Действующий

Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами Республики Татарстан (с изменениями на 10 октября 2023 года)



Таблица 9.3.2



Количество муниципальных ТКО, направляемых на сжигание в различных европейских странах, кг/человека в год

Страны

Годы

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Еврозона (16 стран)

97

101

104

107

106

112

121

125

127

125

128

137

Бельгия

147

154

160

163

162

163

168

162

165

171

168

160

Чехия

30

31

35

39

39

39

37

37

36

34

33

47

Дания

314

351

373

374

363

379

396

393

403

398

367

365

Германия

125

133

135

143

137

144

160

182

188

186

216

220

Ирландия

0

0

0

0

0

0

0

0

0

18

25

24

Испания

36

36

37

38

42

31

44

54

58

48

49

49

Франция

168

169

174

180

172

180

191

178

176

190

185

181

Италия

37

39

44

47

55

60

65

67

67

69

77

76

Люксембург

309

282

274

274

264

267

250

254

256

254

243

240

Венгрия

34

34

35

28

24

15

30

39

38

39

41

41

Голландия

202

190

198

194

197

202

202

199

199

199

196

194

Австрия

57

65

65

66

73

153

163

173

175

163

174

175

Португалия

62

95

103

91

96

95

100

92

89

93

102

99

Словакия

32

39

25

29

30

34

34

35

33

29

22

34

Финляндия

38

52

41

42

49

54

43

42

59

90

87

104

Швеция

163

164

169

188

211

216

242

232

240

249

234

226

Англия

40

42

43

45

45

48

49

54

53

56

61

60

Исландия

61

57

53

49

45

45

37

36

48

54

57

60

Норвегия

92

90

107

120

131

128

142

145

149

183

195

236

Швейцария

297

319

313

348

342

335

325

352

353

368

342

351


Возможность использования энергетического потенциала отходов для промышленных и бытовых нужд особенно привлекательна для энергодефицитных регионов. Бытовые отходы имеют теплотворную способность бурого угля, т.е. около 9 - 11 МДж/кг. Теплотворная способность отходов использована в европейской концепции "Отходы в энергию". Сберегаются топливные ресурсы, отходы используются в качестве альтернативного, возобновляемого энергоносителя.


Термическое обезвреживание отходов позволяет:


решить проблему отчуждения земель под объекты размещения отходов;


экологически рационально использовать неутилизируемую часть отходов;


уменьшить объем отходов в 10 раз;


использовать содержащуюся в отходах энергию;


заменить природные энергоносители.


Сжигание ТКО на мусоросжигательных заводах можно рекомендовать как для решения проблем обезвреживания ТКО, так и для решения задач энергосбережения и энергоэффективности. Неизбежный рост тарифов на обезвреживание при этом может быть в значительной степени снивелирован продажей электрической энергии на оптовом рынке 1 ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ) и на оптовом рынке Республики Татарстан в определенной пропорции по специально установленному так называемому "зеленому тарифу" в случае принятия соответствующих решений Правительством Российской Федерации. При этом для потребителей электроэнергии 1 ценовой зоны и для потребителей Республики Татарстан рост тарифной нагрузки прогнозируется незначительным.


Такие решения Правительством Российской Федерации уже приняты:


постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 240 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 354-р, которым утверждены изменения, которые вносятся в приложение N 1 к Основным направлениям государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. N 1-р;


распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 355-р, в соответствии с которым Республика Татарстан определена в качестве субъекта Российской Федерации, в котором предусматривается строительство генерирующего объекта мощностью 55 МВт, функционирующего на основе использования отходов производства и потребления.


Следует отметить, что принятие решения о размещении объекта по термическому обезвреживанию ТКО (мусоросжигательного завода) возможно только в случае проведения установленных законодательством процедур оценки воздействия объекта на окружающую среду, государственной экологической экспертизы с получением положительного заключения, а также всех установленных законодательством процедур по учету общественного мнения.