ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 марта 2018 года N 142-п


Об утверждении областной целевой программы "Улучшение кадрового обеспечения государственных медицинских организаций Ярославской области" на 2018 - 2022 годы

(с изменениями на 18 марта 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 17.06.2019 N 410-п, от 16.12.2019 N 889-п, от 18.03.2020 N 210-п)




В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях Правительства области"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Улучшение кадрового обеспечения государственных медицинских организаций Ярославской области" на 2018 - 2022 годы (далее - Программа).


2. Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области осуществлять реализацию мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.


3. Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области организовать мониторинг реализации мероприятий Программы.


4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты, семейной и демографической политики.


5. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 07.03.2018 N 142-п



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2018 - 2022 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 17.06.2019 N 410-п, от 16.12.2019 N 889-п, от 18.03.2020 N 210-п)




Паспорт ОЦП

Сроки реализации ОЦП

2018 - 2022 годы

Куратор ОЦП

заместитель Председателя Правительства области Гулин Анатолий Николаевич, тел. (4852) 40-14-83

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.03.2020 N 210-п)

Ответственный исполнитель ОЦП

департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - ДЗиФ)

директор ДЗиФ Саитгареев Руслан Ринатович, тел. (4852) 40-18-91,

заместитель начальника отдела правовой и организационно-кадровой работы ДЗиФ Соколова Татьяна Вячеславовна, тел. (4852) 40-04-83

Исполнитель ОЦП

департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - ДИЗО)

директор ДИЗО Фролов Максим Анатольевич, тел. (4852) 40-14-31

Электронный адрес размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion.ru/depts/zdrav/tmpPages/programs.aspx



Общая потребность в финансовых ресурсах


(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.03.2020 N 210-п)

Источники финансирования

Плановый объем финансирования (тыс. руб.)

всего

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

1

2

3

4

5

6

7

Предусмотрено законом об областном бюджете:

- областные средства

65368,62

17935,10

14811,92

16310,80

16310,80

0,00

- федеральные средства

55401,30

11901,30

14400,00

14400,00

14700,00

0,00

Справочно (за рамками закона об областном бюджете):

- областные средства

25000,00

0,00

0,00

0,00

0,00

25000,00

Итого по ОЦП

145769,92

29836,40

29211,92

30710,80

31010,80

25000,00



I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП


1. Совершенствование кадровой политики признано одной из ведущих задач развития системы здравоохранения и мер повышения доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации. Перспективы развития здравоохранения Ярославской области в значительной степени зависят от профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров как главного ресурса здравоохранения.


Среди приоритетных задач ДЗиФ особое место занимает развитие кадрового потенциала лечебно-профилактических медицинских организаций области, их укомплектованность медицинскими кадрами, повышение профессионального уровня медицинских работников, соответствие данных специалистов квалификационным требованиям, мотивация их к повышению качества и эффективности медицинской помощи. Кадровое обеспечение медицинских организаций области является одним из приоритетов развития системы здравоохранения Ярославской области, так как без необходимой укомплектованности специалистами, их достаточной профессиональной подготовленности становится невозможным эффективное функционирование системы здравоохранения.


2. В Ярославской области по состоянию на 01.01.2017 работают 5563 врача (среди них высшую квалификационную категорию имеют 1408 врачей (25 процентов), первую - 1434 врача (26 процентов), вторую - 516 врачей (9 процентов), сертификаты специалистов имеют 5507 врачей (99 процентов)), а также 10480 средних медицинских работников (среди них высшую квалификационную категорию имеют 2145 человек (20 процентов), первую - 4919 человек (47 процентов), вторую - 999 человек (9,5 процента), сертификаты специалистов имеют 10115 медицинских работников (96,5 процента)).


В 2016 году показатель обеспеченности населения области врачами составил 39 единиц врачебных кадров на 10000 населения (в 2015 году аналогичный показатель составлял 41 единицу). Это связано с проведением мероприятий по оптимизации рабочих мест, укрупнением врачебных участков, фельдшерско-акушерских пунктов. Обеспеченность населения средним медицинским персоналом в 2016 году составила 105 единиц на 10000 населения (в 2015 году аналогичный показатель составлял 97 единиц).


В Ярославской области сохраняется дефицит специалистов с высшим профессиональным образованием в медицинских организациях всех уровней, потребность во врачебных кадрах в целом по области составляет 393 специалиста, потребность в среднем медицинском персонале - 590 специалистов. Особенно острый дефицит медицинских кадров наблюдается в центральных районных больницах, оказывающих помощь сельскому населению области.


3. Возрастная структура врачебных кадров свидетельствует о наличии значительной доли лиц пенсионного и предпенсионного возраста: количество врачей старше 50 лет составляет более 35 процентов, пенсионеров по выслуге лет или по возрасту - более 25 процентов, а в медицинских организациях некоторых муниципальных образований области 50 процентов врачей являются пенсионерами по выслуге лет или возрасту.


Одной из важнейших причин недостаточной укомплектованности кадрами в настоящее время стал выход на пенсию медицинских работников, который не восполняется приходом молодых специалистов.


4. Важным этапом в совершенствовании профессионального уровня медицинских работников является их аттестация. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация аттестационной работы рассматривается как один из механизмов государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством оказания лечебно-профилактической помощи населению.


