ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2018 года N 177


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА N 9 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"

В целях уточнения содержания нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области Правительство Курганской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Курганской области от 21 января 2016 года N 9 "О государственной программе Курганской области "Развитие образования, и реализация государственной молодежной политики" изменение, изложив приложение в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Финансовому управлению Курганской области подготовить соответствующие изменения в Закон Курганской области от 26 декабря 2017 года N 114 "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".

3. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике.


Губернатор Курганской области
А.Г.КОКОРИН



Приложение
к постановлению
Правительства
Курганской области
от 7 июня 2018 года N 177
"О внесении изменения в
постановление Правительства
Курганской области от 21 января
2016 года N 9 "О государственной
программе Курганской области
"Развитие образования и реализация
государственной молодежной политики"


"Приложение
к постановлению
Правительства
Курганской области
от 21 января 2016 года N 9
"О государственной программе
Курганской области
"Развитие образования и
реализация государственной
молодежной политики"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"

Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"

Наименование

Государственная программа Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики" (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель

Департамент образования и науки Курганской области (далее - Департамент)

Соисполнители

Департамент экономического развития Курганской области (далее - Департамент ЭР);

Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области (далее - Департамент СГиЖКХ);

Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области;

Управление культуры Курганской области (далее - УК);

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (далее - ОМС) (по согласованию);

государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования и социальных технологий" (далее - ПРОСТ);

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр" (далее - ДЮЦ);

Государственное бюджетное учреждение "Центр помощи детям" (далее - ЦПД);

Государственное бюджетное учреждение "Центр ресурсного обеспечения" (далее - ЦРО);

центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (далее - ЦВСНП УМВД России по Курганской области) (по согласованию);

профессиональные образовательные организации, подведомственные Департаменту (далее - ПОО);

государственные общеобразовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам, подведомственные Департаменту (далее - ГОО);

государственные организации для детей-сирот. и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственные Департаменту (далее - организации для детей-сирот), и иные организации (по согласованию)

Подпрограммы

"Развитие общего образования";

"Развитие профессионального образования";

"Реализация государственной молодежной политики, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи";

"Защита прав детей, государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особыми нуждами";

"Кадровое обеспечение системы образования Курганской области";

"Создание новых мест в общеобразовательных организациях Курганской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" на 2016 - 2025 годы <*>

Цели

Обеспечение доступности и качества образования, соответствующего меняющимся запросам населения и перспективным задачам социально-экономического развития Курганской области;

повышение эффективности реализации молодежной политики в Курганской области

Задачи

Формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения Курганской области к услугам общего образования;

модернизация содержания образования и образовательной среды в системе общего образования;

формирование востребованной региональной системы оценки качества образования и образовательных результатов;

создание эффективной системы профессионального образования Курганской области для кадрового обеспечения социально-экономического развития региона;

создание единого воспитательного пространства, развивающего потенциал сфер государственной молодежной политики, воспитания и дополнительного образования;

обеспечение условий для развития и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

обновление состава и компетенций педагогических работников, создание механизмов мотивации педагогических работников к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;

ликвидация второй смены обучения и удерживание односменного режима за счет создания новых мест в общеобразовательных организациях Курганской области;

перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций (помещений) из зданий (помещений) с износом 50% и выше;

повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере образования Курганской области;

обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере образования Курганской области;

обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами

Целевые индикаторы

Удельный вес численности населения в возрасте от 5 до 18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием, в общей численности населения в возрасте от 5 до 18 лет (процент);

отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к общей численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования (процент);

количество дополнительных мест в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, созданных в ходе реализации государственной программы, из них:

- за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Курганской области (далее - иные межбюджетные трансферты) (место),

за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований Курганской области, внебюджетных и иных средств путем строительства, приобретения (выкупа), капитального ремонта, реконструкции, поддержки негосударственных форм дошкольного образования, развития вариативных форм дошкольного образования (место);

отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования (процент);

отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах общеобразовательных организаций с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах общеобразовательных организаций с худшими результатами единого государственного экзамена (процент);

удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (процент);

удельный вес численности обучающихся в образовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования (процент);

число новых мест в общеобразовательных организациях Курганской области, в том числе введенных путем строительства объектов инфраструктуры общего образования (единица);

удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (процент);

удельный вес численности обучающихся, занимающихся в зданиях, требующих капитального ремонта или реконструкции (процент);

удельный вес численности обучающихся, занимающихся в зданиях, имеющих все виды благоустройства (процент);

количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в которых отремонтированы спортивные залы (единица);

количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в которых имеющиеся аудитории перепрофилированы под спортивные залы для занятия физической культурой и спортом (единиц);

увеличение доли обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, в общем количестве обучающихся (по каждому уровню общего образования) (процент);

увеличение количества общеобразовательных спортивных клубов, созданных в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, для занятия физической культурой и спортом (единица);

количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в которых открытые плоскостные спортивные сооружения оснащены спортивным инвентарем и оборудованием (единиц);

число международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Курганская область участвует на регулярной основе (единица);

увеличение оснащенности пунктов проведения экзамена (далее - ППЭ) сканерами для выполнения сканирования экзаменационных работ участников единого государственного экзамена в ППЭ в день проведения экзамена (процент);

увеличение оснащенности ППЭ принтерами для использования технологии "Печать контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) в ППЭ" (процент);

увеличение оснащенности ППЭ автоматизированными рабочими местами для применения технологий печати КИМ в ППЭ, сканирования экзаменационных материалов в ППЭ, проведения раздела "Говорение" единого государственного экзамена по иностранным языкам (процент);

увеличение и (или) обновление уровня оснащенности регионального центра обработки информации (далее - РЦОИ) техническим оборудованием для повышения скорости обработки экзаменационных материалов (процент);

количество региональных оценочных инструментов для проведения внутрирегионального анализа оценки качества общего образования, действующих в Курганской области на регулярной основе (единица);

количество разработанных программ подготовки и (или) повышения квалификации работников сферы образования в области оценки качества образования (в том числе в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур) (единица);

количество специалистов, прошедших подготовку и (или) повышение квалификации по разработанным программам (в том числе в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур) (человек);

количество обучающих мероприятий по разработанным программам подготовки и (или) повышения квалификации работников сферы образования в области оценки качества образования (в том числе в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур) (единица);

количество обучающих мероприятий по внедрению новых технологий, разработка методических материалов по формированию региональных оценочных инструментов для проведения внутрирегионального анализа оценки качества общего образования (единица);

доля специальностей среднего профессионального образования, по которым выпускники основных образовательных программ проходят сертификацию квалификаций, в общем количестве специальностей среднего профессионального образования (процент);

удельный вес выпускников профессиональных образовательных организаций последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности, от общего количества выпускников профессиональных образовательных организаций, за исключением призванных в ряды Российской Армии и находящихся в отпуске по уходу за ребенком (процент);

удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования (процент);

доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы (процент);

удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодежи (процент);

доля родителей обучающихся общеобразовательных организаций, вовлеченных в управление учебно-воспитательным процессом и социально значимую деятельность, от общего числа родителей обучающихся общеобразовательных организаций (процент);

доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи от 5 до 18 лет (процент);

доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

доля детей по категориям места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных моделями и программами социализации, в общем количестве по указанным категориям, в том числе доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных программами психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процент);

количество лучших учителей, которым выплачено денежное поощрение (человек);

удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций Курганской области (процент);

доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в общей численности педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (процент);

доля нормативных правовых актов Курганской области, подготовленных Департаментом и прошедших антикоррупционную экспертизу, от общего количества нормативных правовых актов, подготовленных Департаментом (процент)

