ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 декабря 2016 года N 412-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2017 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ

(в редакции Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2017 N 399-р)


В соответствии с государственной программой Краснодарского края "Управление государственными финансами Краснодарского края", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года N 940, и соглашениями о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края от 20 мая 2016 года N 01-01-06/06-88 и от 19 сентября 2016 года N 01-01-06/06-216:

1. Утвердить долговую политику Краснодарского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края И.П. Галася.

3. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ



Приложение


Утверждена
распоряжением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 23 декабря 2016 года N 412-р

ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2017 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ

(в ред. Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2017 N 399-р)


Долговая политика Краснодарского края является составной частью бюджетной политики, способствует решению значимых для региона задач и заключается в реализации комплекса мер, направленных на обеспечение сбалансированного исполнения краевого бюджета с использованием государственных внутренних заимствований Краснодарского края (далее - заимствования), безусловное исполнение обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Краснодарского края (далее - государственный долг), снижение рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом (далее также - бюджетные риски), экономию расходов на обслуживание государственного долга.


1. Итоги реализации долговой политики Краснодарского края в период до 2016 года, прогнозируемые итоги 2016 года


В 2016 году и в предшествующем периоде различные виды долговых инструментов использовались для погашения долговых обязательств и в качестве источника дополнительных поступлений в целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета.

Заимствования осуществлялись согласно законам о краевом бюджете на соответствующие годы. Размер государственного долга, а также стоимость его обслуживания ежегодно были ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Привлечение заимствований обеспечило возможность направления доходов краевого бюджета на финансирование расходов краевого бюджета в социальной сфере, в том числе на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. Дополнение поступающих доходов заемными средствами позволило также осуществлять развитие социальной инфраструктуры и мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Краснодарского края.

Основные показатели, характеризующие государственный долг, приведены в таблице N 1.

Таблица N 1


 Динамика показателей государственного долга

N п/п

Показатель

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Объем государственного долга, млрд. руб.

23,1

39,9

73,9

119,2

136,3

145,3

2

Долговая нагрузка, % <*>

27,6

39,3

58,5

90,4

92,7

98,6

3

Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб.

0,4

1,4

0,98

3,9

6,2

5,9

     ________________

<1> Отношение объема государственного долга к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в 2015 году была проведена реструктуризация задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным в 2010 - 2011 годах для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) и в 2013 - 2014 годах для финансового обеспечения мероприятий по подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и на строительство трассы для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии "Формула-1" в Имеретинской низменности, и начисленным процентам на общую сумму 16,1 млрд. рублей. Возврат задолженности предусмотрен в период с 2025 года по 2034 год включительно.

С учетом ранее проведенной в 2012 году реструктуризации задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам общий объем реструктурированных обязательств со сроками уплаты с 2023 года по 2034 год составил 53,4 млрд. рублей (более 36% общего объема государственного долга). По всем реструктурированным обязательствам с 1 января 2015 года установлена плата за пользование средствами федерального бюджета в размере 0,1% годовых. Проведение реструктуризации имеет долгосрочный эффект, выражающийся в снижении нагрузки на краевой бюджет по погашению долговых обязательств Краснодарского края, уменьшении стоимости заимствований.

В целях сдерживания роста общего объема государственного долга и уменьшения бюджетных рисков начиная с 2014 года государственные гарантии Краснодарского края (далее - государственные гарантии, государственная гарантия) не предоставлялись.

С 2015 года в Краснодарском крае реализуются мероприятия, направленные на сокращение потребности в привлечении заемных средств для достижения сбалансированности краевого бюджета. По итогам 2015 года объем государственного долга составил 145,3 млрд. рублей. Прирост объема государственного долга за 2015 год - 9,0 млрд. рублей, что существенно ниже его прироста в предшествующие периоды.

В 2016 году продолжена реализация мер по снижению абсолютного и относительного роста объема государственного долга. По условиям соглашения о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края от 20 мая 2016 года N 01-01-06/06-88 объем государственного долга на 1 января 2017 года не должен превышать 152,4 млрд. рублей. Верхний предел государственного долга на 1 января 2017 года - 151,3 млрд. рублей, что не превышает предельных значений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, и соответствует условиям вышеуказанного соглашения. Прирост объема государственного долга в 2016 году ожидается в сумме не более 6,0 млрд. рублей, что ниже сложившегося по итогам 2015 года.

В 2016 году, так же как и в 2014 - 2015 годах, заимствования осуществлялись в условиях более высокой стоимости ресурсов, привлекаемых с финансовых рынков. В целях сдерживания темпов роста расходов на обслуживание государственного долга постоянно проводился мониторинг ставок кредитования, оптимизировались сроки пользования заемными средствами и их привлечения в течение финансового года. Кроме того, в 2016 году в целях увеличения количества участников аукционов по закупке финансовых услуг по предоставлению кредитов Краснодарскому краю были установлены различные сроки заимствований - от 1 года до 5 лет. Привлечение большего числа кредитных организаций способствовало снижению процентных ставок по привлекаемым кредитным ресурсам на 1 - 2 процентных пункта. Экономия по расходам на обслуживание государственного долга с начала 2016 года составила более 349,0 млн. рублей.

