АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 года N 1230
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.12.2016 N 1452 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖИЛИЩЕ" НА 2017-2021 ГОДЫ
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 24.07.2013 N 653 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа Химки", на основании Устава городского округа Химки Московской области администрация городского округа Химки Московской области (далее - Администрация) постановляет:
1. Внести изменения в постановление Администрации от 30.12.2016 N 1452 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Химки Московской области "Жилище" на 2017-2021 годы", изложив приложение "Муниципальная программа городского округа Химки Московской области "Жилище" на 2017-2021 годы", в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Химкинские новости", а также разместить на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Администрации Кайгородова Д.А.
Глава городского округа
Д.В. Волошин
Приложение
к постановлению администрации
городского округа Химки
Московской области
от 30 ноября 2017 года N 1230
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖИЛИЩЕ" НА 2017-2021 ГОДЫ
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, основные проблемы сферы и инерционный прогноз ее развития
1.1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Для реализации стратегических целей России на период до 2020 года необходим экономический рост определенного качества, не менее 5% в год. Для достижения данной цели большая ставка делается на использование одного из главных факторов конкурентоспособности России - качества человеческого капитала. Одной из главных задач государства на этом пути является создание комфортных, благоприятных условий для жизни граждан путем сбалансированного и эффективного развития территорий, роста обеспеченности населения квадратными метрами жилья путем наращивания объемов строительства жилья эконом-класса, развития инфраструктуры и повышения качества жилищно-коммунальных услуг. С целью реализации вышеперечисленных задач, руководствуясь указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", в рамках реализации государственной программы Московской области "Жилище" администрация городского округа Химки Московской области (далее соответственно - городской округ Химки, Администрация городского округа Химки) разработала муниципальную программу "Жилище" на 2017-2021 годы (далее - муниципальная программа).
Городской округ Химки - один из наиболее динамично развивающихся районов Московской области. По многим показателям социально-экономического развития городской округ Химки находится в числе лидеров.
Располагаясь к северо-западу от Москвы на территории 10981 га с населением более 239 тысяч человек, городской округ имеет благоприятное географическое положение и включает в себя микрорайоны Новых и Старых Химок, микрорайоны Сходня, Фирсановка, Подрезково, Клязьма-Старбеево и несколько бывших деревень, ставших сегодня равноценными микрорайонами округа.
В последние 5-6 лет в городском округе развернуто активное жилищное строительство, благодаря чему городской округ Химки является одним из лидеров жилищного строительства в Подмосковье. Строительство жилья ведется как в историческом центре города Химки, так и на свободных территориях в отдаленных районах городского округа, где, как правило, реализуются жилые проекты комплексной застройки.
Непосредственная близость городского округа Химки к Москве, хорошая транспортная доступность - наличие нескольких вариантов проезда в столицу - делают округ одной из наиболее привлекательных территорий в сфере строительства жилья. Строительство скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург, планируемая реконструкция Ленинградского шоссе являются дополнительными факторами, которые будут способствовать дальнейшему развитию данного региона, в том числе и в отношении жилищного строительства.
Успехи в реальном секторе экономики во многом обусловлены повышением инвестиционной активности организаций. Сегодня городской округ Химки по инвестиционной активности и объему вложений в экономику средств находится среди лидеров муниципальных образований Подмосковья. Приток иностранного капитала в определенной степени является критерием оценки эффективности экономической политики, проводимой Администрацией городского округа Химки.
Основной вклад в поддержание инвестиционной активности обеспечивается за счет концентрации капиталовложений в обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, транспортный комплекс, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, а также на торговлю.
В наибольшей степени рост инвестиций наблюдается за счет увеличения объема работ и услуг, выполненных организациями собственными силами по виду деятельности "строительство", которое обусловлено увеличением инвестиционного спроса и доступностью кредитных ресурсов.
В последние годы строительная отрасль в городском округе Химки в значительной мере развивалась за счет привлечения средств банков и других кредитных организаций, являясь для них территорией, привлекательной для инвестиций.
В связи с существенным увеличением объемов кредитных средств, привлекаемых на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения и социальной сферы, в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал рост доли собственных средств организаций составил более 10 процентов.