5. Современная подготовка кадров позволяет избежать неоправданных финансовых потерь, повысить эффективность и качество медицинской помощи населению области. Повышение профессионального уровня работников здравоохранения, их специализация является залогом стабильной работы медицинских организаций.


6. Ввиду актуальности кадровой проблемы в отрасли требуется принятие решения о подготовке врачебных кадров для здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней.


Решая проблему кадрового обеспечения медицинских организаций области, необходимо обратить особое внимание на предоставление мер поддержки за счет средств местных бюджетов, в том числе путем заключения соглашений с органами местного самоуправления муниципальных образований области. Органы местного самоуправления муниципальных образований области в рамках местных бюджетов могут предусматривать различные меры социальной поддержки для медицинских работников: компенсация коммунальных услуг, внеочередное предоставление мест в детских садах и школах, оплата проезда к месту работы, оплата аренды жилья, предоставления жилья и т.д. При этом ОЦП финансирование указанных мероприятий не предусматривается.


7. Развитие системы среднего медицинского профессионального образования является немаловажным фактором, характеризующим улучшение кадрового обеспечения и повышение профессионального уровня подготовки средних медицинских работников. На территории Ярославской области предоставление среднего профессионального медицинского образования осуществляется государственным профессиональным образовательным учреждением Ярославской области "Ярославский медицинский колледж". Данное учреждение находится в функциональном подчинении ДЗиФ, в связи с этим необходимости дополнительного финансирования развития среднего профессионального образования за счет средств ОЦП не требуется. Данная задача решается за счет средств, направляемых на финансирование учреждения.


Выполнение мероприятий ОЦП будет способствовать рациональному использованию кадров, закреплению выпускников медицинских образовательных учреждений в государственных медицинских организациях области, их будущему трудоустройству, повышению эффективности и качества оказания медицинской помощи населению области, снижению текучести врачебных кадров в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, повышению уровня профессиональных знаний медицинских работников.


8. Изменить ситуацию в отрасли могут улучшение материального благосостояния медицинских работников, получение ими достойного пакета социальной поддержки, в том числе получение жилья, а также приемлемые условия для профессионального роста (самореализации).



II. Цель ОЦП


(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 17.06.2019 N 410-п)

Наименование цели

Показатель

наименование

единица измерения

базовое значение (2017 год)

плановое значение

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Совершенствование и перспективное развитие обеспеченности региональной системы здравоохранения медицинскими кадрами

обеспеченность врачами

на 10 тыс. человек

43,80

36,90

44,00

44,30

45,10

45,90

обеспеченность средним медицинским персоналом

на 10 тыс. человек

79,20

81,00

80,60

81,20

81,60

82,70

обеспеченность врачами сельского населения

на 10 тыс. населения

13,20

14,00

16,50

18,00

19,00

20,00

обеспеченность средним медицинским персоналом сельского населения

на 10 тыс. населения

45,90

46,00

43,50

45,00

47,00

48,10

доля врачей, получивших жилье, от общей численности врачей, нуждающихся в улучшении жилищных условий

%

20,00

20,00

-

-

-

-

дефицит врачей в медицинских организациях, оказывающих населению амбулаторную помощь

%

12,70

12,00

11,50

11,00

10,50

10,00

доля выпускников образовательных организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд области, из числа не поступивших в ординатуру, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации системы здравоохранения области, от общей численности таких выпускников

%

75,00

80,00

85,00

90,00

95,00

100,00

количество специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, окончивших образовательные организации среднего профессионального образования, подведомственные ДЗиФ

человек

219,00

217,00

312,00

274,00

299,00

309,00

количество медицинских работников, повысивших квалификации в образовательных организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации

человек

1206,00

1400,00

-

-

-

-

количество специалистов, подготовленных по основной профессиональной образовательной программе высшего образования - программе ординатуры в рамках целевой подготовки по договору о целевом обучении, заключенному с ДЗиФ

человек

15,00

20,00

40,00

38,00

40,00

42,00

количество специалистов, подготовленных по основной профессиональной образовательной программе высшего образования - программе специалитета в рамках целевой подготовки по договору о целевом обучении, заключенному с ДЗиФ

человек

69,00

68,00

68,00

68,00

68,00

68,00

количество специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, прошедших обучение по программам повышения квалификации в образовательных организациях среднего и дополнительного профессионального образования

человек

3180,00

3200,00

-

-

-

-

доля специалистов из числа административно-управленческого персонала организаций государственной системы здравоохранения области, прошедших обучение по вопросам совершенствования организации управления здравоохранением, от общего числа таких специалистов

%

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

доля врачей, имеющих высшую квалификационную категорию, от общей численности работающих в медицинских организациях Ярославской области врачей

%

25,00

28,00

31,00

34,00

37,00

40,00

доля работников со средним медицинским образованием, имеющих высшую квалификационную категорию, от общей численности работающих в медицинских организациях Ярославской области работников со средним медицинским образованием

%

20,00

23,00

27,00

30,00

32,00

35,00

доля работников со средним медицинским образованием, получивших жилье, от общей численности работников со средним медицинским образованием, нуждающихся в улучшении жилищных условий

%

20,00

20,00

-

-

-

-

доля муниципальных образований, оказывающих меры социальной поддержки медицинским работникам, от общего их числа

%

100,00

100,00

-

-

-

-

количество мероприятий по повышению престижа профессии медицинского работника, проводимых в Ярославской области

%

12,00

24,00

25,00

26,00

27,00

28,00

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»