,0 тыс. кв.м;

с уровнем износа более 70% - 222,4 тыс. кв.м (393 объекта);

эксплуатируемая площадь объектов - 2380,1 тыс. кв.м.

На сегодняшний день порядка 50% объектов социальной сферы требуют срочных действий по приведению их состояния в соответствие с современными требованиями (благоустроенности, безопасности, экономичности, долговечности).

2. Предмет регулирования и сфера действия Программы.

Программа разработана в соответствии с целями, задачами и приоритетами развития Новосибирской области, определенными в Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, а также требованиями постановления Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».

Программа носит комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на приведение объектов социальной инфраструктуры к современным условиям эксплуатации, на снижение неэффективных расходов на содержание объектов (учреждений) социальной инфраструктуры за счет ликвидации ветхих и аварийных объектов, межведомственного использования незагруженных площадей, приведения объектов социальной инфраструктуры в соответствие с современными требованиями (благоустроенности, безопасности, экономичности, долговечности).

Предмет регулирования Программы - предоставление местным бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - муниципальные образования) Новосибирской области субсидий за счет средств областного бюджета Новосибирской области на условиях софинансирования на реализацию муниципальных программ по модернизации и пространственной оптимизации сети муниципальных объектов социальной инфраструктуры на территории муниципального образования на 2013-2015 годы (далее - муниципальная программа).

Объект Программы - сеть муниципальных объектов социальной инфраструктуры (здания, сооружения, используемые для оказания муниципальных услуг в сферах общего, дошкольного, дополнительного образования; социальной защиты населения; культуры; физкультуры и спорта).

Сфера действия Программы - социальная.

3. Понятия и термины, используемые в Программе.

Для целей настоящей Программы используются следующие термины и понятия:

пространственная оптимизация - процесс модифицирования системы (сети объектов социальной сферы) для улучшения ее  в целях устранения диспропорций в обеспеченности объектами социальной сферы между муниципальными образованиями;

модернизация - усовершенствование, улучшение, обновление, приведение в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями сети объектов социальной сферы;

мероприятия Программы - капитальный ремонт, реконструкция, строительство новых муниципальных объектов социальной инфраструктуры, ликвидация ветхих и аварийных объектов.

4. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках программно-целевого подхода.

Проблема недостаточно эффективного использования имеющейся сети объектов социальной инфраструктуры и повышения качества условий для оказания услуг населению в определенной степени обусловлена ограниченностью отраслевого подхода.

Улучшение условий оказания муниципальных услуг населению требует приведения объектов социальной инфраструктуры в соответствие с современными требованиями по уровню благоустроенности и безопасности.

Решение данных проблем требует организации эффективного межведомственного взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления Новосибирской области.