(с изменениями на 31 октября 2014 года)
__________________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства области
от 16.03.2015 N 89-п
_________________________
______________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 23.12.2010 N 280-п;
постановлением Правительства области от 28.02.2011 N 81-п;
постановлением Правительства области от 06.06.2011 N 242-п;
постановлением Правительства области от 25.07.2011 N 311-п;
постановлением Правительства области от 25.09.2012 N 432-п;
постановлением Правительства области от 25.12.2012 N 585-п;
постановлением Правительства области от 13.11.2013 N 481-п;
постановлением Правительства области от 18.02.2014 N 46-п;
постановлением Правительства области от 31.10.2014 N 429-п
______________________________________
__________________
*Наименование в редакции, введенной постановлением Правительства области от 25.09.2012 N 432-п, - см. предыдущую редакцию
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и распоряжением Губернатора Новосибирской области от 01.07.2009 N 171-р «Об утверждении концепции «Развитие энергетики, повышение энергетически эффективности и энергобезопасности Новосибирской области на период до 2015 года» Правительство Новосибирской области (В редакции, введенной постановлением Правительства области от 28.02.2011 N 81-п, - см. предыдущую редакцию)
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года» (далее - программа).(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 25.09.2012 N 432-п, - см. предыдущую редакцию)
1.1. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (Вершинин Д.В.) во взаимодействии с органами местного самоуправления до 1 марта ежегодно начиная с 2011 года до 2015 года включительно представлять в министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области сводную информацию по целевым показателям групп A, В и D в соответствии с приложением N 4 к программе.(Пункт дополнительно введен постановлением Правительства области от 28.02.2011 N 81-п)
1.2. Министерству здравоохранения Новосибирской области (Иванинский О.И.), министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Никонов В.А.), министерству социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.), министерству культуры Новосибирской области (Кузин В.И.) и департаменту физической культуры и спорта Новосибирской области (Братцев В.Г.):(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 31.10.2014 N 429-п, - см. предыдущую редакцию)
1) - Подпункт утратил силу - постановление Правительства области от 25.09.2012 N 432-п - см. предыдущую редакцию
2) до 1 марта ежегодно начиная с 2011 года до 2015 года включительно представлять в министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области сводную информацию по целевым показателям групп В и C, приведенным в приложении N 4 к программе.(Пункт дополнительно введен постановлением Правительства области от 28.02.2011 N 81-п)
2. Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (Симонов Н.Н.) обеспечить координацию работы исполнителей по каждому разделу программы, управление и контроль за реализацией программы.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 31.10.2014 N 429-п, - см. предыдущую редакцию)
3. Контроль за исполнением постановления возложить на исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора Новосибирской области Соболева А.К.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 31.10.2014 N 429-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Юрченко
Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года»
(В редакции, введенной постановлением Правительства
области от 31.10.2014 N 429-п, - см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года» (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы | Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), распоряжение Губернатора Новосибирской области от 28.10.2009 N 261-р «О мерах по повышению энергоэффективности и сокращении энергетических издержек в экономике Новосибирской области» |
Основной разработчик Программы | Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области |
Государственный заказчик-координатор Программы | Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области |
Государственные заказчики Программы | Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области |
Руководитель Программы | Министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. |
Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; государственные учреждения Новосибирской области; муниципальные образования Новосибирской области (по согласованию); некоммерческая организация «Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (по согласованию, на основании официально подтвержденных намерений об участии в реализации мероприятий Программы) организации и промышленные предприятия в Новосибирской области, определенные на конкурсной основе иные юридические лица (на основании официально подтвержденных намерений об участии в реализации мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников финансирования) |
