Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы» (с изменениями на 15 июля 2014 года)(утратило силу)


II. Обоснование необходимости разработки Программы


1. Краткая характеристика проблемы


Одной из самых острых задач на сегодняшний день являются проблемы обеспечения населения питьевой водой в достаточном количестве, нормативного качества, и очистка образующихся бытовых стоков до экологически нормативного уровня.

Ежегодно население области потребляет более 294 млн. куб.м воды для питьевых и коммунальных нужд, от качества которой зависит сохранение здоровья населения на уровне, соответствующем критериям цивилизованного общества, обеспечение комфортных условий проживания, продолжительность жизни.

На территории Новосибирской области эксплуатируются 10 поверхностных и 2792 подземных водозаборов, 15 водопроводных очистных сооружений и 10 блочно-модульных установок водоподготовки, 18 канализационных очистных сооружений с биологической очисткой сточных вод, 209 канализационных насосных станций, более 9,7 тыс. км водопроводных и 2,3 тыс. км канализационных сетей.

Из 1580 городов и сельских населенных пунктов на территории  Новосибирской области  поверхностные источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения используются только в 39 городских округах и сельских населенных пунктах. Водоснабжение потребителей на остальной территории Новосибирской области осуществляется из подземных водозаборов. Качество и природно-экологические характеристики подземных вод на территории области не одинаковы. Зачастую в подземных водах наблюдается повышенное содержание железа, марганца, отмечается превышение общей жесткости, нередко присутствует аммиак и сероводород.

Около 20% населения Новосибирской области не обеспечено услугами централизованного водоснабжения. Кроме того, в некоторых населенных пунктах часть населения использует для питьевых целей воду из децентрализованных источников. Как правило, качество этой воды низкое вследствие слабой защищенности водоносных горизонтов от загрязнения с поверхностных территорий и несоблюдения установленных поясов зон санитарной охраны.

На сегодняшний день дефицит мощностей сооружений по водоподготовке составляет более 100 тыс. куб.м в сутки.

Из 35 муниципальных районов и городских округов только в 19 имеются системы канализования. Канализационные очистные сооружения имеют 18 муниципальных образований Новосибирской области и г. Новосибирск. Нормативную очистку хозяйственно-бытовых сточных вод обеспечивают только канализационные очистные сооружения г. Новосибирска, остальные работают неэффективно, так как эксплуатируются более 30 лет и характеризуются значительным физическим и моральным износом основных фондов и требуют срочной реконструкции.

Ежегодно без предварительной очистки на рельеф местности и в поверхностные водные объекты сбрасывается более 70 млн. куб.м загрязненных сточных вод.

Дефицит мощностей канализационных очистных сооружений в настоящее время достигает 180 тыс. куб.м в сутки.

Немаловажной проблемой в Новосибирской области является техническое состояние сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. Транспортировка воды и стоков осуществляется по сетям, срок эксплуатации которых составляет более 40 лет, их изношенность достигает 70%. В связи с высокими показателями ветхости водопроводных и канализационных сетей, намечается ежегодный прирост утечек в системах водопроводно-канализационного хозяйства, возрастает ежегодное число аварийных ситуаций. Потери на водопроводных сетях составляют более 50 млн. куб.м воды в год.

Кроме того, значительные утечки на сетях водоснабжения и водоотведения приводят к повышению уровня грунтовых вод и подтоплению территории населенных пунктов. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системе сетей канализации. Утечки на канализационных сетях  ведут к загрязнению почв и верховодных водоносных горизонтов.

Состояние систем водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области характеризуется также высоким уровнем износа водозаборных сооружений. Более 30% водозаборных скважин, построенных в 70_х - 80-х годах, выработали свой технический ресурс и дальнейшей эксплуатации не подлежат.

В соответствии со статьей 34 Водного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Новосибирской области от 08.09.2008 N 254-па «Об утверждении перечня городов и других населенных пунктов Новосибирской области, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации и резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» утвержден перечень городов и других населенных пунктов Новосибирской области для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации. Однако ввиду дефицита финансовых средств местных бюджетов и непредусмотренных на эти цели средств областного бюджета Новосибирской области, реализация запланированных мероприятий не осуществляется.

