Одной из первостепенных задач, решаемых при создании, реконструкции, рекультивации, ликвидации объектов в области обращения с отходами является выбор земельного участка, осуществляемый до выполнения основного объема проектно-изыскательских работ. При этом зачастую правомерность выбора земельного участка под эти объекты ставится под сомнение только при проведении государственной экологической экспертизы проектной документации, после изучения проектных и изыскательских материалов.
В связи с тем, что стоимость выполнения проектно-изыскательских работ по созданию объектов в области обращения с отходами на конкретном земельном участке может достигать 10% от стоимости их строительства, а продолжительность их (с учетом согласований и экспертиз проектной документации) может составлять 1,5 - 2 года, именно выбор земельного участка является мероприятием с наиболее высоким уровнем ответственности. Это связано также и с необходимостью точной оценки предельно допустимой техногенной нагрузки на территорию, и ее экологической техноемкости.
Выбор земельного участка для создания инфраструктурных объектов в области обращения с отходами должен осуществляться на альтернативной (вариантной) основе по санитарно-экологическим, градостроительным, социально-экономическим, ландшафтно-топографическим, гидрогеологическим, геологическим, гидрологическим, климатическим и другим критериям. При этом в алгоритме принятия решения о выборе земельного участка для объекта обращения с отходами выделяются два этапа:
предварительный этап, обосновывающий принципиальную возможность строительства объекта в области обращения с отходами на данном земельном участке;
сравнительный этап, количественно и (или) качественно обосновывающий предпочтение одного земельного участка перед другим и направленный на выбор наиболее экономически и экологически приемлемого варианта.
Опыт проектирования объектов в области обращения с отходами, сопровождения и экспертирования проектных материалов при государственной экологической экспертизе показал, что в различных действующих в Российской Федерации нормативно-правовых документах сформулированы отдельные, разрозненные, зачастую повторяющиеся требования, ограничивающие использование земельных участков для объектов в области обращения с отходами.
Основные требования к выбору земельных участков под объекты в области обращения с отходами установлены в следующих нормативных правовых документах:
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденная Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.1996;
СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
(в ред. Постановления КМ РТ от 19.10.2021 N 985)