В экономику городского округа Химки вкладывают средства не только отечественные бизнесмены, но и иностранные. Приток иностранного капитала - это высокооплачиваемые рабочие места, новый тип производственных отношений, конкурентоспособная продукция. Среди зарубежных инвесторов - такие известные фирмы как компания Bosch и другие. Для привлечения инвестиционного капитала необходимы разработки инвестиционных проектов и предложений, имеющих общее областное значение, проведение презентационной работы по представлению инвестиционного потенциала городского округа Химки заинтересованным инвесторам, разработка отраслевых стратегий инвестиционного развития с целью проведения комплексного анализа различных секторов экономики городского округа Химки и формирования механизма привлечения инвестиционного капитала.
Высокая инвестиционная привлекательность городского округа позволяет решать, несмотря на кризисы, многие вопросы за счет частных инвесторов, не привлекая бюджетные средства, в том числе строительства и реконструкции объектов социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры.
Вышеперечисленные факторы и сохраняющийся высокий спрос на квартиры в городском округе Химки оказывают существенное влияние на выбор застройщиков в пользу строительства жилья комфорт- и бизнес-класса.
Одной из главных целей написания и последующей реализации муниципальной программы является достижение планируемых результатов в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", включающих в себя:
1. Создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.
2. Увеличение количества выдаваемых ипотечных кредитов.
3. Снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса.
В связи с отсутствием в городском округе Химки свободных земель под строительство жилья на сегодняшний день невозможно существенно увеличить объем строительства жилья эконом-класса путем предоставления земельных участков под эти цели.
Исходя из чего данная программа предусматривает следующие пути достижения поставленных целей:
1. Корректировка инвест-контрактов, соглашений и заключение новых инвест-контрактов с застройщиками в пользу увеличения передачи доли Администрации не денежными средствами, а квартирами эконом-класса с отделкой в построенных жилых домах.
2. Увеличение строительства жилья эконом-класса с отделкой в городском округе Химки в целом и особенно в микрорайоне Сходня в рамках реализуемого сейчас строительства и в рамках перспективного строительства в будущем, учитывая разрабатываемые проекты планировок.
3. Увеличение строительства жилья эконом-класса с отделкой в рамках реализуемых и будущих договоров ДРЗТ (договоров о развитии застроенных территорий).
Это позволит:
- снизить среднюю стоимость одного квадратного метра жилья в относительных единицах по сравнению с 2012 годом;
- повысить уровень обеспеченности населения жильем с 35,18 кв. м в 2017 году до 36,96 кв. м в 2021 году.
В последнее время было налажено четкое и конструктивное взаимодействие законодательной и исполнительной властей. Это дало положительный результат в решении поставленных задач социально-экономического развития и позволяет сконцентрировать усилия на решении накопившихся проблем.
В рамках Законов Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" необходимо создать эффективную систему информационного и структурного взаимодействия между органами местного самоуправления городского округа Химки и Правительством Московской области, уполномоченными им центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, ведущую к снижению рисков и барьеров для ведения строительного бизнеса в городском округе Химки и улучшению делового климата. Одним из способов достижения данной цели должно послужить внедрение автоматизированных информационных систем электронного документооборота, в том числе в области градостроительной деятельности. Результатом всей указанной деятельности станет дальнейший рост объема инвестиций в строительный сектор городского округа Химки и повышение уровня сбалансированности областной экономики.
1.2. Основные проблемы сферы реализации муниципальной программы
Основными проблемами в сфере развития жилищного строительства являются отсутствие средств на строительство объектов социальной и дорожной инфраструктуры, необходимых для обеспечения комплексного освоения и развития территорий. Это приводит к отставанию строительства объектов социальной сферы, автодорог.
Существует потребность не только в комплексном освоении новых территорий в целях жилищного строительства, но и в комплексном развитии застроенных территорий с целью их более эффективного использования и ликвидации ветхого жилого фонда.
Ветхий жилищный фонд не только представляет собой угрозу жизни и здоровью граждан, но и ухудшает внешний облик городского округа, сдерживает развитие городской инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность. В целях обеспечения безопасных условий проживания граждан одной из основных задач органа местного самоуправления является решение вопросов переселения граждан из ветхого жилищного фонда и его ликвидация.
Основными проблемами в сфере создания комфортных условий проживания для жителей городского округа Химки являются высокая стоимость жилья и отсутствие у граждан доходов, позволяющих оплатить полную стоимость жилья или приобрести жилую площадь в собственность с использованием ипотечного кредита. Указанные проблемы не только создают социальное напряжение в обществе, наличие или отсутствие жилья влияют на структуру и качество кадрового потенциала в таких сферах как образование, медицина и других, сопряженных с ними. Одной из основных задач органа местного самоуправления является предоставление мер социальной поддержки в виде софинансирования расходов на приобретение жилья или его предоставление в рамках подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей", "Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством", "Социальная ипотека".
