1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы
Объектом являются условия жизнедеятельности граждан пожилого возраста, проживающих на территории Новосибирской области.
Предмет регулирования - дополнительная система мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, направленная на повышение качества их жизни и степени социальной защищенности, содействие активному участию в жизни общества.
Сфера действия - социальная.
Программа является дополнительным механизмом реализации Федерального от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федерального от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Основанием для разработки Программы являются:
поручение Президента Российской Федерации (от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС) и Правительства Российской Федерации (от 6 декабря 2010 года N АЖ_П12-8307);
постановление Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации»;
Правительства Новосибирской области от 07.07.2011 N 291-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Новосибирской области на 2012-2016 годы»;
«Укрепление здоровья населения, повышение демографического потенциала Новосибирской области, формирование здорового образа жизни и условий его реализации на период до 2015 года», утвержденная распоряжением Губернатора Новосибирской области от 15.06.2009 N 151-р «Об утверждении концепции «Укрепление здоровья населения, повышение демографического потенциала Новосибирской области, формирование здорового образа жизни и условий его реализации на период до 2015 года».
В данной Программе заложены основы по организации мероприятий, связанных с поддержанием жизненной активности граждан пожилого возраста, повышением их социальной адаптации, упрочением социальных связей, реализованы мероприятия, направленные на развитие сети учреждений социального обслуживания и социальных служб; вовлечение граждан пожилого возраста в активную общественную жизнь; оказание им адресной социальной помощи.
Настоящая Программа разработана в целях создания социально-экономических, организационных условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста, степени их социальной защищенности, содействия их активному участию в жизни общества.
2. Характеристика проблемы
На 01.01.2011 в Новосибирской области проживает 579 тыс. граждан пожилого возраста (22% от общей численности населения Новосибирской области).
По прогнозу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области в 2030 году число лиц в возрасте 60 лет и старше увеличится до 627 тыс. человек, а их доля составит 24,5%, т.е. каждый четвертый житель области будет старше 60 лет.
В Новосибирской области принят ряд законодательных актов, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста: Законы Новосибирской области « Новосибирской области», « поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области», « поддержки граждан, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», - за счет средств областного бюджета Новосибирской области решаются вопросы по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, высокотехнологичной медицинской помощи, предоставлению услуг по зубо-, глазо- и слухопротезированию, а также оздоровлению на базе госпиталей ветеранов войн, где ежегодно получают комплексное лечение около 8000 человек.
Вместе с тем требуют решения проблемы, возникающие в связи с особенностями физических и духовных потребностей граждан пожилого возраста: изменение структуры медицинского обслуживания; развитие системы социально-психологической помощи (особенно одиноким гражданам пожилого возраста).
Эти проблемы могут быть решены только при тесном сотрудничестве областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и общественных организаций.
Для выявления проблем граждан пожилого возраста, наиболее востребованных социальных услуг и принятия мер по укреплению социальной защищенности граждан пожилого возраста необходимо постоянно проводить мониторинг социально-экономического положения вышеназванной категории граждан. По результатам мониторинга будут выявляться граждане пожилого возраста, нуждающиеся в социальной помощи, и будет приниматься решение об оказании натуральной, материальной помощи или социального обслуживания.
В целях укрепления здоровья граждан пожилого возраста в 2010 году открыта муниципальная гериатрическая больница на 250 мест, планируется внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания современных геронтотехнологий, направленных на профилактику обострений хронических заболеваний немедикаментозными средствами. Ежегодно в рамках Программы медицинскую помощь получат более 4000 граждан пожилого возраста.
Для оказания консультативной помощи с посещениями малоподвижных граждан на дому в отдаленных районах Новосибирской области ежемесячно формируются выездные медицинские бригады врачей-специалистов из областных государственных учреждений здравоохранения Новосибирской области.
В целях профилактики заболеваний и активного долголетия планируется организовать работу «школ здоровья».
В настоящее время в Новосибирской области существует развитая система учреждений, организующих и осуществляющих социальное обслуживание граждан пожилого возраста, общей мощностью 5900 мест.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 12.08.2013 N 355-п, - см. предыдущую редакцию)
Поддержание учреждений социального обслуживания в рабочем состоянии, повышение социально-бытовых и комфортных условий проживания в них граждан пожилого возраста является важным направлением деятельности социальных служб.
Однако большая часть учреждений социального обслуживания нуждается в укреплении материально-технической базы, внедрении современных систем охранно-пожарной сигнализации, средств технического контроля, оповещения, совершенствовании связи.
В течение 2010 года на капитальный и текущий ремонт в 13 государственных стационарных учреждениях социального обслуживания израсходовано 50091,5 тыс. руб., что позволило улучшить социально-бытовые условия проживания более 400 гражданам пожилого возраста.
В 2011 году на эти цели выделено 62822,0 тыс. руб., что позволит улучшить условия проживания 635 граждан пожилого возраста.