ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2017 года N 497-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 22.12.2014 N 679-П
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании постановления Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 514-п.
____________________________________________________________________
В постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 679-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики" до 2020 года" внести следующие изменения:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 6 октября 2017 года N 497-п
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ"
Ответственный исполнитель | Комитет по делам национальностей Тюменской области |
Цель Программы: | Обеспечение межнационального, межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе. |
Задачи программы: | Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области и профилактике экстремизма в этнической среде. |
Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов России. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере. | |
Объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития. Профилактика социально-политического экстремизма. | |
Сроки реализации | 2015 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Всего за 2015 - 2020 годы - 893 915 тыс. руб., в том числе: областной бюджет - 876 047 тыс. рублей, федеральный бюджет - 17 868 тыс. рублей 2015 г. - 192 663 тыс. руб., 2016 г. - 219 207 тыс. руб., 2017 г. - 178 917 тыс. руб., 2018 г. - 100 642 тыс. руб., 2019 г. - 101 243 тыс. руб., 2020 г. - 101 243 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: | В плановый период до 2020 года - отсутствие протестных акций на национальной и религиозной основе. |
Раздел 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Благодаря эффективно проводимой работе по обеспечению этноконфессионального согласия в Тюменской области как фактора единства российского государства, ситуация в межнациональной сфере в Тюменской области характеризуется как стабильная, прогнозируемая, управляемая и сохраняет позитивную динамику развития.
Протестных акций, публичных конфликтов на этнической основе в области нет.
Вместе с тем, вопросы этноконфессиональных, общественно-политических отношений приобретают все большую актуальность в Российской Федерации и мировом сообществе.
Обусловлено это, прежде всего, спецификой и деликатностью этнических, религиозных чувств граждан, важной их ролью в системе нравственных координат.
На развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы:
- все большая значимость этнической и религиозной самоидентификации на фоне формирующегося общероссийского гражданского самосознания;
- неудовлетворенность отдельных этнических групп объемом, предоставляемых этнокультурных прав;
- этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;
- недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;
- рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
- правовой нигилизм и значительный уровень преступности;
- попытки политизации этнического и религиозного фактора.
В настоящее время основные угрозы национальной и общественной безопасности Тюменской области в этноконфессиональном контексте обусловлены:
- присутствием в регионе приверженцев псевдорелигиозных течений;
- наличием неформальных молодежных объединений, склонных к радикализму;
- продвижением идей радикализма и экстремизма в социальных сетях Интернета.
На этих направлениях концентрируются наши усилия. Указанные проявления нередко становятся орудием недобросовестных деятелей, используются в далеких от общественных благ подстрекательских и провокационных целях, что ведет к разжиганию этноконфессиональной розни и вражды.
Питательной почвой для экстремистских проявлений является низкий уровень культуры общения между людьми, бытовые конфликты, чреватые перерастанием в противостояние и столкновения на этнической и религиозной основе, социально-экономические проблемы, усугубляемые последствиями мировых финансово-экономических кризисов, что провоцирует рост социальной напряженности, протестной активности граждан, проявляемой в радикальных, а порой и в экстремистских формах.
Наряду с этим, угрозы экстремистских проявлений на этнической, религиозной и политической основе обусловлены целым рядом субъективных факторов. Среди них - имеющая место у определенной части населения приверженность к националистическим и шовинистическим взглядам, пропаганда идей мусульманского фундаментализма, культивирование псевдопатриотических настроений.
Определенное влияние на общественные отношения оказывает интенсивная иммиграция в Тюменскую область. Приезжие из государств СНГ, а также других регионов Российской Федерации являются носителями и воплощением иных культур, менталитета, традиций, образа жизни, отличных от местных условий, что создает предпосылки конфликтов, которые могут иметь этническую окраску.
В этих условиях этнический и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России залогом национальной безопасности. Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными элементами дальнейшего устойчивого развития страны.
В регионе создана необходимая нормативная правовая база по реализации государственной политики в сферах этноконфессиональных и общественно-политических отношений. Вышеуказанная деятельность осуществляется в полном соответствии с федеральным законодательством в сфере межнациональных отношений.
Сформированная нормативная правовая база детально регламентирует организационную, кадровую, финансовую, научно-аналитическую, информационно-пропагандистскую и иные составляющие деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению этноконфессионального согласия.
На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления единства российской нации, обеспечения межнационального согласия и профилактика проявлений этнического экстремизма.
Для решения возникающих задач необходимы целенаправленные системные государственные меры, поэтому для эффективной реализации государственной национальной политики и обеспечения устойчивого этнокультурного развития необходимо применение программно-целевого метода.
Вышеуказанная цель соответствует приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".
Цель государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики" соответствует приоритету "Повышение безопасности жизни населения" и задаче "Обеспечение безопасности населения от угроз национальных конфликтов" Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.