Цель и задачи Программы | Цель: Снижение энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) Новосибирской области; реализация потенциала энергосбережения; переход к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов. Задачи: 1. Повышение энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы Новосибирской области. 2. Повышение энергетической эффективности в жилищном секторе. 3. Повышение энергетической эффективности в системе коммунальной инфраструктуры. 4. Повышение энергетической эффективности на транспорте. 5. Повышение энергетической эффективности в промышленности. 6. Повышение энергетической эффективности в сельском и лесном хозяйстве. 7. Повышение энергетической эффективности в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности |
Сроки (этапы) реализации Программы | 1 этап: 2011-2012 годы; |
Объемы финансирования | Объемы и источники финансирования (2011_2015 гг.): Федеральный бюджет Российской Федерации: 2012 г. - 255355,5 тыс. рублей; 2013 г. - 410909,6 тыс. рублей областной бюджет Новосибирской области: 2011 г. - 10000 тыс. рублей; 2012 г. - 385622,5 тыс. рублей; 2013 г. -616062,8 тыс. рублей; 2014 г. - 634516,2 тыс. рублей; 2015 г. - 126238,7 тыс. рублей; местные бюджеты: 2011 г. - 0 тыс. рублей; 2012 г. - 185000,0 тыс. рублей; 2013 г. - 281900,0 тыс. рублей; 2014 г. - 98000,0 тыс. рублей; 2015 г. - 27385,0 тыс. рублей; внебюджетные источники: 2011 г. - 20754,4 тыс. рублей; 2012 г. - 4872984,2 тыс. рублей; 2013 г. - 248500,0 тыс. рублей; 2014 г. - 4254275,9 тыс. рублей; 2015 г. - 41385,0 тыс. рублей |
Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные | Важнейшими целевыми индикаторами являются: снижение энергоемкости ВРП Новосибирской области не менее чем на 18% к уровню 2009 года; снижение удельного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы Новосибирской области; снижение удельной энергоемкости важнейших видов продукции в реальном секторе экономики. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: 1. Снижение энергоемкости ВРП Новосибирской области к 2015 году не менее чем на 18 % к уровню 2009 года, в перспективе к 2020 году не менее чем на 40% к уровню 2009 года. 2. Снижение потребления энергоресурсов учреждениями бюджетной сферы Новосибирской области на 3% ежегодно в течение 5 лет, начиная с 2010 года. 3. Увеличение уровня инструментального учета потребления энергетических ресурсов в бюджетной сфере до 100%. 4. Снижение потерь энергоресурсов при производстве, транспортировке и потреблении на 1,5 %. 5. Снижение энергоемкости основных видов продукции на 3% в год . 6. Обеспеченность схемами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 100% муниципальных образований Новосибирской области. |
Электронный адрес размещения программы в сети Интернет | http://minrpp.nso.ru/Documentation/programm/Pages/default.aspx |
1. Анализ текущего состояния сферы действия Программы.
Итоги развития хозяйственного комплекса Новосибирской области за предшествующий период (2000-2009 гг.), существенные для формирования Программы:
прирост производства промышленной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке, поддерживался в среднем на уровне около 8% в год при более умеренном росте энергопотребления главным образом за счет роста энергетической эффективности путем увеличения загрузки имеющихся производственных мощностей;
темп роста энергетической эффективности в среднем по всем секторам экономики Новосибирской области составил около 7% в год, что позволило вплотную приблизиться к уровню энергетической эффективности 1990 года и, таким образом, вернуть Новосибирской области положение одного из лидеров по энергосбережению и энергетической эффективности Российской Федерации;
все отрасли промышленности, расположенные на территории Новосибирской области, включая топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК), получили возможность развиваться в этом периоде с малой капиталоемкостью, причем этот льготный период может быть на некоторое время продолжен с известными ограничениями по всем отраслям экономики Новосибирской области;
полностью использованы все преимущества консервативных способов организации экономической деятельности, ориентирующих хозяйствующие субъекты на выживание, в том числе и за счет ранее созданного «запаса прочности» энергетики Новосибирской области, невосприимчивости производства к нововведениям, ресурсоэнергосбережению;
объем внутреннего потребительского рынка Новосибирской области обеспечил трудовую активность работоспособного населения на уровне, минимально необходимом для подъема экономики и перехода на энергосберегающий путь развития;
разработаны механизмы и накоплен значительный опыт государственной поддержки в организации программных мероприятий, направленных на увеличение энергетической эффективности и энергобезопасности.
Анализ состояния ТЭК Новосибирской области показывает, что Новосибирская область не имеет достаточных собственных топливно-энергетических ресурсов и электрических мощностей для полного удовлетворения своих потребностей в энергоносителях, поэтому проблема энергетической безопасности и развития Новосибирской области требует комплексной увязки с развитием топливных баз в Сибири и взаимодействия с объединенной энергетической системой Сибири. Потребители Новосибирской области не могут быть обеспечены полностью за счет централизованного энергоснабжения. Необходима разработка общих схем энергоснабжения, учитывающих наличие и децентрализованных систем, особенно в сфере теплоснабжения.