Сроки реализации

2016 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований

Планируемый объем бюджетного финансирования государственной программы на 2016 - 2020 годы: за счет средств областного бюджета - 41256307,8 тысячи рублей, в том числе по годам:

2016 год - 8686879,0 тысячи рублей;

2017 год - 8474806,3 тысячи рублей;

2018 год - 8085563,7 тысячи рублей;

2019 год - 8007802,7 тысячи рублей;

2020 год - 8001256,1 тысячи рублей;

за счет средств федерального бюджета (по согласованию) -

1995952,0 тысячи рублей, в том числе по годам:

2016 год - 292824,3 тысячи рублей;

2017 год - 152430,2 тысячи рублей;

2018 год - 453222,8 тысячи рублей;

2019 год - 661311,7 тысячи рублей;

2020 год - 436163,0 тысячи рублей;

за счет средств местных бюджетов (по согласованию) -

1195000,0 тысячи рублей, в том числе по годам:

2016 год - 45000,0 тысячи рублей;

2019 год - 50000,0 тысячи рублей;

2020 год - 1100000,0 тысячи рублей

Ожидаемые результаты реализации

К 2021 году будет функционировать эффективная образовательная сеть, обеспечивающая равный доступ населения Курганской области к услугам общего образования; сохранение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;

к 2021 году достижение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;

к 2021 году обучающиеся 1 - 4 классов и 10 - 11 классов в общеобразовательных организациях перейдут на обучение в одну смену, будет удержан существующий односменный режим обучения;

к 2024 году в одну смену станут учиться обучающиеся 5 - 9 классов в общеобразовательных организациях; к 2025 году 100% обучающихся перейдут из зданий общеобразовательных организаций (помещений) с износом 50% и выше в новые общеобразовательные организации (помещения), что обеспечит снижение показателей числа зданий, требующих капитального ремонта;

создание современных условий реализации образовательных программ;

обеспечение потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах с учетом актуальных прогнозов баланса трудовых ресурсов, кадровой потребности, демографической ситуации;

внедрение и распространение новых моделей содержания и технологий реализации профессиональных образовательных программ (в том числе технологии практико-ориентированного (дуального) и проектного обучения), обновление моделей и механизмов управления образованием;

развитие инструментов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ профессионального образования;

повышение социальной активности молодых людей, проживающих на территории Курганской области;

доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей;

создание организационно-правовых, управленческих условий для реализации дополнительного образования;

обеспечение доступности качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

расширение социально-трудовых контактов детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, повышение качества их допрофессиональной подготовки;

объединение усилий заинтересованных организаций в решении социально значимых проблем выпускников организаций для детей-сирот, совершенствование условий в организациях для детей-сирот для оказания своевременной психолого-педагогической и социальной помощи выпускникам, повышение уровня адаптации выпускников организаций для детей-сирот;

обновление кадрового состава и закрепление молодых специалистов в системе образования Курганской области;

повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;

обеспечение условий профессионального становления и развития педагогических работников независимо от места их проживания и работы;

повышение качества оказания государственных услуг, исполнения государственных функций;

соответствие рабочих мест по предоставлению государственных услуг в электронном виде установленным требованиям;

внедрение в практику современных механизмов и методов управления в системе образования Курганской области

--------------------------------

<*> В рамках государственной программы реализуется I этап подпрограммы "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Курганской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" на 2016 - 2025 годы

Раздел II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Текущее состояние в сфере общего образования.

В системе общего (в том числе дошкольного) образования Курганской области функционируют 433 образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, в том числе 375 дошкольных образовательных организаций и филиалов. Общая численность воспитанников - 39,7 тыс. человек, в том числе в возрасте от 3 до 7 лет - 33,2 тыс. человек (2014 год - 32,2 тыс. человек, 2013 год - 29,1 тыс. человек).

В рамках негосударственного сектора дошкольного образования услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста оказывают 18 индивидуальных предпринимателей. Функционируют 28 частных групп с общей численностью мест 446.

