ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2011 года N 570-п


Об утверждении плана социально-экономического развития
Новосибирской области на 2012 год и на период до 2014 года


В соответствии со статьей 11 Закона Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года, программой социально-экономического развития Новосибирской области до 2015 года и в целях обеспечения эффективной реализации экономической и социальной политики на территории Новосибирской области Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый план социально-экономического развития Новосибирской области на 2012 год и на период до 2014 года (далее – План).

2. Заместителям Губернатора Новосибирской области, заместителям Председателя Правительства Новосибирской области, руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области обеспечить решение приоритетных задач, реализацию направлений деятельности и достижение значений индикативных показателей, предусмотренных Планом.

3. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области представлять в министерство экономического развития Новосибирской области информацию о ходе выполнения Плана и достижения соответствующих индикативных показателей по итогам полугодия, 9 месяцев с указанием ожидаемых итогов года и итогам года не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным.

4. Министерству экономического развития Новосибирской области (Струков А.Н.) обеспечить мониторинг исполнения Плана.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления Новосибирской области при разработке планово-прогнозных документов руководствоваться Планом.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Горнина Л.В.


     Губернатор области
     В.А.Юрченко


УТВЕРЖДЁН
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 21.12.2011 N 570-п

ПЛАН
социально-экономического развития Новосибирской области
на 2012 год и на период до 2014 года



     

     

Раздел I. Общие положения

1. Социально-экономическое положение Новосибирской области в 2010 и 2011 годах

В 2010-2011 годах в Новосибирской области восстановлен экономический рост. По ряду макроэкономических показателей область имеет результаты, превосходящие среднероссийский уровень и средние показатели по Сибирскому федеральному округу.

Динамика основных показателей социально-экономического развития
(2011(1) год в % к 2009 году, в сопоставимой оценке)
_________________________
(1) Здесь и далее за 2011 год приведены оценочные данные.


Основные показатели экономического развития
в расчете на душу населения

Наименование показателя

2010

2011

НСО

РФ

НСО
РФ

НСО

РФ

НСО
РФ

Валовой региональный продукт, тыс. рублей

183,1

251,5

0,728

208,9

298,8

0,699

Объем инвестиций в основной капитал, тыс. рублей

40,1

64,0

0,627

47,0

73,5

0,639

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, тыс. рублей

108,0

189,5

0,570

120,3

229,7

0,524

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий,  тыс. рублей

19,8

18,3

1,082

22,0

22,6

0,973

Оборот розничной торговли, тыс. рублей

117,2

115,2

1,017

140,1

131,6

1,065



Состояние экономики Новосибирской области в 2011 году характеризуется переходом от стабилизации к восстановительному росту.

В сфере промышленного производства в 2011 году динамично развивались обрабатывающие виды деятельности:

- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, рост которого обеспечен за счет увеличения выпуска продукции на крупнейшем предприятии ОАО «Новосибирский металлургический завод имени Кузьмина», где с приходом стратегического инвестора (ООО «МеталлСервис») реализуются мероприятия по повышению конкурентоспособности металлопрокатной продукции, расширению ассортимента трубной продукции и выпуску новых видов изделий;

- производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов), значительный прирост объемов производства продукции отмечен на ОАО «Сибэлектротерм», ОАО «Сиблитмаш» и ОАО «Тяжстанкогидропресс»;

- производство транспортных средств и оборудования, увеличение объемов отмечено в филиале ОАО «Желдормаш» - Новосибирском электровозоремонтном заводе;

- производство прочих неметаллических минеральных продуктов, благодаря возросшему спросу на продукцию для строительной отрасли.

Снижение индекса производства в 2011 году к уровню 2010 года произошло в добывающей сфере. Сокращение уровня нефтедобычи обусловлено снижением добычи на Верх-Тарском нефтяном месторождении.

По прогнозам объём добычи нефти в 2011 году составит 910,4 тыс. тонн (68,2% к уровню 2010 года), в том числе ОАО «Новосибирскнефтегаз» (Верх-Тарское месторождение) - 759,3 тыс. тонн, ОАО «Северноенефтегаз» (Восточно-Тарское и Малоичское месторождения) - 151,1 тыс. тонн. При этом имеет место рост добычи угля, что обусловлено увеличением спроса на антрацит, добываемый ЗАО «Сибирский Антрацит».

В течение 2011 года промышленными предприятиями области осуществлялся комплекс мер, направленных на повышение эффективности производства, оптимизацию структуры затрат, экономию материальных и энергетических ресурсов, внедрение современного оборудования, новых технологий. Улучшение экономического положения предприятий, условий их кредитования, рост спроса на продукцию, государственная поддержка модернизации производства позволяют прогнозировать в 2011 году индекс промышленного производства области на уровне 108,5%.

