1. Краткий анализ текущего состояния сферы действия программы.
Высокие темпы автомобилизации создают серьезную нагрузку на систему автодорог регионального и межмуниципального значения Новосибирской области.
Несоответствие развития автодорожной сети темпам автомобилизации, недостаточная эффективность функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкая дисциплина участников дорожного движения характерна для всех регионов Российской Федерации, в том числе и для Новосибирской области.
Социальная и экономическая необходимость решения проблемы аварийности отражена в постановлении Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Всего в 2009 году на автодорогах Новосибирской области зарегистрировано 2824 дорожно-транспортных происшествия, что на 8% ниже, чем в 2008 году, в которых погибли 436 (на 3,9% ниже уровня 2008 года) и ранены 3363 человека (на 6,4% ниже уровня 2008 года). (Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 01.11.2013 N 468-п, - см. предыдущую редакцию)
Основные показатели аварийности в Новосибирской области
Годы | ДТП | Погибло | Ранено | |||
Кол-во | +/- | Кол-во | +/- | Кол-во | +/- | |
2004 | 3214 | -5,5 | 597 | -7,4 | 3683 | -4,1 |
2005 | 3256 | 1,3 | 541 | -9,4 | 3756 | 2,0 |
2006 | 3304 | 1,5 | 499 | -7,8 | 3867 | 3,0 |
2007 | 3220 | -2,5 | 499 | 0 | 3853 | -0,4 |
2008 | 3071 | -4,6 | 454 | -9,0 | 3593 | -6,7 |
2009 | 2824 | -8,0 | 436 | -3,9 | 3363 | -6,4 |
*Аналогичный период прошлого года.
Анализируемый период (2004-2009 годы) характеризуется стабилизацией тяжести последствий ДТП (число погибших в пересчете на 100 пострадавших).
Относительные показатели аварийности в Новосибирской области
Год | Тяжесть последствий ДТП | Число пострадавших | Число погибших | Кол-во ДТП |
2004 | 13,9 | 159,2 | 18,6 | 50,6 |
2005 | 12,6 | 161,4 | 16,6 | 49,8 |
2006 | 11,4 | 164,8 | 15,1 | 48,5 |
2007 | 11,5 | 161,9 | 15,5 | 44,3 |
2008 | 11,2 | 153,3 | 14,8 | 39,5 |
2009 | 11,5 | 143,8 | 15,4 | 34,1 |
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике значительный ущерб, составляющий более 2% валового внутреннего продукта: в 2004 году (базовом для федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах») в целом для России ущерб составил 369 млрд. руб., применительно к Новосибирской области - 3,3 млрд. руб., в 2009 году для Новосибирской области ущерб составил - 7,6 млрд. руб.
Самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий в Новосибирской области остается наезд на пешехода - более 40% от общего числа ДТП с пострадавшими, более 30% составляют столкновения транспортных средств.
Выше среднего уровня остается тяжесть последствий ДТП в случае наезда на пешехода, на стоящее транспортное средство и в случае опрокидывания транспортных средств - почти 13 погибших на 100 пострадавших (среднее значение 11 погибших на 100 пострадавших).
Для молодых людей в возрасте 16-26 лет участие в дорожно-транспортном происшествии чаще всего заканчивается травмами либо гибелью. Среди пешеходов: для граждан в возрасте 40-60 лет риск получить травмы составляет 26% от общего числа пострадавших в ДТП пешеходов.
Более 75% ДТП происходят по вине водителей транспортных средств. При этом три четверти ДТП приходится на долю водителей транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Более 15% ДТП по вине водителей совершается водителями со стажем управления автотранспортом до 3 лет.
Треть происшествий связаны с неправильным выбором скоростного режима движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 11% ДТП. Каждое двенадцатое происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Каждое десятое ДТП - с участием несовершеннолетних. Более трети ДТП с участием несовершеннолетних происходит из-за неосторожного поведения детей на улично-дорожной сети.
В последние годы отмечается рост ДТП с участием транспортных средств общественного пассажирского транспорта. Это вызвано рядом причин, в том числе высоким износом парка автобусов, отсутствием современных средств диспетчерского контроля. Значительная часть транспортных средств пассажирского транспорта не отвечает современным требованиям безопасности, в тот числе не оборудованы ремнями безопасности.
Серьезной проблемой автомобильного пассажирского транспорта Новосибирской области, влияющей на безопасность дорожного движения и пассажирских перевозок в целом, является старение парка подвижного состава.
В 2008 году износ парка автобусов, осуществляющих общественные пассажирские перевозки, составлял 72,5%.
По муниципальным районам Новосибирской области (без учета города Новосибирска) в разрезе предприятий пассажирского автомобильного транспорта ситуация с износом парка автобусов в 2008 году выглядит следующим образом:
N | Предприятие | Количество | Общий уровень амортизационного износа автобусов, % |
1 | МУП «Баганское АТП» | 9 | 69,4 |
2 | МУП «Барабинсктранс» | 24 | 75,3 |
3 | МУП «Болотнинское АТП» | 20 | 73,9 |
4 | ОАО «Венгеровское АТП» | 18 | 88,2 |
5 | МУП «Доволенское АТП» | 17 | 61,1 |
6 | ООО «ДорАвтоТранс» (Здвинск) | 9 | 50,8 |
7 | МУП «ЦПАТП» МО г. Искитима | 57 | 82,6 |
8 | МУП ИР «ПАТП» | 15 | 69,3 |
9 | МУП «КомАВТО» | 14 | 68,8 |
10 | ООО «Каргатское АТП» | 15 | 82,2 |
11 | МУП «Колыванское АТП» | 18 | 81,6 |
12 | МУП «Коченевское АТП» | 17 | 90,4 |
13 | ООО «Кочковское АТП» | 17 | 92,9 |
14 | ОАО «Краснозерскавтотранс-1» | 21 | 82,7 |
15 | ОАО «Каинсктранс» | 30 | 67,2 |
16 | МУ «Купинское АТП» | 20 | 70,7 |
17 | МУП «Кыштовское АТП» МОКР | 20 | 86,7 |
18 | МУП «Маслянинскавтотранс» | 14 | 91,5 |
19 | МУП «Мошковское АТП» | 10 | 71,4 |
20 | МУ «Ордынское АТП» | 17 | 65,5 |
21 | ОАО АТП «Северагротранс» | 18 | 88,3 |
22 | МУП «Сузунское АТП» | 16 | 60,4 |
23 | МУП «ПАТП-Сузун» | 18 | 75,9 |
24 | ООО «Татарское АТП» | 14 | 87,0 |
25 | МУП «Тогучинское АТП» | 19 | 85,7 |
26 | ООО «Убинсктранс» | 20 | 69,2 |
27 | ООО «Усть-Таркское АТП» | 6 | 97,5 |
28 | ООО «Чановское АТП» | 13 | 93,3 |
29 | МУ АТП «Черепановское» | 15 | 63,8 |
30 | МУП «Чистоозерное АТП» | 31 | 80,2 |
31 | ООО «Сибтранс» (Чулым) | 14 | 81,6 |
32 | ОАО «Бердское ПАТП» | 11 | 72,0 |
33 | МУП «Благоустройство и саночистка» г. Оби | 4 | 71,4 |
Итого по муниципальным районам Новосибирской области | 581 | 77,9 |