ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 марта 2011 года N 90-р


Об утверждении Концепции развития информационного общества
 и электронного правительства в Новосибирской области на период до 2015 года

     

В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.04.2009 N 164 «О разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области»:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития информационного общества и электронного правительства в Новосибирской области на период до 2015 года (далее - Концепция).

2. Департаменту информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области (Дюбанов А.В.) во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Новосибирской области обеспечить реализацию Концепции.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Хомлянского А.Б.

     

     Губернатор области
     В.А.Юрченко


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора
Новосибирской области
от 25.03.2011 N 90-р


КОНЦЕПЦИЯ
развития информационного общества и электронного правительства
в Новосибирской области на период до 2015 года


I. Анализ ситуации, ключевые проблемы развития

В генеральной цели Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) определена необходимость придания экономике области инновационного качества развития, инвестиционной привлекательности и финансовой самодостаточности.

Для реализации стратегических приоритетов развития Новосибирской области необходимо развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность оперативного доступа к информации, информационным системам, банкам знаний и базам данных, создающей условия для принятия оперативных и качественных решений, основанных на эффективном применении различных моделей анализа и прогнозирования.

В современном обществе информация и знания становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Согласно «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212) информационное общество определяется «…высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти».

Информационное общество характеризуется:

высоким уровнем развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям к обеспечению доступа граждан к социально значимой информации и услугам независимо от места проживания и социального положения;

массовым и эффективным использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) во всех областях экономической, социальной и культурной жизни.

Ключевой составляющей перехода к информационному обществу является формирование единого информационного пространства.

Единое информационное пространство Новосибирской области  представляет собой совокупность баз данных и банков знаний, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих и взаимодействующих с системами и сетями других организаций и операторов на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей на территории Новосибирской области.

Наличие современной, высокотехнологичной ИКТ-инфраструктуры является важнейшим фактором, определяющим формирование единого информационного пространства. ИКТ-инфраструктура включает в себя территориально распределенные информационные системы, линии и средства связи, средства вещания, сети и каналы передачи данных, обеспечивает технологическую платформу для качественного доступа к информационным услугам и технологиям.

Состояние сферы услуг связи и Интернета на конец 2010 года в муниципальных районах Новосибирской области характеризуется следующими показателями:

задействовано 282997 номеров стационарной телефонной связи;

подключено 59832  линии широкополосного доступа в сеть Интернет (далее - ШПД).

277 пунктов коллективного доступа к универсальным услугам связи, в том числе Интернет;

функционирует 677 отделений почтовой связи.

Сводные данные по муниципальным районам Новосибирской области представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели информатизации муниципальных районов Новосибирской области
в 2010 году

Наименование
района

Количество отделений почтовой связи

Количество номеров задействован-ной емкости телефонной сети

Количество подключенных линий ШПД
в сеть Интернет

Доля населения, обеспеченная услугами ШПД
в сеть Интернет*,
%

Баганский

15

3425

469

7

Барабинский

27

10114

2670

16

Болотнинский

21

6091

1513

14

Венгеровский

24

3763

775

9

Доволенский

17

4622

881

12

Здвинский

18

4210

602

9

Искитимский

28

21862

8332

18

Карасукский

30

10188

2766

16

Каргатский

17

4400

721

10

Колыванский

19

6359

1374

16

Коченевский

21

8244

1985

12

Кочковский

10

4077

787

13

Краснозерский

28

7038

1074

8

Куйбышевский

29

16788

4499

19

Купинский

30

8361

1351

11

Кыштовский

23

3127

548

11

Маслянинский

24

6149

1204

12

Мошковский

26

7405

1612

11

Ордынский

23

9502

2603

18

Северный

14

3155

534

14

Сузунский

16

6133

1061

9

Татарский

29

9478

1965

12

Тогучинский

38

10876

2075

9

Убинский

17

3571

609

9

Усть-Таркский

15

3270

430

9

Чановский

22

5163

1040

10

Черепановский

24

8559

1857

10

Чистоозерный

18

4016

752

10

Чулымский район

18

5827

1031

11

* данные, рассчитанные с учетом коэффициента семейности

Представленные в таблице данные показывают, что уровень обеспечения пользователей услугами широкополосного доступа в сеть Интернет в муниципальных районах Новосибирской области составляет в среднем около 13% и характеризуется как низкий.

