Об утверждении долгосрочной целевой программы
«Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области
на 2012-2015 годы»
(с изменениями на 23 октября 2014 года)
__________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства
области от 13.04.2015 N 137-п
__________________
_______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 23.10.2014 N 424-п
_______________________________________________________
В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы» (далее - программа).
2. Министерству здравоохранения Новосибирской области (Иванинский О.И.) обеспечить координацию выполнения мероприятий программы.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 23.10.2014 N 424-п, - см. предыдущую редакцию)
3. Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области (Голубенко В.Ю.) при подготовке проекта областного бюджета Новосибирской области на 2012 и последующие годы предусмотреть дополнительные ассигнования на реализацию мероприятий программы.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 23.10.2014 N 424-п, - см. предыдущую редакцию)
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора Новосибирской области Соболева А.К.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 23.10.2014 N 424-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Юрченко
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 02.08.2011 N 324-п
(В редакции, введенной
постановлением Правительства
области от 23.10.2014 N 424-п, -
см. предыдущую редакцию)
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы»
I. Паспорт программы
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа «Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы» (далее - программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы | Распоряжение Правительства Новосибирской области от 15.07.2011 N 319-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы» |
Основные разработчики программы | Министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; министерство региональной политики Новосибирской области; министерство социального развития Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик- координатор) программы | Министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; министерство региональной политики Новосибирской области; министерство социального развития Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области |
Руководитель программы | Министр здравоохранения Новосибирской области |
Исполнители основных мероприятий | Министерство здравоохранения Новосибирской области; учреждения, подведомственные министерству здравоохранения Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; министерство региональной политики Новосибирской области; министерство социального развития Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области |
Цели и задачи программы | Цель: повышение мотивации и приверженности населения Новосибирской области к ведению здорового образа жизни. Задачи: Задача 1. Формирование отношения граждан к здоровью как высшей ценности, потребности и мотивационных установок граждан к здоровому образу жизни. Задача 2. Совершенствование условий для формирования здорового образа жизни, улучшения физического и духовного здоровья населения |
Сроки (этапы) реализации программы | 2012-2015 годы |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования | Общий объем финансирования - всего 42 217,4 тыс. рублей, из них средства областного бюджета Новосибирской области - 42 217,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 11 760,2 тыс. рублей; 2013 год - 11 107,0 тыс. рублей; 2014 год - 6 820,1 тыс. рублей; 2015 год - 12 530,1 тыс. рублей. Средства программы по исполнителям: министерство здравоохранения Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области - всего: 15 328,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 3 271,0 тыс. рублей; 2013 год - 3 472,0 тыс. рублей; 2014 год - 1 595,1 тыс. рублей; 2015 год - 6 990,1 тыс. рублей; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области - всего: 2 629,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 2 479,2 тыс. рублей; 2013 год - 150,0 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; министерство социального развития Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области - всего: 900,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 300,0 тыс. рублей; 2013 год - 300,0 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 300,0 тыс. рублей; министерство региональной политики Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области - всего: 2 860,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 400,0 тыс. рублей; 2013 год - 2 460,0 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области - всего: 20500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 5 310,0 тыс. рублей; 2013 год - 4 725,0 тыс. рублей; 2014 год - 5 225,0 тыс. рублей; 2015 год - 5 240,0 тыс. рублей |
Важнейшие целевые индикаторы. | Важнейшие целевые индикаторы: удельный вес населения Новосибирской области, не имеющего вредных привычек (по данным эпидемиологического мониторинга); количество общеобразовательных организаций Новосибирской области, участвующих в реализации программы; уровень информированности населения Новосибирской области о факторах риска заболеваний и мерах профилактики (по данным медико-социологического мониторинга); объем материалов в средствах массовой информации Новосибирской области, направленных на формирование здорового образа жизни (от общего количества информационных материалов, освещенных в средствах массовой информации Новосибирской области); охват населения мероприятиями, проводимыми в рамках программы, по формированию и расширению здорового образа жизни (от общей численности населения Новосибирской области); удельный вес центров здоровья, модернизировавших материально-техническую базу в рамках программы; количество человек, принимающих участие в спортивных мероприятиях в рамках программы. объем материалов в средствах массовой информации Новосибирской области, направленных на формирование здорового образа жизни (от общего количества информационных материалов, освещенных в средствах массовой информации Новосибирской области), увеличится до 3,0% (2011 год - 0,5%); охват населения мероприятиями, проводимыми в рамках программы, по формированию и расширению здорового образа жизни (от общей численности населения Новосибирской области), увеличится до 45% (2011 год - 32%); удельный вес центров здоровья, модернизировавших материально-техническую базу в рамках программы, составит 25%; количество человек, принимающих участие в спортивных мероприятиях в рамках программы, не менее 2500 |
Электронный адрес размещения программы в сети Интернет |
II. Обоснование необходимости разработки Программы
1. Общие положения
Предметом регулирования программы является система мероприятий, направленных на формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни, обучение навыкам здорового образа жизни, поддержание приверженности и создание необходимых условий для здорового образа жизни.
