4.1. Создание условий и мотиваций для ведения здорового образа жизни
Формирование моделей и пропаганда здорового образа жизни.
В целях формирования у населения мотиваций и создания условий для ведения здорового образа жизни в 2011-2013 годах будут организованы мероприятия по пропаганде достижимости и доступности здоровья, ознакомлению населения с лучшими практиками здорового образа жизни. Средства массовой информации обеспечат не менее 400 информационных мероприятий ежегодно, будет создана система текущей пропаганды здорового образа жизни, усилена поддержка социальной рекламы здоровьесберегающих товаров и услуг. Дополнительные меры будут приняты для поддержки позитивных традиционных и развития новых форм культурно-массового отдыха населения, организации областных и муниципальных смотров-конкурсов. Поддержку получат просветительские профилактические мероприятия в рамках ежегодных международных акций «дней здоровья», «дней без табака», «памяти жертв СПИДа», «дня сердца» и др.
Предусмотрены дооснащение медицинским оборудованием 9 Центров здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, организация подготовки медицинских кадров, подготовка специалистов для формирования здорового образа жизни из числа педагогических и медицинских работников в образовательных учреждениях. Для выявления факторов риска, профилактики заболеваний, сохранения здоровья детей будут созданы три специализированных детских Центра здоровья.
В Центрах здоровья, учреждениях здравоохранения, образовательных учреждениях будет развёрнуто обучение граждан самосохранительным и здоровьесберегающим технологиям организации жизнедеятельности, здоровому образу жизни. Расширят работу школы здоровья по массовым заболеваниям: остеохондрозу, сахарному диабету, бронхиальной астме, артериальной гипертонии, ишемической болезни, гепатиту и др.
Совершенствование экономических механизмов в сфере формирования здорового образа жизни и охраны здоровья граждан. Повышению параметров здоровой, безопасной и комфортной жизнедеятельности населения послужит разработка нормативов и стандартов условий оказания услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, а также стандартов организации общественных мест отдыха и жилых территорий.
Меры государственной поддержки будут оказаны в разработке и реализации муниципальных программ мотивации граждан к экономической активности, обеспечивающей рост доходов, уровня и качества жизни, а также мотивации работодателей к улучшению условий и охраны труда.
На повышение качества рабочих мест, культуры и безопасности труда работников направлена ведомственная целевая программа «Снижение смертности от предотвратимых рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работающего населения Новосибирской области на 2009 - 2011 годы». В рамках программы предусмотрены государственная экспертиза условий труда и меры по приведению отклоняющихся условий к нормативным, улучшение качества обучения специалистов по охране труда, содействие улучшению охраны труда на предприятиях малого и среднего бизнеса. Результатом реализации программы станет снижение на предприятиях количества рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам. Удельный вес отклоняющихся по химическим нормативам рабочих мест будет снижен до 7%. Охват периодическими медицинскими осмотрами граждан, работающих в условиях вредных и опасных производственных факторов, достигнет 98%. В результате реализации интенсивных программных мер к 2013 году смертность населения в трудоспособном возрасте от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будет снижена до 7,1 на 100 тыс. работающих.
Будет оказана поддержка созданию системы непрерывного наблюдения за условиями охраны и состоянием здоровья жителей области с учетом влияния реализуемых мер по формированию здорового образа жизни. После внесения запланированных изменений в трудовой кодекс РФ в части определения понятия «Профессиональный риск», установления прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, связанных с управлением «профессиональными рисками», будут внесены дополнения в Закон Новосибирской области от 03.07.2000N 109-ОЗ «Об охране труда в Новосибирской области» и реализован комплекс мер по улучшению условий охраны труда. В учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта будут введены поощрительные и стимулирующие выплаты работникам и руководителям за улучшение показателей здоровья обучающихся детей и молодежи. Предусмотрено принятие мер общественного признания и морального поощрения за реализацию принципов здорового питания в сети государственных и муниципальных учреждений. Предстоит завершить лицензирование всех учреждений, оказывающих медицинскую помощь, создать «индустрию здоровья».
Повышение роли гражданского общества в формировании здорового образа жизни населения. К формированию здорового образа жизни населения будет привлечен дополнительный потенциал гражданского общества, объединены усилия власти, науки, бизнеса, общественности, Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви. Подготовке кадров для реализации программ, направленных на формирование у населения здорового образа жизни, авторским разработкам (программы, проекты, инновационные модели оздоровления и укрепления здоровья населения) будет оказана государственная поддержка.