По состоянию на 1 декабря 2016 года в структуре государственного долга доля бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, составила 45,1%, кредитов, полученных от кредитных организаций, - 43,9%, государственных гарантий - 7,4%, государственных ценных бумаг Краснодарского края (далее - государственные ценные бумаги) - 3,6%. Сохраняющийся высокий удельный вес бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга оказывает существенное положительное влияние на оптимизацию расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга, поскольку процентные ставки по этим кредитам многократно ниже размера платы по другим видам заимствований. Наличие в структуре государственного долга различных видов долговых обязательств и распределение по годам выплат по их погашению являются факторами, положительно влияющими на снижение бюджетных рисков, связанных с существующим объемом государственного долга.


2. Цели, задачи и особенности долговой политики Краснодарского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов


2.1. Основные факторы, определяющие характер, особенности и направления долговой политики Краснодарского края на 2017 - 2019 годы:

значительный накопленный объем государственного долга;

сохраняющиеся низкие темпы роста поступлений налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета с одновременным увеличением объема расходов краевого бюджета в социальной сфере;

необходимость финансового обеспечения принятых расходных обязательств Краснодарского края в полном объеме;

волатильность финансового рынка.

2.2. Цели долговой политики Краснодарского края:

обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости краевого бюджета;

соблюдение ограничений по объему государственного долга и расходов на его обслуживание, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;

недопущение возникновения просроченной задолженности по погашению и обслуживанию долговых обязательств Краснодарского края;

минимизация расходов на обслуживание государственного долга;

проведение эффективной долговой политики, ориентированной на долгосрочные заимствования и равномерное распределение нагрузки по погашению долговых обязательств Краснодарского края;

развитие рынка субфедеральных долговых обязательств.

2.3. Задачи долговой политики Краснодарского края:

обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении заимствований;

обеспечение безусловного исполнения обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга в полном объеме и в установленные сроки;

обеспечение соблюдения ограничений по уровню долговой нагрузки, доле общего объема долговых обязательств Краснодарского края по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным Краснодарским краем от кредитных организаций (далее - рыночные обязательства, рыночные заимствования), к сумме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений, установленных соглашениями о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края;

снижение долговой нагрузки на краевой бюджет и стабилизация объема государственного долга в целях обеспечения перехода к его последующему сокращению;

минимизация рисков, связанных с осуществлением заимствований;

поддержание необходимого уровня кредитоспособности Краснодарского края, формирование его благоприятной кредитной истории;

обеспечение прозрачности и предсказуемости долговой политики Краснодарского края, сохранение преемственности основных направлений управления государственным долгом.

В 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов необходимо осуществлять управление сложившимся в предшествующие годы государственным долгом, в том числе обеспечивать своевременное погашение основного долга, уплату процентов по кредитам и купонного дохода по государственным ценным бумагам, исполнение обязательств по государственной гарантии (при наступлении гарантийных случаев). Требуемые для этого средства на соответствующие годы должны предусматриваться в краевом бюджете в необходимом объеме.

В 2017 - 1019 годах в целях достижения сбалансированности краевого бюджета предполагается полное рефинансирование погашаемых долговых обязательств Краснодарского края. Привлечение заимствований для финансирования дефицита краевого бюджета будет ограничено в пределах объема прогнозируемого уменьшения обязательств по государственной гарантии. Такой подход призван обеспечить стабилизацию государственного долга и сохранение его объема на уровне не выше сложившегося на 1 января 2017 года, что является первоочередной задачей в сфере управления государственным долгом в 2017 - 2019 годах. Снижение долговой нагрузки в 2017 - 2019 годах будет достигаться по мере ежегодного роста общего объема налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета.

Выполнение поставленных задач потребует реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов краевого бюджета, оптимизацию расходов и снижение дефицита краевого бюджета с перспективой формирования в последующие годы профицитного бюджета. Необходимость их решения учитывалась при составлении проекта краевого бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Аналогичный подход будет сохраняться при составлении проекта краевого бюджета на последующие периоды.

Прогнозируемые показатели по государственному долгу на 2016 - 2019 годы приведены в таблице N 2.

Таблица N 2


 Показатели, характеризующие государственный долг (прогноз)

N п/п

Наименование

Год

2016

2017

2018

2019

1

2

3

4

5

6

1

Объем государственного долга (не более), млрд. руб.

151,3

150,0

147,0

146,0

(в ред. Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2017 N 399-р)

2

Долговая нагрузка (не более), %

96,0

88,0

81,0

79,0

(в ред. Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2017 N 399-р)

3

Доля общего объема рыночных обязательств к сумме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений (не более), %

51,0

43,0

47,0

48,0

(в ред. Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2017 N 399-р)


2.4. Инструменты реализации долговой политики Краснодарского края.

Основными инструментами реализации долговой политики Краснодарского края в 2017 - 2019 годах будут являться рыночные заимствования, привлекаемые в целях погашения долговых обязательств Краснодарского края и (или) финансирования дефицита краевого бюджета.

Кредиты от кредитных организаций планируется привлекать в течение финансового года по мере возникновения потребности в дополнительных финансовых ресурсах путем осуществления в установленном порядке закупки соответствующих финансовых услуг. Преимущественно будут привлекаться среднесрочные кредиты на срок от 3 до 5 лет. Вместе с тем для привлечения большего количества участников аукционов по закупке финансовых услуг по предоставлению кредитов Краснодарскому краю, а также более равномерного распределения по годам объема платежей по погашению заимствований могут привлекаться кредиты на срок от 1 года до 2 лет. При этом в целях снижения бюджетных рисков объем заимствований на срок от 1 года до 2 лет будет сохраняться на минимальном уровне.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»