Сфера действия программы - социальная.
Программа разработана на основании:
Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270_р «О демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года»;
распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128_р «О реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года».
Программа сочетает экономические и социальные аспекты, направлена на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления в Новосибирской области в сфере улучшения демографической ситуации на территории Новосибирской области.
Для целей настоящей программы используются следующие термины и понятия:
здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;
здоровый образ жизни - жизнедеятельность человека в благоприятных условиях, отвечающих общественным нормам культуры и гигиенических навыков, позволяющая сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни;
укрепление здоровья - комплекс мер по контролю за состоянием и поддержанием здоровья, позволяющих сохранить его и улучшить;
профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;
предупреждение заболеваний - комплекс мер социального, административного и медицинского характера, направленных на снижение влияния факторов риска и причин развития заболеваний;
факторы риска для здоровья - факторы, провоцирующие или увеличивающие риск развития определенных заболеваний; некоторые факторы могут являться наследственными или приобретенными, но в любом случае их влияние проявляется при определенном воздействии;
формирование здорового образа жизни - комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья, пропаганду здорового образа жизни, мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье, разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни, борьбу с факторами риска развития заболеваний, просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкогольной продукцией, предотвращение социально значимых заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни.
2. Краткий анализ текущего состояния проблемы с обоснованием ее решения программными методами
Здоровое население и высокий демографический потенциал - это значимые факторы наращивания благосостояния населения, обеспечения стабильного развития Новосибирской области, эффективного использования человеческого потенциала, а также объективный критерий успешности проводимых социальных и экономических преобразований.
На состояние здоровья человека влияет целый ряд различных факторов, таких как безопасность окружающей среды и общества, качество жилья и питания, распространенность табакокурения и употребления алкогольной продукции, доступность занятий физической культурой, уровень образования и доходов и другие.
В настоящее время в структуре смертности населения Новосибирской области преобладает смертность лиц трудоспособного возраста, которая составляет около 60%. Основными причинами смертности являются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Распространенность этих и других заболеваний в большой степени обусловлена социальными факторами и напрямую связана с образом жизни людей - наличием вредных привычек, низкой физической активностью, высокими психоэмоциональными нагрузками и нерациональным питанием с нарушением гигиенических норм.
Сохраняются низкими показатели здоровья как у детского, так и у взрослого населения. 1-2 группы здоровья составляют 37,1% взрослого, 63% детского населения (это практически здоровая часть населения, требующая проведения только профилактических мероприятий). К 3 группе здоровья относятся 60,8% взрослых и 30,0% детей (требуется диспансерное наблюдение в амбулаторно-поликлинических условиях). К 4-5 группам здоровья относятся 2,05% взрослого и 0,1% детского населения (необходимо специализированное и высокотехнологичное лечение).
Продолжается рост заболеваний, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, токсическими и наркотическими веществами. В 2010 году зарегистрировано 65,2 тысячи больных с наркологическими расстройствами (2,5% от общей численности населения), в том числе от злоупотребления алкогольной продукцией 45,8 тысячи больных (1,7% от общей численности населения).
Следует отметить, что проблема здоровья населения носит социально-экономический характер: качество здоровья населения влияет на производительность труда работающих граждан; за счет увеличения количества неработающего населения возрастает нагрузка на трудоспособное население, что становится причиной социальной напряженности и приводит к снижению качества жизни работающих людей.
В целях сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни в Новосибирской области с 2010 года на безвозмездной основе функционируют центры здоровья для населения.