Состояние сферы услуг связи и Интернета на конец 2010 года в г. Новосибирске характеризуется следующими показателями:

функционирует 97 отделений почтовой связи;

задействовано 617765 номеров стационарной телефонной связи;

охвачено услугами широкополосного доступа в сеть Интернет (далее - ШПД) более 50% населения.

Таким образом, отмечается тенденция увеличения разрыва в предоставлении услуг широкополосного доступа в сеть Интернет между муниципальными районами Новосибирской области (13%) и г. Новосибирском (более 50%), что сказывается на уровне развития информационного общества на территории Новосибирской области. Требуется более активное сотрудничество органов власти с операторами связи и бизнес-сообществом для продвижения услуг широкополосного доступа к сети Интернет в районы Новосибирской области.

Общее количество абонентов сетей мобильной связи достигло 4 миллионов, при этом потенциальное число абонентов сотовой связи третьего поколения (обеспечивающей скоростной доступ в Интернет, позволяющей осуществлять обмен видеоизображениями, принимать сигналы сотового телевидения и др.) составило более 300 тысяч. Зоны действия базовых станций наиболее крупных операторов сотовой связи охватывают более 75% территории г. Новосибирска и Новосибирской области и их услуги доступны свыше 95% населения.

В городе Новосибирске за 2009-2010 годы введены в действие 4 дата-центра (МТС, Мегафон, Сибирьтелеком, Синтерра), позволяющие оказывать как населению, так и организациям услуги по хранению и обработке информации и представляющие ряд комплексных сервисов для конечного пользователя.

Важной составляющей развития информационного общества является развитие электронного правительства Новосибирской области.

Понятие электронного правительства определено «Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 632-р: «...Под электронным правительством … понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов...».

В Новосибирской области завершен этап первоначального оснащения органов государственной власти современной вычислительной техникой, проведено обучение государственных служащих работе с типовым программным обеспечением и существующими ведомственными информационно-аналитическими системами, развернута базовая информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктура их деятельности. Путем приобретения прав на программные продукты компании Microsoft обеспечена лицензионная чистота программного обеспечения компьютерной техники Правительства Новосибирской области и областных исполнительных органов  государственной власти Новосибирской области.

В рамках реализации ведомственной целевой программы «Создание территориальной информационной системы Новосибирской области на 2008-2010 годы» администрацией Новосибирской области совместно с ГУВД по Новосибирской области построены магистральные участки высокоскоростной (1 Гбит/сек) государственной сети передачи данных общей протяженностью более 2500 км, охватывающей территорию города Новосибирска и все районные центры области. Выполнено подключение 120 коммуникационных узлов отделов внутренних дел районов области, запущено в эксплуатацию опорно-транзитное оборудование передачи данных и сервисов ведомственной телефонии. Мероприятия ведомственной целевой программы «Развитие территориальной информационной системы Новосибирской области на 2011-2013 годы» предполагают подключение к территориальной информационной системе всех  органов местного самоуправления и учреждений социальной сферы, включая районные больницы, образовательные учреждения и организации культуры, а также органы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Выполнен 1 этап создания областного сегмента наземной инфраструктуры глобальной навигационной системы ГЛОНАСС/GPS. Осуществлён монтаж 19 активных базовых станций системы. В комплексе с создаваемым вычислительным центром это обеспечит 60% покрытие экономически освоенной территории области для решения задач точного определения координат, мониторинга, высокоточного управления и позиционирования подвижных и статичных объектов на территории области и прочие.