Механизмы и формы взаимодействия участников программы по поддержке приверженности здоровому образу жизни будут строиться с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Совершенствование инфраструктурных условий для ведения населением здорового образа жизни. В развитие необходимой инфраструктуры областные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления будут вовлекать дополнительный потенциал в рамках государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Для интенсификации участия негосударственных хозяйствующих субъектов в развитии материально-технических условий для здорового образа жизни необходимо обеспечить нормативную правовую базу области правовыми актами по развитию ГЧП в отраслях социальной и инженерной инфраструктуры. Новые правовые акты установят принципы организации, основы регулирования отношений в рамках ГЧП, порядок участия в ГЧП на территории Новосибирской области, послужат привлечению частных инвестиций в государственный и муниципальный секторы, созданию нового имущества в социальной сфере, техническому и технологическому развитию объектов, повышению эффективности использования бюджетных средств.
Укрепление здоровья и расширение здорового образа жизни граждан будет поддержано созданием первых попечительских фондов в Новосибирской области и поощрением инвестирования на основе принципов попечительства и меценатства, содействием благотворительной деятельности и добровольчеству в сфере охраны здоровья и формирования здорового образа жизни. Для нормативного правового обеспечения решения комплексной задачи предстоит разработать нормативные правовые акты, регулирующие развитие благотворительной деятельности и добровольчества в Новосибирской области, в том числе формирование целевого капитала некоммерческих организаций.
В результате целенаправленных пропаганды, обучения, привлечения и поддержания приверженности практикам здорового образа жизни не менее трети взрослого населения области сохранят свободу от вредных привычек; вырастут численность и доля систематически занимающихся физической культурой и спортом; получат дальнейшее развитие современные формы рекреации и активного отдыха населения.
4.2. Развитие физической культуры и спорта
За период 2011-2013 годов планируется построить и ввести не менее 13 крупных спортивных объектов в районах Новосибирской области. Предусматривается строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, Регионального спортивного центра Новосибирской области, реконструкция стадиона «Сибсельмаш», Новосибирского биатлонного комплекса. Для реализации намеченных мероприятий продолжится работа по включению спортивных объектов Новосибирской области в Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
Планируется продолжить работу по совершенствованию механизмов стимулирования инвесторов и созданию благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств на строительство спортивных объектов.
За счет строительства и реконструкции спортивных сооружений за три года площадь спортивных залов увеличится на 12 тыс. м(2), плоскостных сооружений - на 185 тыс. м(2), бассейнов - на 2 тыс. м(2).
В целях популяризации физической культуры и спорта планируется проводить не менее 3000 областных и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий, а также мероприятий всероссийского и международного уровня. Будут организованы смотры-конкурсы физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Будет расширено информационное поле по пропаганде здорового образа жизни, в т.ч. в средствах массовой информации.
Будут совершенствоваться формы организации физкультурно-спортивной работы среди сельского населения.
В 2011-2012 годах будет продолжена работа по открытию не менее 10 физкультурно-оздоровительных центров для сельских жителей области. К 2013 году такие центры будут работать в 25 районах области. Данная работа будет осуществляться в рамках Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 29 декабря 2007 г. N 539. На оснащение физкультурных центров и проведение спортивных мероприятий муниципальным образованиям будут выделяться субсидии из областного бюджета. Различными формами физкультурно-массовой и спортивной работы будет охвачено не менее 19% сельского населения.
Планируется охватить мероприятиями спортивной направленности не менее 25-30% детей, оставшихся без попечения родителей и подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Предстоит активизировать работу по привлечению к занятиям физической культурой людей пожилого возраста. С 2011 года намечено проведение областной Спартакиады для пожилых людей «Бодрость и здоровье».
Будет осуществляться поддержка и развитие адаптивной физической культуры и спорта для инвалидов. Ежегодно для лиц с ограниченными физическими возможностями будет проводиться не менее 5 областных мероприятий. Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья регулярно занимающихся адаптивной физической культурой к 2013 году увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом и составит 8,5 тыс. человек.
Будут созданы условия для самореализации спортивно одаренных детей, подготовки спортивного резерва спортивных команд Новосибирской области. Планируется привлечь к систематическим занятиям в детско-юношеских школах, школах олимпийского резерва, других учреждениях спортивной направленности не менее 71,5 тыс. детей в возрасте 6-15 лет (около 30% от численности детей этого возраста).
Будут внедряться новые технологии подготовки спортсменов, развиваться формы поддержки выдающихся спортсменов. С 2011 года олимпийские чемпионы и их тренеры будут получать вознаграждение Губернатора Новосибирской области за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией и Новосибирской областью в сфере физической культуры и спорта, продолжится поддержка молодых перспективных спортсменов с выплатой ежемесячного денежного вознаграждения.
Предусматривается комплекс мер, направленных на популяризацию, профессиональное обучение и спортивную подготовку спортсменов высокого класса по биатлону, лыжным гонкам, фехтованию, хоккею и другим видам спорта. Дальнейшее развитие получат военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта. Численность занимающихся техническими видами спорта увеличится до 10 тыс. человек.