В Новосибирской области функционируют 14 центров здоровья, среди них: 9 для взрослых и 5 для детей, 2 центра здоровья для детей начали функционировать в 2013 году.
Центры здоровья для взрослых работают в составе:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника N 20» Железнодорожного района;
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника N 22» Кировского района;
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника N 29» Калининского района;
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница N 2» Дзержинского района;
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Бердская центральная городская больница»;
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Искитимская центральная городская больница»;
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Куйбышевская центральная районная больница»;
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Татарская центральная районная больница им. 70-летия Новосибирской области»;
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирская районная больница N 1».
Центры здоровья для детей на базе:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника N 29» Калининского района;
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Детская городская клиническая больница N 6» Дзержинского района;
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Консультативно-диагностическая поликлиника N 2» Советского района города Новосибирска;
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница N 19» Первомайского района;
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника N 22» Кировского района.
Плановая мощность посещений взрослых центров здоровья - 600 посещений в месяц, детских - 300 посещений в месяц. Фактическая посещаемость центров здоровья в 2012 году составила 62 707 человек (49 058 - взрослые, 13 649 - дети). Центры здоровья служат инфраструктурой для ведения здорового образа жизни, куда можно обратиться за консультацией, пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по ведению здорового образа жизни.
В центрах здоровья проводятся массовые скрининговые обследования населения для выявления факторов риска развития хронических заболеваний, выявление этих заболеваний, формирование групп риска и направление пациентов к узким специалистам; профилактические мероприятия по влиянию на управляемые факторы риска, включая употребление алкоголя и табака; информационные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.
В целом оснащение центров здоровья современной диагностической аппаратурой соответствует табелю оснащения и способствует выявлению заболеваний в доклинических и ранних стадиях, что необходимо для оказания своевременной профилактической помощи.
В связи с тем, что задачи, направленные на профилактику заболеваемости, постоянно расширяются, 12 центров здоровья, функционирующих с 2010 года, необходимо дооснастить современными программно-аппаратными комплексами и оборудованием. Дополнительный функционал центров здоровья с возможностью проведения новых современных исследований обеспечит не только повышение доступности (в том числе и количества посещений) медицинской помощи, но и повысит заинтересованность населения в ведении здорового образа жизни и мотивацию отказа от вредных привычек. Комплектация мебелью повысит комфортность пребывания пациентов в центрах здоровья и улучшит условия работы специалистов, что скажется на повышении посещаемости населением центров здоровья, уменьшении количества неудовлетворенности оказанными услугами.
Таким образом, центры здоровья призваны реализовывать главную задачу, стоящую сегодня перед системой здравоохранения, - профилактику заболеваемости, употребления алкоголя, табака и наркотиков, формирование здорового образа жизни.
Социологические исследования, проведенные в Новосибирской области, свидетельствуют о том, что в качестве основных факторов здоровья сами жители выделяют экологическую ситуацию и образ жизни.
Подавляющее большинство граждан, проживающих на территории Новосибирской области, считают, что стараются следить за своим здоровьем (83,6%), однако только 37,0% - постоянно, а более 46,0% - только во время болезни.
Несмотря на увеличение доли населения, ответственно относящегося к собственному здоровью, большая часть не находит возможности активно поддерживать и укреплять здоровье. Только 31,0% респондентов не имеют вредных привычек, 12,9% уделяют внимание правильному питанию.
Почти 77,0% респондентов уверены, что здоровье зависит от самого человека, что говорит о готовности населения взять на себя ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Повысить уровень здоровья граждан, проживающих на территории Новосибирской области, возможно через формирование политики, ориентированной на укрепление здоровья населения и оздоровление окружающей среды, через формирование ответственного отношения людей к своему здоровью и здоровью окружающих.
Для решения вышеуказанных проблем необходим комплексный подход: объединение усилий различных организаций всех форм собственности, общественных организаций, чья деятельность оказывает влияние на качество жизни и здоровье населения, изучение и внедрение российского и международного опыта по формированию здорового образа жизни, в том числе участие в крупных программах и форумах.
Разработанная программа - это программа, направленная на формирование здорового образа жизни, благоприятной среды, активное сохранение и укрепление здоровья, повышение средней продолжительности жизни.
III. Цели, задачи и целевые индикаторы программы