1.3. Инерционный прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
Инерционный прогноз развития сферы жилищного строительства и создания комфортных условий проживания для жителей городского округа Химки к:
отставанию темпов строительства объектов социальной инфраструктуры - детских садов, школ, учреждений здравоохранения; отставанию организации и формирования городских общественных пространств и элементов благоустройства территории городского округа;
снижению качества объектов социальной и транспортной инфраструктур, обусловленного отставанием в строительстве, реконструкции и своевременном обновлении жилого фонда, износом улично-дорожной сети, отсутствием мест парковки индивидуальных автомобилей, необходимых для обеспечения комплексного освоения и развития территорий;
отставанию темпов создания новых рабочих мест вследствие необеспечения социальными объектами, транспортной инфраструктурой и жильем;
застою в процессах реконструкции жилых зданий, ликвидации ветхого, устаревшего жилья.
Все эти обстоятельства приведут к существенному дисбалансу между высоким историческим, географическим, природным и, главное, человеческим потенциалом городского округа и недостаточным качеством жизни населения.
2. Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы с учетом реализации муниципальной программы, включая возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при выборе различных вариантов решения проблем
Приведенная выше характеристика текущего состояния, основные проблемы в жилищном строительстве, сфере создания комфортных условий проживания для жителей городского округа Химки определяют новую стратегию развития жилищной сферы городского округа Химки, основанную на следующих приоритетах:
- комплексное развитие застроенных и застраиваемых территорий и их обеспечение застройкой социальной, дорожной и инженерной инфраструктурами на основе документов территориального планирования, реформирование и улучшение качества жилищно-коммунального хозяйства;
- поддержка отдельных категорий граждан городского округа Химки, определенных законодательством, в улучшении жилищных условий за счет средств бюджетов всех уровней в пределах установленных социальных стандартов и в соответствии с объемом государственных обязательств;
- развитие нормативной правовой базы, создающей правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для решения жилищной проблемы в городском округе Химки.
По каждому приоритетному направлению предусмотрена реализация конкретных мероприятий в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав муниципальной программы, при проведении которых будут сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия.
При этом к рискам реализации муниципальной программы, которыми может управлять Администрация городского округа Химки, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) риск, связанный с недостаточно быстрым формированием структуры и механизмов, предусмотренных структурными преобразованиями, происходящими в Московской области в настоящий момент, может привести к неполному достижению планируемых результатов муниципальной программы, особенно на ее начальной стадии. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых механизмов в рамках муниципальной программы не только в большинстве случаев требует нормативного регулирования, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения;
2) операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией муниципальной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных муниципальной программой, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий муниципальной программы или задержке в их выполнении.
В рамках данной группы рисков можно выделить два основных:
1. Риск исполнителя муниципальной программы, который связан с возникновением проблем в реализации муниципальной программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственных исполнителей, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий муниципальной программы. Данный риск обусловлен большим количеством участников реализации мероприятий муниципальной программы, отсутствием должной координации и взаимодействия между ними в связи с переходным периодом, связанным с передачей полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований и исполнительными органами государственной власти Московской области, формирование которых осуществляется в данный момент.
2. Организационный риск, который связан с несоответствием организационной инфраструктуры реализации муниципальной программы ее задачам, задержкой формирования соответствующих организационных систем к сроку начала реализации мероприятий муниципальной программы. Большое число участников реализации муниципальной программы, а также высокая зависимость реализации мероприятий муниципальной программы от принятия необходимых организационных решений требуют высокой степени координации их деятельности и отлаженных административных процедур для снижения данного риска. Реализация данного риска может привести к задержкам в реализации муниципальной программы, срыву сроков и результатов выполнения отдельных мероприятий;
3) риск финансового обеспечения, который связан с финансированием муниципальной программы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности муниципальной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджета в части обеспечения реализации муниципальной программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные муниципальной программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации муниципальной программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
Реализации муниципальной программы угрожают следующие риски, которые связаны с изменениями внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации программы:
1) риск ухудшения состояния экономики в целом, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, снижению инвестиций за счет привлечения средств банков и других кредитных организаций, в том числе зарубежных. Учитывая достаточно высокую зависимость экономики России от мировых цен на углеводородные ресурсы, а также опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал существенное негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования, такой риск для реализации муниципальной программы может быть качественно оценен как высокий;