Тем не менее, за период 2008-2011 годов на объекты водоснабжения Новосибирской области было направлено более 2 млрд. рублей, из них свыше 1 млрд. рублей средств областного бюджета Новосибирской области.

За последние годы в Новосибирской области построено 50 скважин, оборудованных зонами санитарной охраны и обустроенных контрольно-измерительными приборами и автоматикой, построено и реконструировано свыше 240,0 км водопроводных сетей, 6 водонапорных башен. Введено в эксплуатацию более 7 блочно-модульных установок по водоподготовке, станция обезжелезивания в р.п. Мошково, проведены работы по реконструкции  поверхностных водозаборов в г. Искитиме и г. Новосибирске. Выполнены работы по реконструкции насосно-фильтровальной станции в п. Новояркуль Озеро-Карачинского сельсовета Чановского района, завершаются работы по реконструкции  насосно-фильтровальных станций в г. Куйбышеве и г. Новосибирске, строительству станции обезжелезивания в г.Черепаново. Завершено строительство резервуара чистой воды в г. Искитиме.

В ходе реализации проекта по реконструкции насосно-фильтровальной станции N 1 г. Новосибирска сдан в эксплуатацию крупнейший в стране блок ультрафиолетового обеззараживания питьевой воды производительностью 350 тыс. куб.м/сутки.

Однако на объекты систем водоотведения средства выделялись в незначительных объемах. Так за период 2008-2011 годов за счет средств областного бюджета велась реализация только 2-х проектов: по реконструкции аварийных участков канализации г. Бердска и строительству канализационного коллектора от канализационной насосной станции N 2 до главной насосной станции в г. Оби.

Реализация приоритетных проектов водопроводного комплекса области позволила снизить показатели аварийности на системах водоснабжения, возросло качество предоставляемой услуги по водообеспечению потребителей. Если доля населения, употребляющего питьевую воду нормативного качества, до 2005 года составляла около 68%, то на сегодняшний день более 76% населения области употребляет питьевую воду, соответствующую гигиеническим нормативам по органолептическим, химическим и  микробиологическим показателям.

Водные объекты и источники питьевого водоснабжения имеют важнейшее значение для социально-экономического развития Новосибирской области. Загрязнение водных объектов при отсутствии водоочистных сооружений либо недостаточной барьерной роли действующих сооружений по водоочистке сохраняет острой проблему водообеспечения во многих населенных пунктах области и создает серьёзную опасность для здоровья населения.

2. Обоснование необходимости решения проблемы водоснабжения
и водоотведения Новосибирской области программно-целевым методом


Значимость и актуальность обозначенных проблем в сфере водоснабжения и водоотведения требует сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с модернизацией и развитием инженерных сетей и сооружений водопроводно-канализационного комплекса Новосибирской области, и, с другой стороны, выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих улучшение качества и увеличение доступности предоставления услуг населению области по водоснабжению и водоотведению.

Актуальность решения обозначенных вопросов, направленных на улучшение качества и продолжительности жизни населения, определяется Программой социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «О стратегии экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года».

Работа по поддержанию стабильного функционирования систем водоснабжения и водоотведения Новосибирской области, их развития, проведения мероприятий по реконструкции, совершенствованию технологических процессов, внедрению новейшего оборудования и современных материалов, а также резервирования воды на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды на случай чрезвычайной ситуации, должна быть продолжена в рамках Программы.

Кроме того, необходимость использования программно-целевого метода обусловлена тем, что проблемы водоснабжения и водоотведения в Новосибирской области носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия органов исполнительной власти Новосибирской области, а также не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов.

Реализация программных мероприятий, совместная работа исполнителей Программы позволят решить организационно-правовые, медико-социальные и инженерно-конструкторские задачи, что приведет к улучшению и стабилизации механизма водоснабжения и водоотведения в Новосибирской области.

Программа разработана в соответствии с требованиями и условиями федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1092 «О федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011-2017 годы».