Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы» (с изменениями на 9 декабря 2013 года)(утратило силу)


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
                                        от 01.07.2011 N 283-п
(В редакции, введенной
постановлением Правительства
 области от 09.12.2013 N 534-п
, -
см. предыдущую редакцию)

     

Долгосрочная целевая программа
«Комплексная региональная программа развития профессионального
образования на 2011-2015 годы»

I. Паспорт Программы


Наименование Программы

Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы (далее - Программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 N 150-рп «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы»

Основные разработчики Программы

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) Программы

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

Руководитель Программы

Министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области.

Государственные образовательные учреждения Новосибирской области, реализующие программы начального и среднего профессионального образования (далее - учреждения профессионального образования).

Предприятия и организации, привлекаемые в соответствии с действующим законодательством (социальные партнеры)

Цель и задачи Программы

Цель: создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг Новосибирской области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами, подготовку высококлассных специалистов для Сибири в целом по отдельным специальностям.

Задачи:

1. Изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда.

2. Структурная перестройка системы профессионального образования Новосибирской области.

3. Модернизация материально-технической базы образовательных учреждений.

4. Повышение эффективности управления системой профессионального образования, создание и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия, развития системы социального партнерства.

5. Создание привлекательных условий обучения в учреждениях профессионального образования.

6. Создание системы независимой оценки качества профессионального образования.

7. Создание эффективной системы управления кадрами профессионального образования и их материального стимулирования

Сроки (этапы) реализации Программы

Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 годы. Ее реализация будет осуществляться в 3 этапа:

первый этап - с июля 2011 года по декабрь 2011 года, подготовительный этап;

второй этап - с начала 2012 года до декабря 2014 года, реализация основных программных мероприятий;

третий этап - с начала 2015 года по декабрь 2015 года, заключительный этап: анализ, обобщение результатов деятельности по реализации Программы

Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы)

Общий объем финансирования Программы составляет 1 706,0 миллионов рублей, из них:

2011 год - 127,2 млн. руб.:

областной бюджет Новосибирской области - 42 млн. руб.;

федеральный бюджет - 58,2 млн. руб.;

внебюджетные источники финансирования, в том числе:

средства предприятий и организаций (работодателей) - 17 млн. руб.;

средства учреждений профессионального образования - 10 млн. руб.;

2012 год - 340,3 млн. руб.:

областной бюджет Новосибирской области - 196,4 млн. руб.;

федеральный бюджет - 34,9 млн. руб.;

внебюджетные источники финансирования, в том числе:

средства предприятий и организаций (работодателей) - 73 млн. руб.;

средства учреждений профессионального образования - 36 млн. руб.;

2013 год - 357,8 млн. руб.:

областной бюджет Новосибирской области - 221,7 млн. руб.;

федеральный бюджет - 22,2 млн. руб.;

внебюджетные источники финансирования, в том числе:

средства предприятий и организаций (работодателей) - 78 млн. руб.;

средства учреждений профессионального образования - 35,9 млн. руб.;

2014 год - 439,8 млн. руб.:

областной бюджет Новосибирской области - 218,1 млн. руб.;

федеральный бюджет - 100,0 млн. руб.;

внебюджетные источники финансирования, в том числе:

средства предприятий и организаций (работодателей) - 85,6 млн. руб.;

средства учреждений профессионального образования - 36,1 млн. руб.;

2015 год - 440,7 млн. руб.:

областной бюджет Новосибирской области - 218,1 млн. руб.;

федеральный бюджет - 100,0 млн. руб.;

внебюджетные источники финансирования, в том числе:

средства предприятий и организаций (работодателей) - 86 млн. руб.;

средства учреждений профессионального образования - 36,6 млн. руб

Важнейшие целевые индикаторы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях

     Важнейшие целевые индикаторы:

доля лиц принятых на программы начального, среднего профессионального образования по востребованным профессиям/специальностям и направлениям подготовки, 100% к 2015 году от общей численности принятых;