В направлении реализации информационно-аналитической системы исполнительных органов государственной власти Новосибирской области создана подсистема мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития области и оценки эффективности деятельности областных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Универсальное хранилище данных подсистемы содержит более 5 тысяч показателей социально-экономического развития области в актуализированном состоянии. Подсистема интегрирована в федеральную государственную информационную систему «Управление». Развитие и активное использование подсистемы в повседневной деятельности органов власти позволит осуществить переход на качественно новый уровень принятия управленческих решений по всем направлениям отраслевого и межотраслевого взаимодействия, реализовать принцип управления по результатам, а также упорядочить и унифицировать процесс сбора, обработки, хранения и передачи данных, необходимых для принятия решений.

Реализован первый этап создания единого электронного документооборота областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области. Установлены рабочие места в подразделениях администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, в областных исполнительных органах государственной власти Новосибирской области. Усовершенствованы методика и порядок работы с документами, обеспечена возможность перехода к полномасштабному электронному документообороту, исключающему передачу документов в виде печатных копий, ускоряющему процедуру согласования документов и обмена корреспонденцией. Проводятся подготовительные работы к внедрению технологий электронной цифровой подписи.

На основе современных программно-технических решений создана электронная общественная приёмная Губернатора Новосибирской области, позволяющая гражданам обращаться к Губернатору Новосибирской области и в областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области по интересующим их вопросам, осуществлять запись на личный приём, получать консультации по правовым и организационным вопросам, проводить мониторинг исполнения обращений, использовать другие формы взаимодействия жителей области с её руководителями.

Функционируют сайты областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области. Однако данные сайты зачастую не содержат полных сведений о порядке и условиях оказания услуг организациям и гражданам, их сопровождение не полностью регламентировано, что сказывается на оперативности информационного обновления. Формируется система планирования и мониторинга эффективности реализации целевых программ и проектов, финансируемых за счет бюджетных средств.

Для формирования архивных фондов, фондов культурного наследия Новосибирской области в учреждениях культуры, библиотеках и музеях планируется внедрение современного оборудования, которое позволит предоставлять информацию населению и организациям в цифровом формате.

В настоящее время реализованы процессы формирования инфокоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти Новосибирской области между собой, а также с организациями и гражданами в рамках предоставления государственных услуг, формируется инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к созданным органами государственной власти Новосибирской области сайтам в сети Интернет и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан.

В 2010 году активизирована работа по созданию региональной инфраструктуры электронного правительства в соответствии с Системным проектом формирования инфраструктуры электронного правительства,  утвержденным 13.07.2010 на заседании Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Для обеспечения доступа граждан к Интернет-порталу оказания государственных и муниципальных услуг во всех муниципальных районах Новосибирской области развернута сеть, включающая  104 терминала (инфомата). Во взаимодействии с единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства ОАО «Ростелеком», определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2009 года N 1475-р, развернута региональная система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), обеспечивающая техническую возможность оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, без предоставления гражданами справок и документов из других государственных ведомств и учреждений. Внедрен новый региональный Интернет-портал государственных и муниципальных услуг, осуществлена его интеграция с федеральным порталом, реализована единая технология «Личный кабинет», предоставляющая возможность персонифицированного заказа  федеральных, региональных государственных услуг, а также услуг муниципалитетов. С помощью этой технологии жители области могут заказывать на Интернет-портале Новосибирской области все доступные в электронном виде услуги с помощью инфоматов или по каналам Интернет из любой точки России и мира.

В настоящее время на Интернет-портале государственных и муниципальных услуг Новосибирской области имеются сведения по всем услугам федеральных органов власти, а также информация о порядке оказания более чем 120 региональных услуг, содержатся формы и образцы заявлений. По 10 государственным услугам реализованы 3 и 4 этапы перевода на предоставление в электронном виде.

Ведется подготовка к обеспечению, начиная с 2012 года, жителей Новосибирской области универсальными электронными картами, действующими  на всей территории Российской Федерации, которые заменят региональные социальные и транспортные карты, обеспечат автоматическую регистрацию в «Личном кабинете» и позволят оплачивать возмездные государственные и муниципальные услуги через сеть терминалов  и банкоматов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»