Вариативными формами оказания услуг в сфере дошкольного образования охвачено 20,4 тыс. детей, в том числе для 3,9 тыс. человек функционируют группы кратковременного пребывания, 16,5 тыс. человек получают педагогическую помощь через педагогический патронаж, службы педагогической поддержки семьи, консультативные пункты и родительские клубы, организованные в дошкольных образовательных организациях.

С целью достижения к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет созданы новые дошкольные места: 2013 год - 2558 мест, 2014 год - 1155 мест, 2015 год - 2858 мест.

В системе образования Курганской области функционируют 512 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, включая филиалы. Сельские общеобразовательные организации составляют 80%. Общая численность обучающихся - 93,2 тыс. человек. В сельских общеобразовательных организациях обучается 36,7% от общей численности обучающихся.

Образовательный процесс организован в две смены. В третью смену обучение не реализуется.

В Курганской области функционируют 108 образовательных комплексов, в составе которых 123 школы и филиала и 17 дошкольных образовательных организаций и филиалов. Реорганизация общеобразовательных организаций способствовала укреплению учебно-материальной базы, решению кадровой проблемы, обеспечению для старшеклассников реального выбора профиля обучения.

Доля школьников, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, к общей численности обучающихся в начальной школе составила 100%. В 2014 - 2015 учебном году в региональном инновационном проекте "Апробация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (далее - ФГОС ООО) участвовали 22 общеобразовательные организации Курганской области. По ФГОС ООО обучались 1,8 тыс. школьников 5 - 6 классов, что в общей численности обучающихся составило 2%, в общей численности школьников основной школы - 2.7%. С 1 сентября 2015 года все общеобразовательные организации Курганской области, реализующие образовательные программы основного общего образования, перешли на ФГОС ООО.

В 2014 - 2015 учебном году доля общеобразовательных организаций, реализующих профильное обучение, возросла на 10% и составила 69,8%. Количество многопрофильных школ превысило количество однопрофильных (90 против 81). Доля старшеклассников, охваченных профильным обучением, увеличилась с 55% до 64,8%.

Возросла эффективность участия школьников в олимпиадах и конкурсах. Каждый второй участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников стал победителем или призером.

100% общеобразовательных организаций Курганской области обеспечены доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с обязательной системой контентной фильтрации. При этом 81,9% общеобразовательных организаций имеют высокоскоростной Интернет - свыше 2 Мбит/с (в 2012 году - 26,7%, в 2013 году - 67.7%). 70% общеобразовательных организаций Курганской области при реализации образовательных программ используют дистанционные образовательные технологии.

Характерные проблемы:

наличие широкой сети малокомплектных общеобразовательных организаций, что способствует сохранению значительного объема неэффективных расходов в сфере образования Курганской области;

необходимость сохранения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в связи с последующим ростом численности детского населения;

низкий уровень развития негосударственного сектора дошкольного образования;

недостаточное материально-техническое обеспечение дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций согласно требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов;

организация образовательного процесса в общеобразовательных организациях в две смены;

увеличение доли общеобразовательных организаций с высокой степенью износа зданий;

недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества общего образования и индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

2. Текущее состояние в сфере профессионального образования.

В ведении Департамента находится 16 профессиональных образовательных организаций с общим контингентом обучающихся около 14 тысяч человек. Подготовка осуществляется по 39 профессиям и 56 специальностям среднего профессионального образования.

За пять лет реализации ведомственной целевой Программы Главного управления образования Курганской области "Развитие профессионального образования Курганской области на 2011 - 2015 годы" произошли позитивные изменения по ряду направлений: принята в ведение региона федеральная сеть профессиональных образовательных организаций, поэтапно осуществляется оптимизация сети техникумов, колледжей и их филиалов, формируются система государственно-общественного управления профессиональным образованием и независимая система оценки качества профессионального образования.