доля реализуемых основных профессиональных образовательных программ по востребованным профессиям/специальностям и направлениям подготовки, 100% к 2015 году, от общего количества реализуемых основных профессиональных образовательных программ;

доля лиц, обучающихся по программам профессионального образования, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, не менее 90% к 2015 году от общей численности обучающихся (в 2010 году процедуры профессионально-общественной аккредитации отсутствовали);

доля педагогических и руководящих работников учреждений профессионального образования, участвующих в программах стажировок в организациях, в условиях производства, на базе ресурсных центров, в том числе за рубежом, от общей численности педагогических и руководящих работников учреждений профессионального образования, не менее 20% к 2015 году.

Вся совокупность целевых индикаторов, с характеризующими их количественными значениями, приведена в приложении N 1 к Программе.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

К 2015 году в результате реализации Программы в Новосибирской области будет сформирована сеть учреждений профессионального образования, ориентированная на подготовку востребованных высококвалифицированных рабочих и специалистов по программам, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию.

Будет создано 20 отраслевых ресурсных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов.

В структуре учащихся в учреждениях профессионального образования увеличится доля обучающихся, поступивших после окончания полной (средней) общеобразовательной школы (до 20% к 2015 году относительно 17,5% в 2010 году).

Учреждения профессионального образования станут площадками по реализации профессиональных программ для всех возрастных категорий трудоспособного населения, обеспечивая возможность получения образования в течение всей жизни.

Создание министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области отраслевых координационных Советов, объединяющих предприятия и организации одной отрасли (работодателей), и учреждения профессионального образования (не менее 20 к 2015 году), позволит создать организационные механизмы, обеспечивающие тесное взаимодействие работодателей с учреждениями профессионального образования при формировании региональной компоненты программ профессионального образования (100% профессиональных программ к 2015 году), проведения процедур аттестации выпускников (будут аттестованы 100% выпускников 2015 года), организации учебно-производственной практики, участия специалистов предприятий в образовательном процессе (не менее 20 % от общего числа педагогов).

В учреждениях профессионального образования будет модернизирована учебно-производственная база, позволяющая получить профессиональное образование в соответствии с требованиями современного производства и сферы услуг Новосибирской области; для учащихся будет создана безопасная, комфортная бытовая среда.

Таким образом, система профессионального образования станет эффективным ресурсом, обеспечивающим экономику области высококвалифицированными рабочими и специалистами, подготовленными по профессиональным программам, соответствующим потребностям предприятий и организаций перспективных отраслей экономики Новосибирской области

Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет

www.mintrud.nso.ru


II. Обоснование необходимости разработки Программы

Программа развития профессионального образования разработана в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 N 150-рп «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы».

В Новосибирской области идет процесс структурной перестройки экономики, ее главный вектор - развитие высокотехнологических производств, которые должны обеспечить конкурентоспособность экономики Новосибирской области.

При этом система начального и среднего профессионального образования, призванная обеспечить экономику высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами, медленно реагирует на меняющуюся ситуацию. Причиной этому является наличие проблем в структуре и механизме функционирования системы профессионального образования, без преодоления которых невозможно обеспечить эффективную функцию системы профессионального образования в переходе области на инновационный путь развития, повышающий конкурентоспособность, социальную и инвестиционную привлекательность Новосибирской области.