Обеспечение необходимой потребности Новосибирской области в энергетических продуктах и услугах не может быть реализовано только за счет наращивания новых энергетических мощностей, а требует максимально полного использования потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ТЭК и у потребителей во всех отраслях экономики Новосибирской области.
Энергетика является инвестиционноемкой сферой экономики, поэтому решения в этой области должны приниматься заблаговременно, с учетом длительного инвестиционного цикла. При этом особое значение приобретает не только прогноз объема необходимых средств для развития энергетики, но и выработка механизмов как по привлечению инвестиций в энергосбережение, так и расширенное воспроизводство основных фондов энергетики Новосибирской области.
Процесс повышения цен на газ в Новосибирской области от области не зависит, это внешнее обстоятельство. Другое объективно внешнее обстоятельство состоит в том, что доля мазута, используемого в энергетике Новосибирской области в настоящее время едва превышает 2%. Поэтому мазут, как один из базовых энергоресурсов для энергетики Новосибирской области, на перспективу можно уже не принимать во внимание. Часть котельных, еще работающих на мазуте, должна быть переведена на газ либо уголь.
Основным источником тепла и электроэнергии, получаемой на территории Новосибирской области, является уголь. При этом листвянские угли целесообразно использовать в качестве источника тепла только в ограниченной зоне четырех муниципальных районов: Искитимского, Маслянинского, Черепановского и Сузунского.
Полный переход на уголь ставит перед Новосибирской областью три взаимосвязанных задачи:
разработка и внедрение более совершенных технологий сжигания угля;
разработка и внедрение, а также связанное с ними использование отходов (золы и шлака) теплоэлектроцентралей (далее - ТЭЦ) и котельных. Зола должна стать таким же основным продуктом энергетики, что и электроэнергия и тепло;
внедрение альтернативных возобновляемых источников энергии с целью повышения энергобезопасности Новосибирской области и уменьшения зависимости от поставок угля.
Отчет об эффективности использования электрической энергии для производства ВРП Новосибирской области в 2000-2009 гг. и об эффективности использования первичных топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) для производства ВРП Новосибирской области в 2000-2009 гг. представлен на рис. 1, 2, 3.
Рис. 1. Диаграмма энергетической эффективности в 2000-2009 гг. (электроэнергия).
Рис. 2. Динамика производства ВРП и электропотребления в 2000-2009 гг.
Рис. 3. Динамика производства ВРП и потребления первичных ТЭР в 2000-2009 гг.
Стратегической проблемой очередного периода развития является стабилизация и поддержание высоких темпов роста энергетической эффективности, а также обеспечение повышенного уровня энергобезопасности, требуемого энергоэффективной экономикой в условиях ускоренного развития.
Вместе с тем, в результате анализа энергоэкономической ситуации, в Новосибирской области выявлен ряд диспропорций, дисбалансов и противоречий, которые необходимо разрешить для дальнейшего устойчивого развития в направлении энергетической эффективности и энергобезопасности. Основные противоречия состоят в следующем.
Высокий уровень энергетической эффективности экономики Новосибирской области сочетается с низким уровнем душевого потребления ТЭР и производства ВРП Новосибирской области. В 2006 году Новосибирская область вышла на уровень 1990 года по физическим объемам затрат основных видов ТЭР на производство единицы физического объема ВРП Новосибирской области (энергетическая стоимость ВРП), таким образом восстановив и упрочив свое положение среди регионов России как одного из лидеров по энергосбережению и энергетической эффективности Российской Федерации.
В среднем высокие, хотя и нестабильные, темпы роста энергетической эффективности экономики Новосибирской области в 2000-2009 гг. сочетаются с относительно большой долей нерационального и расточительного энергопотребления, характеризуемого потенциалом энергосбережения. По прогнозным оценкам, в итогах 2010 года потенциал энергосбережения в экономике Новосибирской области останется на уровне 81% от физических объемов электропотребления и 60% - от объемов потребления первичных ТЭР. Даже при самых оптимистических предположениях о темпах роста энергетической эффективности потенциал энергосбережения Новосибирской области не может быть полностью реализован до 2020 года, поэтому как ресурс развития должен быть учтен в значительно более долгосрочных планах и прогнозах.
2. Обоснование необходимости решения существующей проблемы программно-целевым методом.
Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Новосибирской области и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу и Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года».
Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности является устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей. Наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе для поддержания высоких темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики. Мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергетической эффективности. Поэтому повышение энергетической эффективности следует рассматривать как основной энергетический ресурс будущего экономического роста.