10.1. Совершенствование градостроительной политики
В плановом периоде будет продолжена работа по разработке актуальных документов территориального планирования Новосибирской области, определяющих планировочные решения территорий, оказано содействие муниципальным образованиям в подготовке градостроительной документации с зонированием территорий для жилищного строительства, комплексных схем развития коммунальной и дорожной инфраструктуры в составе планов реализации документов территориального планирования. Предусмотрено создание единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Новосибирской области, разработка нормативов градостроительного проектирования Новосибирской области, закрепляющих особенности градостроительной политики и направления совершенствования архитектурной среды поселений.
Эти направления работы будут организованы в рамках подпрограммы «Территориальное планирование Новосибирской области» долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2010 N 182-п). Реализация программных мероприятий позволит обеспечить все городские округа и городские поселения области генеральными планами, муниципальные районы - схемами территориального планирования.
10.2. Формирование условий для повышения доступности жилья
во всех сегментах рынка для всех категорий граждан
В плановом периоде предстоит разработать новые механизмы поддержки и регулирования жилищного строительства для обеспечения необходимого баланса платежеспособного спроса на жилье различных групп населения и его предложение.
Планируется реализовать новые подходы к формированию строительных площадок, обеспечить опережающее предложение подготовленных земельных участков для жилищного строительства, продолжить стимулирование практики частно-государственного партнерства в инженерной подготовке площадок, развитие различных форм государственной поддержки инженерной подготовки строительных площадок под жилищное строительство. Реализация намеченных мероприятий предусматривается в рамках подпрограммы «Инженерное обеспечение площадок комплексной застройки Новосибирской области» ДЦП «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2011-2015 годы». За 2011-2013 годы под жилищное строительство планируется предоставить не менее 800 га земли, при финансовой поддержке за счет средств областного бюджета провести инженерное обустройство не менее 30 площадок комплексной застройки.
На расширение практики комплексного освоения площадок жилищного строительства, развитие малоэтажного жилищного строительства будет нацелена деятельность ОАО «Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области». За три года планируется подготовить не менее 5 площадок (около 200 га) под комплексное жилищное строительство. Предусматривается реализация «пилотных» проектов по строительству малоэтажного жилья эконом-класса на площадках комплексной застройки, в том числе на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и переданных для формирования имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Будут отработаны механизмы реализации проектов, предоставления государственной поддержки строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры, внедрения инновационных технологий, предоставления гарантии (средства фонда содействия развитию жилищного строительства, ОАО «НОАИК») на выкуп у застройщика части построенного жилья соответствующего параметрам экономического класса.
Будут предприняты меры по снятию административных барьеров при предоставлении земельных участков в целях жилищного строительства; усилен контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных жилых домов, обеспечения соответствия построенных объектов требованиям проекта и технических регламентов (к 2013 году количество поднадзорных объектов возрастет на 17% и составит более тысячи). В целях снижения объемов незавершенного в срок жилищного строительства предусматривается ужесточить меры за срывы сроков ввода объектов в эксплуатацию. Особое внимание будет уделено оперативному рассмотрению ситуации и принятию мер по защите и восстановлению прав и законных интересов граждан, инвестирующих средства в жилищное строительство.
Продолжится реализация мер содействия развитию стройиндустрии и производству современных строительных материалов в области, включая организацию разработки и реализации новых инвестиционных проектов, направленных на переоснащение и модернизацию производств (в рамках областной целевой программы «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2007-2012 годы»).
Предусматривается развитие рынка арендного жилья, реализация «пилотных» проектов строительства такого жилья, выкуп готового жилья в многоквартирных жилых домах на начальном этапе строительства. Реализаций этих проектов (в числе прочих) будет заниматься созданный новый региональный институт развития жилищного строительства - ОАО «Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области» и ОАО «Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования». Ввод жилья для последующей сдачи его в «коммерческий» и «социальный» наём намечен с 2012 года.
Развитие получит индивидуальное жилищное строительство и строительство за счет бюджетных средств служебного жилья в районах области. В рамках постановления Губернатора Новосибирской области от 01.04.2010 N 102 субсидии на строительство жилья в сельских поселениях получат 150 застройщиков. Улучшат жилищные условия 258 работников бюджетной сферы в рамках реализации мероприятий по строительству служебного жилья для граждан, проживающих на территории Новосибирской области. Предусматривается обеспечить жильём по договорам социального найма не менее 30 многодетных семей, признанных малоимущими и имеющих 5 и более детей.