Этими проблемами являются:

отсутствие перспективного заказа работодателей на подготовку и переподготовку рабочих и специалистов, что существенно затрудняет формирование оптимальной структуры подготовки;

недостаточная мотивация большинства выпускников школ к выбору рабочих профессий и специальностей в силу непривлекательности технического профессионального образования (в 2010 году по городу Новосибирску 82,5% выпускников 11-х классов поступили в высшие учебные заведения и лишь 17,5% выпускников - в учреждения начального и среднего профессионального образования);

следствием низкой мотивации выпускников школ к выбору в пользу начального и среднего профессионального образования является невысокая наполняемость учреждений профессионального образования (средний коэффициент наполняемости - отношение фактического количества учащихся к проектной мощности учреждения составляет в среднем по области 65%, по состоянию на 01.09.2010);

устаревшая материально-техническая база большинства учреждений профессионального образования затрудняет и снижает качество подготовки рабочих кадров и специалистов (износ учебно-производственного, лабораторного оборудования составляет 90% в 59 из 65 учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, оценка на 01.11.2010);

отсутствие эффективной системы социального партнерства в профессиональном образовании сдерживает выработку профессиональных стандартов и создание системы независимой оценки качества профессионального образования (по состоянию на 01.03.2011 в Новосибирской области работает только один координационный отраслевой совет, утвержденный органом исполнительной власти Новосибирской области, - по подготовке специалистов легкой промышленности);

несоответствие качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям, предъявляемым к ним со стороны предприятий и организаций, осуществляющих прием на рабочие места (далее - работодатели);

неэффективная система стимулирования профессионального роста руководящих и педагогических работников в учреждениях профессионального образования усугубляет процесс старения педагогических кадров, является причиной низких темпов повышения профессиональных квалификаций и недостаточного притока специалистов из реального сектора экономики.

Объектом регулирования Программы является сеть и система управления учреждениями начального и среднего профессионального образования, подведомственными министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (далее - учреждения профессионального образования), условия и механизмы ее взаимодействия с работодателями.

Предметом регулирования Программы является структура, материально-техническая оснащенность и качество подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии с действующим законодательством в сфере образования.

Программа устанавливает меры по реализации образовательной политики в сфере профессионального образования и подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для экономики Новосибирской области.

В сферу действия Программы входят учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственные министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, реализующие программы начального и среднего профессионального образования, программы профессиональной подготовки, общеобразовательные учреждения, учреждения высшего профессионального образования, работодатели, общественные организации и система их взаимоотношений.


Понятия и термины, используемые в Программе

Сеть учреждений профессионального образования - совокупность образовательных учреждений, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, реализующих преемственные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, программы переподготовки, повышения квалификации безработных граждан, проживающих в Новосибирской области, на базе государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования Новосибирской области;

ресурсный центр профессионального образования - учреждение профессионального образования или структурное подразделение государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального или дополнительного профессионального образования Новосибирской области по отраслевому принципу в целях объединения усилий в повышении качества подготовки специалистов и рабочих кадров на основе современных технологий и учебно-материальной базы;

многофункциональный центр прикладных квалификаций - образовательное учреждение или структурное подразделение учреждения начального профессионального образования или среднего профессионального образования, основной задачей которого является реализация программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих по договорам с предприятиями и организациями, службами занятости, физическими лицами;

центр сертификации профессиональных квалификаций рабочих кадров и специалистов среднего звена - некоммерческая автономная организация, осуществляющая деятельность в соответствии с ГОСТ Р 51000.9-97 «Система аккредитации в Российской Федерации. Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала» независимую объективную сертификацию персонала для отраслей экономики и социальной сферы;

социальное сотрудничество - совокупность взаимоотношений организационного, образовательного, экономического характера между учреждениями профессионального образования и предприятиями, организациями (далее - работодателями), общественными организациями, представляющими интересы работодателей, органами исполнительной власти по обеспечению целенаправленной политики в формировании и развитии трудовых ресурсов на основе общности социально-экономических интересов;

областное задание на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и рабочих кадров - задание, определяющее количество учебных мест в образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, для подготовки специалистов и рабочих кадров, профессиональной переподготовки и повышения их квалификации и уровня профессиональных знаний за счет средств областного бюджета Новосибирской области;

профессионально-общественная аккредитация - оценка реализуемых программ профессионального образования со стороны общественных структур с участием ведущих работодателей (ассоциаций, объединений работодателей и т.п.).