Количество муниципальных ТКО, направляемых на сжигание в различных европейских странах, кг/человека в год
Страны | Годы | |||||||||||
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Еврозона (16 стран) | 97 | 101 | 104 | 107 | 106 | 112 | 121 | 125 | 127 | 125 | 128 | 137 |
Бельгия | 147 | 154 | 160 | 163 | 162 | 163 | 168 | 162 | 165 | 171 | 168 | 160 |
Чехия | 30 | 31 | 35 | 39 | 39 | 39 | 37 | 37 | 36 | 34 | 33 | 47 |
Дания | 314 | 351 | 373 | 374 | 363 | 379 | 396 | 393 | 403 | 398 | 367 | 365 |
Германия | 125 | 133 | 135 | 143 | 137 | 144 | 160 | 182 | 188 | 186 | 216 | 220 |
Ирландия | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 18 | 25 | 24 |
Испания | 36 | 36 | 37 | 38 | 42 | 31 | 44 | 54 | 58 | 48 | 49 | 49 |
Франция | 168 | 169 | 174 | 180 | 172 | 180 | 191 | 178 | 176 | 190 | 185 | 181 |
Италия | 37 | 39 | 44 | 47 | 55 | 60 | 65 | 67 | 67 | 69 | 77 | 76 |
Люксембург | 309 | 282 | 274 | 274 | 264 | 267 | 250 | 254 | 256 | 254 | 243 | 240 |
Венгрия | 34 | 34 | 35 | 28 | 24 | 15 | 30 | 39 | 38 | 39 | 41 | 41 |
Голландия | 202 | 190 | 198 | 194 | 197 | 202 | 202 | 199 | 199 | 199 | 196 | 194 |
Австрия | 57 | 65 | 65 | 66 | 73 | 153 | 163 | 173 | 175 | 163 | 174 | 175 |
Португалия | 62 | 95 | 103 | 91 | 96 | 95 | 100 | 92 | 89 | 93 | 102 | 99 |
Словакия | 32 | 39 | 25 | 29 | 30 | 34 | 34 | 35 | 33 | 29 | 22 | 34 |
Финляндия | 38 | 52 | 41 | 42 | 49 | 54 | 43 | 42 | 59 | 90 | 87 | 104 |
Швеция | 163 | 164 | 169 | 188 | 211 | 216 | 242 | 232 | 240 | 249 | 234 | 226 |
Англия | 40 | 42 | 43 | 45 | 45 | 48 | 49 | 54 | 53 | 56 | 61 | 60 |
Исландия | 61 | 57 | 53 | 49 | 45 | 45 | 37 | 36 | 48 | 54 | 57 | 60 |
Норвегия | 92 | 90 | 107 | 120 | 131 | 128 | 142 | 145 | 149 | 183 | 195 | 236 |
Швейцария | 297 | 319 | 313 | 348 | 342 | 335 | 325 | 352 | 353 | 368 | 342 | 351 |
Возможность использования энергетического потенциала отходов для промышленных и бытовых нужд особенно привлекательна для энергодефицитных регионов. Бытовые отходы имеют теплотворную способность бурого угля, т.е. около 9 - 11 МДж/кг. Теплотворная способность отходов использована в европейской концепции "Отходы в энергию". Сберегаются топливные ресурсы, отходы используются в качестве альтернативного, возобновляемого энергоносителя.
Термическое обезвреживание отходов позволяет:
решить проблему отчуждения земель под объекты размещения отходов;
экологически рационально использовать неутилизируемую часть отходов;
уменьшить объем отходов в 10 раз;
использовать содержащуюся в отходах энергию;
заменить природные энергоносители.
Сжигание ТКО на мусоросжигательных заводах можно рекомендовать как для решения проблем обезвреживания ТКО, так и для решения задач энергосбережения и энергоэффективности. Неизбежный рост тарифов на обезвреживание при этом может быть в значительной степени снивелирован продажей электрической энергии на оптовом рынке 1 ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ) и на оптовом рынке Республики Татарстан в определенной пропорции по специально установленному так называемому "зеленому тарифу" в случае принятия соответствующих решений Правительством Российской Федерации. При этом для потребителей электроэнергии 1 ценовой зоны и для потребителей Республики Татарстан рост тарифной нагрузки прогнозируется незначительным.
Такие решения Правительством Российской Федерации уже приняты:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 354-р, которым утверждены изменения, которые вносятся в приложение N 1 к Основным направлениям государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. N 1-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 355-р, в соответствии с которым Республика Татарстан определена в качестве субъекта Российской Федерации, в котором предусматривается строительство генерирующего объекта мощностью 55 МВт, функционирующего на основе использования отходов производства и потребления.
Следует отметить, что принятие решения о размещении объекта по термическому обезвреживанию ТКО (мусоросжигательного завода) возможно только в случае проведения установленных законодательством процедур оценки воздействия объекта на окружающую среду, государственной экологической экспертизы с получением положительного заключения, а также всех установленных законодательством процедур по учету общественного мнения.