Создана и успешно функционирует модель взаимодействия органов исполнительной власти, общественных объединений работодателей, предприятий, профессиональных образовательных организаций в рамках четырехсторонних соглашений о партнерстве. Функционирует институт базовых предприятий. В настоящее время такой статус имеют 35 предприятий.

Учебно-материальная база ресурсных центров профессионального образования обновлена на 87%.

Для развития непрерывного профессионального образования создано 10 многофункциональных центров прикладных квалификаций по основным направлениям экономики Курганской области.

Общая занятость выпускников техникумов и колледжей составляет 98%, в том числе по полученной специальности - 51%.

3. Текущее состояние в едином воспитательном пространстве Курганской области.

На территории Курганской области проживают 263,5 тыс. человек в возрасте от 5 до 30 лет, что составляет 30,3% от общей численности населения. Из них 116,5 тыс. детей от 5 до 17 лет, 179,6 тыс. человек - молодежь от 14 до 30 лет. Из них 21 тыс. дошкольников, 95 тыс. человек - школьники, 23,4 тыс. человек - студенты образовательных организаций очной формы обучения, 124 тыс. человек - работающая молодежь.

Большая часть детей и молодых людей сосредоточена в городах и городских поселениях (66,3%), треть населения проживает на селе (33,7%).

В 2015 году в Курганской области функционируют 118 государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности. Охват детей от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования в общей численности детей этого возраста составил 61%.

В настоящее время в Курганской области сформирована система мер по реализации государственной молодежной политики. Во всех муниципальных образованиях области приняты целевые программы, выделены ставки специалистов по работе с молодежью. Во всех муниципальных образованиях действуют учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

В общеобразовательных организациях Курганской области разработаны системы гражданского, патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания, преодоления проявлений асоциального поведения обучающихся и молодежи, защиты прав детей.

В последние годы удалось достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи. Уменьшилась смертность, усилилось стремление к ведению здорового образа жизни, снизился уровень молодежной безработицы и наметилось снижение преступности.

В деятельности общеобразовательных организаций Курганской области наблюдаются позитивные тенденции:

реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий;

наблюдается повышение социального статуса педагога-воспитателя, классного руководителя, педагога дополнительного образования;

осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.

Наряду с проявлением позитивных тенденций в решении задач воспитания остаются нерешенными проблемы:

разрыв между процессом обучения и воспитания, потребность в целостности педагогического процесса;

низкая родительская активность в общественном управлении общеобразовательным учреждением;

отсутствие качественной педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся;

недостаточный уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития детей и подростков, что иногда приводит к возникновению межэтнической и межконфессиональной напряженности, агрессивности, к асоциальным проявлениям.

Существует также тенденция нарастания следующих негативных факторов: деструктивное информационное воздействие на молодежь; снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет и высокий уровень миграции молодежи;

дефицит молодых специалистов технических специальностей, агропромышленного комплекса, педагогических и медицинских кадров;

недостаточная развитость инфраструктуры по работе с молодежью, несоответствие материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным требованиям.

Для решения существующих проблем необходима дальнейшая интеграция ресурсов сфер дополнительного образования, воспитания и молодежной политики: переход к единому управлению, объединение финансовых ресурсов, разработка единого календаря массовых мероприятий. Необходимо осуществить переход на систему нормативно-подушевого финансирования, обновить содержание деятельности организаций дополнительного образования детей и молодежи Курганской области. Актуальной остается системная работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сферах молодежной политики, воспитания и дополнительного образования.

4. Текущее состояние в сфере государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особыми нуждами.

В ведении Департамента находится 10 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10 государственных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, 1 общеобразовательная организация для детей, нуждающихся в длительном лечении.

В указанных организациях проживают и обучаются более 2 тыс. человек. Получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Причем актуальным является развитие вариативных форм получения образования детьми, имеющими недостатки в физическом или психическом развитии, в частности инклюзивного образования. В связи с этим встает задача консультативного и ресурсного сопровождения образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в режиме их обучения в обычной общеобразовательной школе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»