Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 августа 2011 года N 324-п


Об утверждении долгосрочной целевой программы
«Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области
на 2012-2015 годы»

(с изменениями на 23 октября 2014 года)

__________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства
 области от 13.04.2015 N 137-п

__________________

_______________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства области от 23.10.2014 N 424-п

_______________________________________________________



В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы» (далее - программа).

2. Министерству здравоохранения Новосибирской области (Иванинский О.И.) обеспечить координацию выполнения мероприятий программы.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 23.10.2014 N 424-п, - см. предыдущую редакцию)

3. Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области (Голубенко В.Ю.) при подготовке проекта областного бюджета Новосибирской области на 2012 и последующие годы предусмотреть дополнительные ассигнования на реализацию мероприятий программы.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 23.10.2014 N 424-п, - см. предыдущую редакцию)

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора Новосибирской области Соболева А.К.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 23.10.2014 N 424-п, - см. предыдущую редакцию)

Губернатор области
     В.А.Юрченко

 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 02.08.2011 N 324-п
(В редакции, введенной
 постановлением Правительства
 области от 23.10.2014 N 424-п
, -
см. предыдущую редакцию)

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы»

I. Паспорт программы


Наименование программы

Долгосрочная целевая программа «Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы» (далее - программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 15.07.2011 N 319-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы»

Основные разработчики программы

Министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;

министерство региональной политики Новосибирской области;

министерство социального развития Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области

Государственный заказчик (государственный заказчик- координатор) программы

Министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;

министерство региональной политики Новосибирской области;

министерство социального развития Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области

Руководитель программы

Министр здравоохранения Новосибирской области

Исполнители основных мероприятий
программы

Министерство здравоохранения Новосибирской области;

учреждения, подведомственные министерству здравоохранения Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;

министерство региональной политики Новосибирской области;

министерство социального развития Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области

Цели и задачи программы

Цель: повышение мотивации и приверженности населения Новосибирской области к ведению здорового образа жизни.

Задачи:

Задача 1. Формирование отношения граждан к здоровью как высшей ценности, потребности и мотивационных установок граждан к здоровому образу жизни.

Задача 2. Совершенствование условий для формирования здорового образа жизни, улучшения физического и духовного здоровья населения

Сроки (этапы) реализации программы

2012-2015 годы
(этапы не выделяются)

Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования
и исполнителям мероприятий программы)

Общий объем финансирования -

всего 42 217,4 тыс. рублей, из них средства областного бюджета Новосибирской области - 42 217,4 тыс. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 11 760,2 тыс. рублей;

2013 год - 11 107,0 тыс. рублей;

2014 год - 6 820,1 тыс. рублей;

2015 год - 12 530,1 тыс. рублей.

Средства программы по исполнителям:

министерство здравоохранения Новосибирской области:

областной бюджет Новосибирской области - всего:

15 328,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 3 271,0 тыс. рублей;

2013 год - 3 472,0 тыс. рублей;

2014 год - 1 595,1 тыс. рублей;

2015 год - 6 990,1 тыс. рублей;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области:

областной бюджет Новосибирской области - всего:

2 629,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 2 479,2 тыс. рублей;

2013 год - 150,0 тыс. рублей;

2014 год - 0,0 тыс. рублей;

2015 год - 0,0 тыс. рублей;

министерство социального развития Новосибирской области:

областной бюджет Новосибирской области - всего:

900,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 300,0 тыс. рублей;

2013 год - 300,0 тыс. рублей;

2014 год - 0,0 тыс. рублей;

2015 год - 300,0 тыс. рублей;

министерство региональной политики Новосибирской области:

областной бюджет Новосибирской области - всего:

2 860,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 400,0 тыс. рублей;

2013 год - 2 460,0 тыс. рублей;

2014 год - 0,0 тыс. рублей;

2015 год - 0,0 тыс. рублей;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области:

областной бюджет Новосибирской области - всего:

20500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 5 310,0 тыс. рублей;

2013 год - 4 725,0 тыс. рублей;

2014 год - 5 225,0 тыс. рублей;

2015 год - 5 240,0 тыс. рублей

Важнейшие целевые индикаторы.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы,
выраженные
в количественно измеримых показателях

Важнейшие целевые индикаторы:

удельный вес населения Новосибирской области, не имеющего вредных привычек (по данным эпидемиологического мониторинга);

количество общеобразовательных организаций Новосибирской области, участвующих в реализации программы;

уровень информированности населения Новосибирской области о факторах риска заболеваний и мерах профилактики (по данным медико-социологического мониторинга);

объем материалов в средствах массовой информации Новосибирской области, направленных на формирование здорового образа жизни (от общего количества информационных материалов, освещенных в средствах массовой информации Новосибирской области);

