Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ И ПРОГРАММЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД 2019 - 2023 ГОДОВ (утратило силу на основании постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.04.2019 N 54-ПГ)

Схема 31. Распределение удельного ветропотенциала (Вт/м2) на высоте 100 м





       В частности, развитие ветряной энергетики целесообразно рассматривать в 13 населенных пунктах: Самбург, Находка, Гыда, Ныда, Нори, Кутопьюган, Сеяха, Яр-Сале, Новый Порт, Салемал, Панаевск, Лоборовая, Щучье.

Суммарная годовая выработка электрической энергии в указанных населенных пунктах - 64,4 млн кВт*ч, что составляет 9% от всей электрической энергии, вырабатываемой в изолированных энергосистемах. Общий объем потребляемого дизельного топлива составляет 16,5 тыс. тонн, или 36% от всего жидкого топлива, потребляемого объектами генерации электрической энергии.

В условиях Крайнего Севера наиболее оптимальным вариантом развития возобновляемой энергетики признано применение универсальных гибридных ветро-дизельных энергетических станций (ВДЭС). Связано это в первую очередь с переменным характером ветропотенциала и нагрузки потребителей. В соответствии с письмом Минэнерго России от 05.09.2016 N ВК-9484/09 для использования в арктических территориях рекомендованы ветроэлектрические установки следующих производителей: Vergnet (Франция), Komaihaltec Inc. (Япония), Vestas (Дания).

В настоящее время строительство объектов энергетики на основе возобновляемых источников энергии не планируется, меры государственной поддержки в автономном округе не предусмотрены. Развитие электроснабжения децентрализованных потребителей автономного округа направлено в первую очередь на снижение объемов потребления привозного дизельного топлива, повышение надежности, эффективности и улучшение качества энергоснабжения. В этих целях в автономном округе реализуется комплекс мероприятий по следующим основным направлениям:

- использование ресурсной базы региона для газификации населенных пунктов в целях замещения дизельного топлива местными видами топлива;

- подключение населенных пунктов к системе централизованного энергоснабжения (строительство линий электропередач, укрупнение центров питания);

- реконструкция существующих энергоисточников и внутрипоселковых линий электропередач для повышения энергетической эффективности систем энергоснабжения;

- строительство новых электростанций с комбинированным режимом выработки электрической и тепловой энергии.

Обоснование структуры ветродизельного комплекса, определение уровня замещения ДЭС и выбор типов ветроэнергетического оборудования необходимо выполнять на основе отдельных технико-экономических расчетов, учитывающих вопросы реконструкции электросетевого комплекса, обеспечения раздельного коммерческого учета электроэнергии, а также дополнительные эксплуатационные затраты.

Согласно пункту 28.1 Правил разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823, генерирующий объект, функционирующий на основе использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ), включается в Схему и Программу на конкурсной основе при соблюдении следующих принципов:

- минимизация роста тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей розничного рынка электрической энергии;

- для территорий, технологически связанных с Единой энергетической системой России, не превышение совокупного прогнозного объема производства электрической энергии над величиной, равной 5% совокупного прогнозного объема потерь электрической энергии территориальных сетевых организаций;

- технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах снижение стоимости электрической энергии.

На федеральном уровне Минэнерго России определены следующие основные параметры механизма поддержки ВИЭ в зонах оптового рынка электрической энергии:

- конкурсный отбор проектов осуществляется на 4 года в форме двухэтапного аукциона;

- отбор проектов осуществляется по критерию наименьших полных капитальных затрат;

- локализация проекта составляет не менее 70%;

- продажа мощности квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ осуществляется по договорам о предоставлении мощности со сроком окупаемости, равным 15 годам;

- объем ежегодной компенсации составит не более 5% от объема планируемого в очередном году совокупного прогнозного объема потерь электрической энергии территориальных сетевых организаций.

В пункте 4.7 настоящих Схемы и Программы приведены предложения и мероприятия по электроснабжению, в том числе от новых ВЭС, удаленных пунктов ЯНАО к ЕЭС России для населенных пунктов:

- с. Красноселькуп;

- с. Ныда, с. Нори, с. Кутопьюган;

- с. Аксарка, с. Белоярск, пгт Харп, с. Харсаим;

- с. Газ-Сале, пос. Тазовский;

- с. Мыс Каменный, с. Новый Порт.

По результатам технико-экономического сравнения вариантов электроснабжения удаленных населенных пунктов ЯНАО можно сделать следующие выводы: