В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.04.2009 N 164 «О разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области»:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития информационного общества и электронного правительства в Новосибирской области на период до 2015 года (далее - Концепция).
2. Департаменту информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области (Дюбанов А.В.) во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Новосибирской области обеспечить реализацию Концепции.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Хомлянского А.Б.
Губернатор области
В.А.Юрченко
КОНЦЕПЦИЯ
развития информационного общества и электронного правительства
в Новосибирской области на период до 2015 года
В генеральной цели Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) определена необходимость придания экономике области инновационного качества развития, инвестиционной привлекательности и финансовой самодостаточности.
Для реализации стратегических приоритетов развития Новосибирской области необходимо развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность оперативного доступа к информации, информационным системам, банкам знаний и базам данных, создающей условия для принятия оперативных и качественных решений, основанных на эффективном применении различных моделей анализа и прогнозирования.
В современном обществе информация и знания становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Согласно «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212) информационное общество определяется «…высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти».
Информационное общество характеризуется:
высоким уровнем развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям к обеспечению доступа граждан к социально значимой информации и услугам независимо от места проживания и социального положения;
массовым и эффективным использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) во всех областях экономической, социальной и культурной жизни.
Ключевой составляющей перехода к информационному обществу является формирование единого информационного пространства.
Единое информационное пространство Новосибирской области представляет собой совокупность баз данных и банков знаний, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих и взаимодействующих с системами и сетями других организаций и операторов на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей на территории Новосибирской области.
Наличие современной, высокотехнологичной ИКТ-инфраструктуры является важнейшим фактором, определяющим формирование единого информационного пространства. ИКТ-инфраструктура включает в себя территориально распределенные информационные системы, линии и средства связи, средства вещания, сети и каналы передачи данных, обеспечивает технологическую платформу для качественного доступа к информационным услугам и технологиям.
Состояние сферы услуг связи и Интернета на конец 2010 года в муниципальных районах Новосибирской области характеризуется следующими показателями:
задействовано 282997 номеров стационарной телефонной связи;
подключено 59832 линии широкополосного доступа в сеть Интернет (далее - ШПД).
277 пунктов коллективного доступа к универсальным услугам связи, в том числе Интернет;
функционирует 677 отделений почтовой связи.
Сводные данные по муниципальным районам Новосибирской области представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели информатизации муниципальных районов Новосибирской области
в 2010 году
Наименование | Количество отделений почтовой связи | Количество номеров задействован-ной емкости телефонной сети | Количество подключенных линий ШПД | Доля населения, обеспеченная услугами ШПД |
Баганский | 15 | 3425 | 469 | 7 |
Барабинский | 27 | 10114 | 2670 | 16 |
Болотнинский | 21 | 6091 | 1513 | 14 |
Венгеровский | 24 | 3763 | 775 | 9 |
Доволенский | 17 | 4622 | 881 | 12 |
Здвинский | 18 | 4210 | 602 | 9 |
Искитимский | 28 | 21862 | 8332 | 18 |
Карасукский | 30 | 10188 | 2766 | 16 |
Каргатский | 17 | 4400 | 721 | 10 |
Колыванский | 19 | 6359 | 1374 | 16 |
Коченевский | 21 | 8244 | 1985 | 12 |
Кочковский | 10 | 4077 | 787 | 13 |
Краснозерский | 28 | 7038 | 1074 | 8 |
Куйбышевский | 29 | 16788 | 4499 | 19 |
Купинский | 30 | 8361 | 1351 | 11 |
Кыштовский | 23 | 3127 | 548 | 11 |
Маслянинский | 24 | 6149 | 1204 | 12 |
Мошковский | 26 | 7405 | 1612 | 11 |
Ордынский | 23 | 9502 | 2603 | 18 |
Северный | 14 | 3155 | 534 | 14 |
Сузунский | 16 | 6133 | 1061 | 9 |
Татарский | 29 | 9478 | 1965 | 12 |
Тогучинский | 38 | 10876 | 2075 | 9 |
Убинский | 17 | 3571 | 609 | 9 |
Усть-Таркский | 15 | 3270 | 430 | 9 |
Чановский | 22 | 5163 | 1040 | 10 |
Черепановский | 24 | 8559 | 1857 | 10 |
Чистоозерный | 18 | 4016 | 752 | 10 |
Чулымский район | 18 | 5827 | 1031 | 11 |
* данные, рассчитанные с учетом коэффициента семейности
Представленные в таблице данные показывают, что уровень обеспечения пользователей услугами широкополосного доступа в сеть Интернет в муниципальных районах Новосибирской области составляет в среднем около 13% и характеризуется как низкий.
Состояние сферы услуг связи и Интернета на конец 2010 года в г. Новосибирске характеризуется следующими показателями:
функционирует 97 отделений почтовой связи;
задействовано 617765 номеров стационарной телефонной связи;
охвачено услугами широкополосного доступа в сеть Интернет (далее - ШПД) более 50% населения.
Таким образом, отмечается тенденция увеличения разрыва в предоставлении услуг широкополосного доступа в сеть Интернет между муниципальными районами Новосибирской области (13%) и г. Новосибирском (более 50%), что сказывается на уровне развития информационного общества на территории Новосибирской области. Требуется более активное сотрудничество органов власти с операторами связи и бизнес-сообществом для продвижения услуг широкополосного доступа к сети Интернет в районы Новосибирской области.
Общее количество абонентов сетей мобильной связи достигло 4 миллионов, при этом потенциальное число абонентов сотовой связи третьего поколения (обеспечивающей скоростной доступ в Интернет, позволяющей осуществлять обмен видеоизображениями, принимать сигналы сотового телевидения и др.) составило более 300 тысяч. Зоны действия базовых станций наиболее крупных операторов сотовой связи охватывают более 75% территории г. Новосибирска и Новосибирской области и их услуги доступны свыше 95% населения.
В городе Новосибирске за 2009-2010 годы введены в действие 4 дата-центра (МТС, Мегафон, Сибирьтелеком, Синтерра), позволяющие оказывать как населению, так и организациям услуги по хранению и обработке информации и представляющие ряд комплексных сервисов для конечного пользователя.
Важной составляющей развития информационного общества является развитие электронного правительства Новосибирской области.
Понятие электронного правительства определено «Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 632-р: «...Под электронным правительством … понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов...».
В Новосибирской области завершен этап первоначального оснащения органов государственной власти современной вычислительной техникой, проведено обучение государственных служащих работе с типовым программным обеспечением и существующими ведомственными информационно-аналитическими системами, развернута базовая информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктура их деятельности. Путем приобретения прав на программные продукты компании Microsoft обеспечена лицензионная чистота программного обеспечения компьютерной техники Правительства Новосибирской области и областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.
В рамках реализации ведомственной целевой программы «Создание территориальной информационной системы Новосибирской области на 2008-2010 годы» администрацией Новосибирской области совместно с ГУВД по Новосибирской области построены магистральные участки высокоскоростной (1 Гбит/сек) государственной сети передачи данных общей протяженностью более 2500 км, охватывающей территорию города Новосибирска и все районные центры области. Выполнено подключение 120 коммуникационных узлов отделов внутренних дел районов области, запущено в эксплуатацию опорно-транзитное оборудование передачи данных и сервисов ведомственной телефонии. Мероприятия ведомственной целевой программы «Развитие территориальной информационной системы Новосибирской области на 2011-2013 годы» предполагают подключение к территориальной информационной системе всех органов местного самоуправления и учреждений социальной сферы, включая районные больницы, образовательные учреждения и организации культуры, а также органы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Выполнен 1 этап создания областного сегмента наземной инфраструктуры глобальной навигационной системы ГЛОНАСС/GPS. Осуществлён монтаж 19 активных базовых станций системы. В комплексе с создаваемым вычислительным центром это обеспечит 60% покрытие экономически освоенной территории области для решения задач точного определения координат, мониторинга, высокоточного управления и позиционирования подвижных и статичных объектов на территории области и прочие.
В направлении реализации информационно-аналитической системы исполнительных органов государственной власти Новосибирской области создана подсистема мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития области и оценки эффективности деятельности областных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Универсальное хранилище данных подсистемы содержит более 5 тысяч показателей социально-экономического развития области в актуализированном состоянии. Подсистема интегрирована в федеральную государственную информационную систему «Управление». Развитие и активное использование подсистемы в повседневной деятельности органов власти позволит осуществить переход на качественно новый уровень принятия управленческих решений по всем направлениям отраслевого и межотраслевого взаимодействия, реализовать принцип управления по результатам, а также упорядочить и унифицировать процесс сбора, обработки, хранения и передачи данных, необходимых для принятия решений.
Реализован первый этап создания единого электронного документооборота областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области. Установлены рабочие места в подразделениях администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, в областных исполнительных органах государственной власти Новосибирской области. Усовершенствованы методика и порядок работы с документами, обеспечена возможность перехода к полномасштабному электронному документообороту, исключающему передачу документов в виде печатных копий, ускоряющему процедуру согласования документов и обмена корреспонденцией. Проводятся подготовительные работы к внедрению технологий электронной цифровой подписи.
На основе современных программно-технических решений создана электронная общественная приёмная Губернатора Новосибирской области, позволяющая гражданам обращаться к Губернатору Новосибирской области и в областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области по интересующим их вопросам, осуществлять запись на личный приём, получать консультации по правовым и организационным вопросам, проводить мониторинг исполнения обращений, использовать другие формы взаимодействия жителей области с её руководителями.
Функционируют сайты областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области. Однако данные сайты зачастую не содержат полных сведений о порядке и условиях оказания услуг организациям и гражданам, их сопровождение не полностью регламентировано, что сказывается на оперативности информационного обновления. Формируется система планирования и мониторинга эффективности реализации целевых программ и проектов, финансируемых за счет бюджетных средств.
Для формирования архивных фондов, фондов культурного наследия Новосибирской области в учреждениях культуры, библиотеках и музеях планируется внедрение современного оборудования, которое позволит предоставлять информацию населению и организациям в цифровом формате.
В настоящее время реализованы процессы формирования инфокоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти Новосибирской области между собой, а также с организациями и гражданами в рамках предоставления государственных услуг, формируется инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к созданным органами государственной власти Новосибирской области сайтам в сети Интернет и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан.
В 2010 году активизирована работа по созданию региональной инфраструктуры электронного правительства в соответствии с Системным проектом формирования инфраструктуры электронного правительства, утвержденным 13.07.2010 на заседании Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Для обеспечения доступа граждан к Интернет-порталу оказания государственных и муниципальных услуг во всех муниципальных районах Новосибирской области развернута сеть, включающая 104 терминала (инфомата). Во взаимодействии с единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства ОАО «Ростелеком», определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2009 года N 1475-р, развернута региональная система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), обеспечивающая техническую возможность оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, без предоставления гражданами справок и документов из других государственных ведомств и учреждений. Внедрен новый региональный Интернет-портал государственных и муниципальных услуг, осуществлена его интеграция с федеральным порталом, реализована единая технология «Личный кабинет», предоставляющая возможность персонифицированного заказа федеральных, региональных государственных услуг, а также услуг муниципалитетов. С помощью этой технологии жители области могут заказывать на Интернет-портале Новосибирской области все доступные в электронном виде услуги с помощью инфоматов или по каналам Интернет из любой точки России и мира.
В настоящее время на Интернет-портале государственных и муниципальных услуг Новосибирской области имеются сведения по всем услугам федеральных органов власти, а также информация о порядке оказания более чем 120 региональных услуг, содержатся формы и образцы заявлений. По 10 государственным услугам реализованы 3 и 4 этапы перевода на предоставление в электронном виде.
Ведется подготовка к обеспечению, начиная с 2012 года, жителей Новосибирской области универсальными электронными картами, действующими на всей территории Российской Федерации, которые заменят региональные социальные и транспортные карты, обеспечат автоматическую регистрацию в «Личном кабинете» и позволят оплачивать возмездные государственные и муниципальные услуги через сеть терминалов и банкоматов.