охват населения мероприятиями, проводимыми в рамках программы, по формированию и расширению здорового образа жизни (от общей численности населения Новосибирской области);

удельный вес центров здоровья, модернизировавших материально-техническую базу в рамках программы;

количество человек, принимающих участие в спортивных мероприятиях в рамках программы.
По итогам реализации мероприятий программы, направленных на формирование здорового образа жизни, в 2015 году по сравнению с 2011 годом будут достигнуты следующие результаты:
удельный вес населения, не имеющего вредных привычек (по данным эпидемиологического мониторинга) увеличится до 47,5% (2011 год - 30%);
количество общеобразовательных организаций Новосибирской области, участвующих в реализации программы, увеличится до 80 ед. (2011 год - 10 ед.);
уровень информированности населения Новосибирской области о факторах риска заболеваний и мерах профилактики (по данным медико-социологического мониторинга) увеличится до 77% (2011 год - 56%);

объем материалов в средствах массовой информации Новосибирской области, направленных на формирование здорового образа жизни (от общего количества информационных материалов, освещенных в средствах массовой информации Новосибирской области), увеличится до 3,0% (2011 год - 0,5%);

охват населения мероприятиями, проводимыми в рамках программы, по формированию и расширению здорового образа жизни (от общей численности населения Новосибирской области), увеличится до 45% (2011 год - 32%);

удельный вес центров здоровья, модернизировавших материально-техническую базу в рамках программы, составит 25%;

количество человек, принимающих участие в спортивных мероприятиях в рамках программы, не менее 2500

Электронный адрес размещения программы в сети Интернет


II. Обоснование необходимости разработки Программы


1. Общие положения

Предметом регулирования программы является система мероприятий, направленных на формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни, обучение навыкам здорового образа жизни, поддержание приверженности и создание необходимых условий для здорового образа жизни.

Сфера действия программы - социальная.

Программа разработана на основании:

Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270_р «О  демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128_р «О  реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года».

Программа сочетает экономические и социальные аспекты, направлена на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления в Новосибирской области в сфере улучшения демографической ситуации на территории Новосибирской области.

Для целей настоящей программы используются следующие термины и понятия:

здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

здоровый образ жизни - жизнедеятельность человека в благоприятных условиях, отвечающих общественным нормам культуры и гигиенических навыков, позволяющая сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни;

укрепление здоровья - комплекс мер по контролю за состоянием и поддержанием здоровья, позволяющих сохранить его и улучшить;

профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

предупреждение заболеваний - комплекс мер социального, административного и медицинского характера, направленных на снижение влияния факторов риска и причин развития заболеваний;

факторы риска для здоровья - факторы, провоцирующие или увеличивающие риск развития определенных заболеваний; некоторые факторы могут являться наследственными или приобретенными, но в любом случае их влияние проявляется при определенном воздействии;

формирование здорового образа жизни - комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья, пропаганду здорового образа жизни, мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье, разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни, борьбу с факторами риска развития заболеваний, просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкогольной продукцией, предотвращение социально значимых заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни.

2. Краткий анализ текущего состояния проблемы с обоснованием ее решения программными методами


Здоровое население и высокий демографический потенциал - это значимые факторы наращивания благосостояния населения, обеспечения стабильного развития Новосибирской области, эффективного  использования человеческого потенциала, а также объективный критерий успешности проводимых социальных и экономических преобразований.

На состояние здоровья человека влияет целый ряд различных факторов, таких как безопасность окружающей среды и общества, качество жилья и питания, распространенность табакокурения и употребления алкогольной продукции, доступность занятий физической культурой, уровень образования и доходов и другие.

В настоящее время в структуре смертности населения Новосибирской области преобладает смертность лиц трудоспособного возраста, которая составляет около 60%. Основными причинами смертности  являются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Распространенность этих и других заболеваний в большой степени обусловлена социальными факторами и напрямую связана с образом  жизни людей - наличием вредных привычек, низкой физической активностью, высокими психоэмоциональными нагрузками и нерациональным питанием с нарушением гигиенических норм.

Сохраняются низкими показатели здоровья как у детского, так и у взрослого населения. 1-2 группы здоровья составляют 37,1% взрослого, 63% детского населения (это практически здоровая часть населения, требующая проведения только  профилактических  мероприятий). К 3 группе здоровья относятся 60,8% взрослых и 30,0% детей (требуется диспансерное наблюдение в амбулаторно-поликлинических условиях). К 4-5 группам здоровья  относятся 2,05% взрослого и 0,1% детского населения (необходимо специализированное и высокотехнологичное лечение).

Продолжается рост заболеваний, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, токсическими и наркотическими веществами. В 2010 году зарегистрировано 65,2 тысячи больных с наркологическими расстройствами (2,5% от общей численности населения), в том числе от злоупотребления алкогольной продукцией 45,8 тысячи больных (1,7% от общей численности населения).