Результаты деятельности в сельском хозяйстве области характеризуются приростом производства. В 2011 году валовой сбор зерна в Новосибирской области составил 2,9 млн. тонн. Это позволяет полностью обеспечить потребности региона в качественном зерне, направить часть на продажу. Сельскохозяйственными предприятиями области произведено, 36,5 тыс. тонн картофеля и 16,7 тыс. тонн овощей, 6,1 тыс. тонн волокна льна-долгунца. Продуктивность дойного стада в сельскохозяйственных предприятиях составила 2 845 кг молока на одну условную корову, что на 105 кг (3,8%) выше уровня 2010 года.

Перспективы агропромышленного комплекса Новосибирской области связаны с развитием высокопродуктивных животноводческих комплексов, повышением плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, созданием производств по выпуску новых видов сельскохозяйственной продукции, расширением масштабов внедрения инновационных методов и технологий в сельскохозяйственных организациях области.

В 2011 году на территории Новосибирской области наблюдается рост объемов инвестиций в основной капитал. Усилия органов власти были направлены на развитие системы стимулирования и содействия инвестиционной деятельности в приоритетных направлениях развития производственной сферы и инфраструктуры. Объем инвестиций в основной капитал в рамках проектов, реализуемых при государственной поддержке Новосибирской области, в 2011 году составил, по оценочным данным, более 10 млрд. рублей. Налоговые платежи в консолидированный бюджет Новосибирской области от их реализации, по оценочным данным, составляют около 4,5 млрд. рублей, то есть, на 1 рубль государственной поддержки (без учета государственных гарантий) получено 7,8 рублей налогов.

В области продолжается реализация таких крупных инвестиционных проектов как создание международного выставочного центра ООО «Сибирь Экспоцентр», развитие горнодобывающего комплекса по производству и обогащению антрацита ЗАО «Сибирский антрацит»; расширение производства наночернил и оборудования для высокотехнологичных видов цифровой печати ЗАО «САН-НСК»; организация производства литий-ионных батарей ООО «Лиотех»; развитие производства кормов для животных ООО «Марс»; строительство завода по производству конструкций для малоэтажного домостроения ООО «Сибирский строитель». Основные перспективы связаны с проектами комплексного развития территорий, прежде всего с развитием Промышленно-логистического парка, Технопарка Новосибирского Академгородка и Биотехнопарка в наукограде Кольцово, где планируется создание новых производственных предприятий.

Рост инвестиционной активности сопровождался увеличением объема работ по виду деятельности «Строительство». В 2011 году объем строительных работ составит около 45 млрд. рублей.

В 2011 году за счет средств областного бюджета Новосибирской области более 1,5 тыс. застройщиков получили поддержку на строительство индивидуальных жилых домов. На площадке комплексной застройки в п. Ложок начата реализация «пилотного» проекта строительства малоэтажного жилья общей площадью 111 тыс. кв. м, включая строительство арендного жилья. Более чем в 2 раза (по сравнению с 2010 годом) увеличены средства, направляемые из консолидированного бюджета области на строительство служебного жилья и обеспечение жильем многодетных семей по договорам социального найма. На территории области построено и реконструировано 24,7 км автомобильных дорог, проведен ремонт 125,4 км, в том числе капитально отремонтировано 42,7 км автомобильных дорог и дорожных сооружений. Привлечение средств федерального бюджета позволило отремонтировать 62 улицы в г. Новосибирске. На развитие дорожно-строительного комплекса области из областного бюджета Новосибирской области направлено 11,5 млрд. рублей.

Совершенствование мер поддержки строительного комплекса, развитие ипотечного кредитования, поддержка застройщиков индивидуального жилья в сельских поселениях позволят сохранить области лидирующие позиции по темпам и масштабам жилищного строительства среди субъектов Сибирского федерального округа. Начиная с 2006 года, на территории Новосибирской области ежегодный объем вводимого жилья составляет более миллиона кв. метров. По итогам 2011 года ожидаемый ввод жилья составит 1 364,8 тыс. кв. метров.

Динамично развивающаяся инфраструктура потребительского рынка в соответствии с новыми современными технологиями, проведение зональных оптово-розничных универсальных ярмарок, а также рост реальных располагаемых денежных доходов населения способствуют росту потребительской активности. По итогам 2011 года ожидаемый прирост оборота розничной торговли составит 10,5%.

Наряду с тем, что в 2011 году в области наблюдается положительная динамика экономического роста за счет увеличения потребительского и инвестиционного спроса, сохраняется и ряд ключевых проблем: низкий уровень инновационной активности промышленных предприятий, недостаточное использование научного потенциала, значительный износ основных фондов, недостаточный уровень развития энергетической и инженерной инфраструктуры, недостаточная диверсификация экономики сельских территорий, развитие автодорожной сети области, отстает от растущих потребностей экономики и населения.