Основными задачами являются: профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде, содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области, а также реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.
Достижение поставленных задач предполагает работу по следующим направлениям деятельности:
1. Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области; профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде.
2. Гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений.
3. Реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.
4. Государственная поддержка общественно полезных (значимых) программ (мероприятий) национально-культурных автономий и иных национальных общественных объединений в форме субсидий.
5. Содействие социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Тюменской области;
6. Развитие российского казачества в Тюменской области.
7. Этнокультурное развитие цыган, их интеграция в тюменское сообщество, преодоление общественных стереотипов в отношении цыганского населения.
8. Социально - культурная адаптация и интеграция мигрантов.
9. Реализация мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Тюменской областью.
10. Профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде.
Сфера укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, этнокультурного развития и взаимодействия с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России, нуждается в применении программно-целевого метода в связи со сложностью и многообразием решаемых задач.
В Тюменской области проживают представители свыше 150 этнических групп населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры, в том числе: русские - 83,8% (1 066 066 чел.), татары - 8,1% (109 193 чел.), украинцы - 1,3% (16 988 чел.), казахи - 1,0% (13 232 чел.), немцы - 0,9% (12 048 чел.), чуваши - 0,7% (8 623 чел.), азербайджанцы - 0,7% (8 282 чел.), армяне - 0,6% (7 594 чел.), белорусы - 0,4 (4 465 чел.).
Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия России требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности.
Всего в Тюменской области (без учета автономных округов) осуществляет свою деятельность около 113 региональных и местных национальных общественных объединений. Количество их постоянно возрастает, что свидетельствует о расширении их сферы влияния, об актуализации национального фактора в общественном сознании.
Рис. 1
┌═══════════════════════════════════════════════════════════════‰
│ Областные национально-культурные автономии и национальные │
│ общественные объединения │
└══════┬══════════════════════┬════════════════════════┬════════…
V V V
┌═══════════‰ ┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ ┌════════════‰
│Объединения│ │Объединения│ │ Объединения │ │Объединения │ │Объединения │
│славянских │ │ тюркских │ │народов Кавказа│ │ народов │ │ других │
│ народов │ │ народов │ │ и Закавказья │ │Средней Азии│ │ народов │
│ 6 │ │ 5 │ │ 9 │ │ 7 │ │ 9 │
└═══════════… └═══════════… └═══════════════… └════════════… └════════════…
═════════════════════════════════════════════════════════════┬════════════‰
┌═══════════‰ ┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ │ Евреи 1 │
│ Русские 1 │ │ Татары 2 │ │Азербайджанцы 2│ │ Киргизы 2 │ └════════════…
└═══════════… └═══════════… └═══════════════… └════════════… ┌════════════‰
┌═══════════‰ ┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ │ Корейцы 1 │
│Украинцы 1 │ │ Чуваши 1 │ │ Ингуши 1 │ │ Казахи 3 │ └════════════…
└═══════════… └═══════════… └═══════════════… └════════════… ┌════════════‰
┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ │ Немцы 3 │
│Белорусы 2 │ │ Армяне 1 │ │ Узбеки 1 │ └════════════…
└═══════════… └═══════════════… └════════════… ┌════════════‰
┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ │ Народы │
│ Поляки 1 │ │ Грузины 1 │ │ Таджики 1 │ │ Севера 3 │
└═══════════… └═══════════════… └════════════… └════════════…
┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰
│ Сербы 1 │ │ Чеченцы 1 │ │ Цыгане 1 │
└═══════════… └═══════════════… └════════════…
┌═══════════════‰
│ Народы │
│ Дагестана 1 │
└═══════════════…
┌═══════════════‰
│ Осетины 1 │
└═══════════════…
Важнейшими звеньями в системе работы по реализации государственной национальной политики являются:
Координационный Совет по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области, осуществляющий комплексное рассмотрение актуальных вопросов в сферах национальных и государственно-конфессиональных отношений в целях гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, профилактики возникновения конфликтных ситуаций, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей;
Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области, объединяющий на добровольной основе руководителей 35 национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, представляющих, в том числе и интересы местных (районных и городских) национальных общественных объединений.
Основными приоритетами в деятельности Координационного Совета национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области являются: содействие в организации взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, национальных общественных объединений в реализации общественно полезных (значимых) программ (мероприятий), направленных на обеспечение условий для поступательного развития региона, в формировании позитивного общественного мнения.
Последние годы характеризуются изменением этнического состава населения области вследствие активных миграционных процессов.
Работа по адаптации мигрантов и их интеграции в тюменское сообщество ведется на основе взаимодействия органов власти и руководителей национальных общественных объединений, религиозных организаций в формате регулярных рабочих встреч, совещаний, многочисленных мероприятий национально-культурного развития. При этом в приоритетном порядке к решению вопросов социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов привлекаются работодатели, использующих иностранную рабочую силу.