Следует отметить, что проблема здоровья населения носит социально-экономический характер: качество здоровья населения влияет на производительность труда работающих граждан; за счет увеличения количества неработающего населения возрастает нагрузка на трудоспособное население, что становится причиной социальной напряженности и приводит к снижению качества жизни работающих людей.

В целях сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни в Новосибирской области с 2010 года на безвозмездной основе функционируют центры здоровья для населения.

В Новосибирской области функционируют 14 центров здоровья, среди них: 9 для взрослых и 5 для детей, 2 центра здоровья для детей начали функционировать в 2013 году.

Центры здоровья для взрослых работают в составе:

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника N 20» Железнодорожного района;

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника N 22» Кировского района;

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника N 29» Калининского района;

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница N 2» Дзержинского района;

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Бердская центральная городская больница»;

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Искитимская центральная городская больница»;

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Куйбышевская центральная районная больница»;

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Татарская центральная районная больница им. 70-летия Новосибирской области»;

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирская районная больница N 1».

Центры здоровья для детей  на базе:

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника N 29» Калининского района;

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Детская городская клиническая больница N 6» Дзержинского района;

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Консультативно-диагностическая поликлиника N 2» Советского района города Новосибирска;

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница N 19» Первомайского района;

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника N 22» Кировского района.

Плановая мощность посещений взрослых центров здоровья - 600 посещений в месяц, детских - 300 посещений в месяц. Фактическая посещаемость центров здоровья в 2012 году составила  62 707 человек (49 058 - взрослые, 13 649 - дети). Центры здоровья служат инфраструктурой для ведения здорового образа жизни, куда можно обратиться за консультацией, пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по ведению здорового образа жизни.

В центрах здоровья проводятся массовые скрининговые обследования населения для выявления факторов риска развития хронических заболеваний, выявление этих заболеваний, формирование групп риска и направление пациентов к узким специалистам; профилактические мероприятия по влиянию на управляемые факторы риска, включая употребление алкоголя и табака; информационные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.

В целом оснащение центров здоровья современной диагностической аппаратурой соответствует табелю оснащения и способствует выявлению заболеваний в доклинических и ранних стадиях, что необходимо для оказания своевременной профилактической помощи.

В связи с тем, что задачи, направленные на профилактику заболеваемости, постоянно расширяются, 12 центров здоровья, функционирующих с 2010 года, необходимо дооснастить современными программно-аппаратными комплексами и оборудованием. Дополнительный функционал центров здоровья с возможностью проведения новых современных исследований обеспечит не только повышение доступности (в том числе и количества посещений) медицинской помощи, но и повысит заинтересованность населения в ведении здорового образа жизни и мотивацию отказа от вредных привычек. Комплектация мебелью повысит комфортность пребывания пациентов в центрах здоровья и улучшит условия работы специалистов, что скажется на повышении посещаемости населением центров здоровья, уменьшении количества неудовлетворенности оказанными услугами.

Таким образом, центры здоровья призваны реализовывать главную задачу, стоящую сегодня перед системой здравоохранения, - профилактику заболеваемости, употребления алкоголя, табака и наркотиков, формирование здорового образа жизни.

Социологические исследования, проведенные в Новосибирской области, свидетельствуют о том, что в качестве основных факторов здоровья сами жители выделяют экологическую ситуацию и образ жизни.

Подавляющее большинство граждан, проживающих на территории Новосибирской области, считают, что стараются следить за своим здоровьем (83,6%), однако только 37,0% - постоянно, а более 46,0% - только во время болезни.

Несмотря на увеличение доли населения, ответственно относящегося к собственному здоровью, большая часть не находит возможности активно поддерживать и укреплять здоровье. Только 31,0% респондентов не имеют вредных привычек, 12,9% уделяют внимание правильному питанию.

Почти 77,0% респондентов уверены, что здоровье зависит от самого человека, что говорит о готовности населения взять на себя ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Повысить уровень здоровья граждан, проживающих на территории Новосибирской области, возможно через формирование политики, ориентированной на укрепление здоровья населения и оздоровление окружающей среды, через формирование ответственного отношения людей к своему здоровью и здоровью окружающих.

Для решения вышеуказанных проблем необходим комплексный подход: объединение усилий различных организаций всех форм собственности, общественных организаций, чья деятельность оказывает влияние на качество жизни и здоровье населения, изучение и внедрение российского и международного опыта по формированию здорового образа жизни, в том числе участие в крупных программах и форумах.

Разработанная программа - это программа, направленная на формирование здорового образа жизни, благоприятной среды, активное сохранение и укрепление здоровья, повышение средней продолжительности жизни.

III. Цели, задачи и целевые индикаторы программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»