Продолжится практика государственной поддержки жителей области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при приобретении жилья эконом-класса на первичном рынке. На эти цели за три года планируется направить 3,9 млрд. рублей за счет средств областного бюджета. В 2011-2013 гг. 18 тыс. граждан (семей) области улучшат жилищные условия при государственной поддержке за счёт средств областного бюджета.
Доля семей, имеющих возможность приобрести или построить (с помощью собственных сбережений, жилищного кредита, бюджетных субсидий) жильё, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, от общего количества семей увеличится к 2013 году до 17,4 %.
Реализация мер по стимулированию жилищного строительства, поддержке граждан на строительство или приобретение жилья предусматривается в рамках долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства Новосибирской области на 2011-2015 годы».
Обеспечение жильём отдельных категорий граждан, в том числе социально незащищённых, предусматривается в рамках действующих на территории области федеральных целевых программ «Жилище», «Социальное развитие села», областной целевой программы «Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы». В 2011-2013 гг. планируется улучшить жилищные условия не менее 630 молодых семей, молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, работников сельского хозяйства; выполнить обязательства по обеспечению жильём более 50 граждан, включенных в федеральный регистр (военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, вынужденных переселенцев, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф).
10.3. Развитие рынка ипотечного кредитования
В 2011 - 2013 годах продолжится реализация существующего комплекса мер и будут приняты дополнительные меры по развитию ипотечного кредитования на территории Новосибирской области.
В плановом периоде ОАО «Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования» (далее - ОАО «НОАИК») продолжит предоставление ипотечных кредитов (займов) гражданам в рамках федеральной программы ипотечного кредитования по стандартам ОАО «АИЖК» для приобретения жилья на первичном и вторичном рынках недвижимости. За счет средств областного бюджета будет продолжена практика оказания государственной поддержки гражданам при кредитовании на приобретение жилья, а также гражданам, получившим ипотечные кредиты (займы) и попавшим в затруднительное финансовое положение. Продолжится реализация специальных программ ОАО «НОАИК» по кредитованию отдельных категорий граждан - использование средств материнского капитала при оформлении ипотечного кредита (займа) и военная ипотека.
Продолжится реализация программы по стимулированию кредитования застройщиков, реализующих проекты строительства жилья эконом - класса и физических лиц, приобретающих жилые помещения в рамках данных проектов (Программа «Стимул»).
В целях развития ипотечного кредитования в плановом периоде планируется разработка дополнительных программ ипотечного кредитования отдельных категорий граждан, и механизмов государственной поддержки граждан при оформлении жилищных кредитов. Кроме того, предусматривается совершенствование существующих мер государственной поддержки граждан при кредитовании на приобретение жилья. Будут реализованы мероприятия долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2011 - 2015 годы» в части стимулирования развития ипотечного жилищного кредитования в Новосибирской области.
Планируется к реализации проект создания жилищного арендного фонда с возможностью последующего выкупа арендатором квартиры при использовании механизмов ипотечного кредитования, а также внедрение нового продукта ОАО «НОАИК» - ипотечный кредит (заем) с первоначальным взносом 10% при использовании механизмов ипотечного страхования.
В целях повышения доступности ипотечного кредитования для жителей области запланировано увеличение количества пунктов приема документов для оформления ипотечных займов ОАО «НОАИК» в муниципальных районах и городских округах области.
Реализация данных мер позволит увеличить ежегодное количество граждан, улучшивших жилищные условия с использованием механизмов ипотечного кредитования, до 13,9 тыс. человек в 2013 г. (183% к 2010 году).
10.4. Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, приведение
уровня состояния и содержания жилищного фонда к современным требованиям
В плановом периоде продолжится решение вопроса по расселению жителей области из аварийного жилищного фонда. Расселение граждан планируется в соответствии с формируемыми в муниципальных образованиях перечнями аварийных домов, подлежащих расселению. Предоставлять жилые помещения для расселения предполагается за счет приобретения на первичном или вторичном рынке и организации строительства новых комфортабельных для проживания жилых домов. Работа будет организована в рамках ежегодно разрабатываемых региональных адресных программ Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.