Действующий

Об утверждении Стратегии развития туризма в Республике Марий Эл на период до 2025 года (с изменениями на 22 декабря 2023 года)



Туристский продукт Республики Марий Эл


Туристский продукт Республики Марий Эл представляет собой целый потребительский комплекс, который объединяет услуги по перевозке пассажиров, питания, гостиничные, экскурсионные и иные материальные и нематериальные виды услуг.


Туристские услуги, предоставляемые гостиницами и аналогичными средствами размещения, учреждениями культуры, санаторно-курортными организациями и организациями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность, составляют до 8 процентов от всех видов услуг. Общий объем платных услуг в сфере туризма в 2017 году составил 1 315,4 млн. рублей, что на 23 процента ниже показателей предыдущего года. Это связано с общероссийской тенденцией снижения объема туристских услуг с 2014 года. Тем не менее наблюдается общее увеличение спроса у российских туристов на внутренние направления, в том числе Республику Марий Эл. В период спада население экономит на использовании услуг туроператоров и турагентских фирм и планирует свой отдых самостоятельно, что сказалось на увеличении количества самодеятельных туристов.


С целью обеспечения конкурентоспособности туристские организации региона часто предлагают такие туристские продукты, которые ранее не имели прямого отношения к туризму, однако постепенно входят в туристский рынок и начинают пользоваться спросом у туристской аудитории.


В официальный реестр, формируемый Министерством, входят 169 туристских маршрутов и экскурсионных программ, реализуемых туристскими организациями Республики Марий Эл: туроператорами, музеями, объектами экологического туризма и индивидуальными предпринимателями. Туристские маршруты и экскурсионные программы в основном охватывают этнографический (76 процентов), сельский (30 процентов) и экологический (19 процентов) виды туризма, являющиеся наиболее развитыми в Республике Марий Эл. Определение точного соотношения туристских маршрутов и программ по видам туризма не представляется возможным в связи с тем, что туристскими организациями региона часто реализуются туры, комбинирующие культурно-познавательные элементы и ознакомление с традиционными видами природопользования. Перспективными для развития в республике являются такие направления, как промышленный и деловой туризм.


В 2016 году Республика Марий Эл вошла в брендовый маршрут по ПФО "Великий Волжский путь". Кроме того, два брендовых маршрута республики "Чудеса земли Марийской и "Край звонких гуслей" были утверждены Комитетом по импортозамещению при Министерстве культуры Российской Федерации и рекомендованы к реализации российским туроператорам.


В состав туристских маршрутов и экскурсионных программ, которые реализуются туристскими организациями региона, входят 109 экскурсионных программ и 60 туров.


Для туристов и экскурсантов в республике предлагаются двухдневные (40 процентов), трехдневные (28 процентов), однодневные (25 процентов) туры, а также экскурсионные программы продолжительностью 2 часа (29 процентов), 3 часа (21 процент), 1 час (17 процентов) и 4 часа (13 процентов) (диаграммы 2 и 3).