В плановом периоде усилия исполнительных органов государственной власти и бюджетные средства будут сосредоточены на развитии инновационного сектора экономики; обеспечении роста конкурентоспособности функционирующих на территории Новосибирской области хозяйствующих субъектов, повышении эффективности использования энергетических ресурсов и обеспечении энергетической безопасности; активизации инвестиционной деятельности, в том числе за счет развития индустриальных и технологических парков и их инфраструктурного обустройства.

Основные показатели социального развития

Наименование показателя

Единица измерения

2010

2011

НСО

РФ

НСО

РФ

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

рублей

18230

20952

20330

23578

Реальные располагаемые денежные доходы населения

в % к предыдущему году

101,9

104,2

103,3

101,5

Соотношение номинальной среднемесячной заработной платы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения

разы

2,9

3,4

2,8

3,3

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

% к общей численности населения

17,1

12,8

18,0

13,1

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

число лет

69,4

69,4

69,8

69,9

Общий коэффициент рождаемости

число родившихся на 1000 человек населения

13,2

12,6

13,0

11,1

Ввод жилья на душу населения

кв м

0,52

0,41

0,51

+

Уровень зарегистрированной безработицы, в % к численности экономически активного населения
(на конец декабря)

%

1,7

2,5

1,4

+

В 2010 - 2011 гг. в области сохранялась социальная стабильность, был обеспечен рост реальных располагаемых денежных доходов населения. Основные меры по снижению уровня бедности населения были направлены на создание условий для роста доходов населения, в первую очередь, на основе повышения занятости и заработной платы населения от трудовой деятельности, а также мер по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и усилению мер социальной поддержки семей с детьми.

В 2011 году отмечена положительная динамика темпов роста заработной платы. В рейтинге регионов Сибирского федерального округа по темпам роста заработной платы Новосибирская область находится в пятерке лидеров. В 2011 году самый высокий размер заработной платы сложился в организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере финансов, самый низкий уровень заработной платы сохраняется в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве.

Несмотря на увеличение темпов роста номинальной заработной платы, по итогам 2011 года сохраняется отставание по уровню оплаты труда в Новосибирской области от средних значений по России. Также не удалось сократить отставание и приблизиться к общероссийскому уровню по показателю доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

На рынке труда области ситуация улучшилась. С начала 2011 года в службе занятости получили услуги по содействию в поиске подходящей работы более 88 тысяч граждан, из них более 65 тыс. человек трудоустроены. Уровень официальной безработицы на конец ноября 2011 года составил 1,3% от численности экономически активного населения.

О стабилизации ситуации в экономике и в социальной сфере свидетельствуют рост численности населения области, высокий (выше среднероссийского уровня) коэффициент рождаемости, рост ожидаемой продолжительности жизни населения области.

В плановом периоде в рамках реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ, приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения и улучшения жилищных условий будет продолжена работа по улучшению демографической ситуации в области, повышению уровня и качества жизни населения.


     2. Приоритеты социально-экономического развития Новосибирской области на 2012 год и на период до 2014 года

Обеспечение укрепления и развития важнейших конкурентных позиций Новосибирской области, устойчивого роста ее экономики:

стимулирование модернизации и технологического перевооружения, создания новых мощностей в сфере материального производства, обеспечение опережающих темпов роста производительности труда;

расширение сектора производства наукоемкой продукции, технологического оборудования и услуг, основанных на новейших знаниях;

стимулирование развития производственной кооперации;

государственная поддержка научно-производственных центров;

стимулирование спроса на инновационную продукцию;

развитие сети автомобильных дорог, обеспечивающих внутриобластные и межрегиональные перевозки;

продолжение строительства третьего моста через р. Обь в г. Новосибирске;

привлечение средств федерального бюджета на строительство сети федеральных дорог и искусственных сооружений;

развитие логистической инфраструктуры, в том числе современных терминальных, складских и контейнерных комплексов;

наращивание темпов строительства и развития производства строительных материалов;

развитие малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере материального производства и инновационной деятельности;

формирование условий для устойчивого роста агропромышленного комплекса, создание новых мощностей для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, развитие животноводства и растениеводства;

повышение энергобезопасности и энергоэффективности в экономике и социальной сфере;

совершенствование условий для более полного и эффективного использования ресурсной базы региона.

Развитие инвестиционной активности хозяйствующих субъектов:

активизация инвестиционных процессов за счет развития механизмов стимулирования частных инвестиций, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

создание условий для размещения новых производств за счет формирования индустриальных и технологических парков и их инфраструктурного обустройства по стратегическим направлениям экономического развития области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»