ЗАКОН

 ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

от 19 ноября 2014 года N 95-оз


О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

(в редакции Законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.03.2018 N 28-оз, от 27.10.2022 N 130-оз)

Принят
Думой Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
19 ноября 2014 года

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон) и другими федеральными законами регулирует отдельные отношения, возникающие в связи с добровольным участием граждан в охране общественного порядка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ).



Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.



Статья 2. Организационные основы создания и деятельности народных дружин


1. Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением соответствующей местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и могут участвовать в охране общественного порядка после внесения их в региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности.


2. Региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в соответствии с федеральным законодательством ведется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.


3. Народные дружины действуют в соответствии с федеральным законодательством, законодательством автономного округа, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставами народных дружин.


4. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника (далее также - удостоверение), носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника.


5. Запрещается использование удостоверения, ношение форменной одежды либо использование отличительной символики народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.



Статья 3. Создание и деятельность координирующих органов (штабов)


1. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин по решению органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа могут создаваться координирующие органы (штабы).


2. Положение о координирующем органе (штабе) и его состав утверждаются правовым актом местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).


3. Члены координирующего органа (штаба) участвуют в его деятельности на общественных началах.


4. Координирующие органы (штабы) являются постоянно действующими совещательными органами по рассмотрению вопросов:


1) обеспечения взаимодействия народных дружин с органами государственной власти, в том числе органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;


2) подготовки предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности народных дружин;


3) участия в разработке и реализации мер по созданию условий для осуществления деятельности народных дружин;


4) внесения в органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа предложений о поощрении народных дружинников;


5) выработки предложений по совершенствованию мероприятий по охране общественного порядка с участием народных дружинников;


6) оценки результатов деятельности народных дружин и устранения недостатков в их деятельности;


7) иных вопросов в соответствии с федеральным законодательством.


5. Заседание координирующего органа (штаба) проводится не реже одного раза в шесть месяцев и считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов.


6. Решение координирующего органа (штаба) оформляется в виде протокола, подписываемого его руководителем.


7. Организационное обеспечение деятельности координирующего органа (штаба) осуществляется в соответствии с положением о нем.



Статья 4. Удостоверение народного дружинника


1. Удостоверение народного дружинника выдается по заявлению лица, принятого в соответствии с уставом народной дружины в ее члены, и является документом, подтверждающим личность и полномочия народного дружинника. Заявление о выдаче удостоверения подается в местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).


Описание и образец удостоверения народного дружинника приводятся в приложении 1 к настоящему Закону.


2. Удостоверение оформляется уполномоченным структурным подразделением либо уполномоченным должностным лицом местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) при согласии народного дружинника на обработку его персональных данных.


3. Удостоверение подписывается главой местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).


4. Удостоверение регистрируется в журнале учета выдачи и сдачи удостоверений народных дружинников и выдается народному дружиннику под роспись. Образец журнала учета выдачи и сдачи удостоверений народных дружинников приводится в приложении 2 к настоящему Закону.


5. В случае утраты, порчи удостоверения, изменения фамилии, имени, отчества народного дружинника народному дружиннику выдается новое удостоверение по его письменному мотивированному заявлению.


6. В день выхода или исключения из состава народной дружины народный дружинник обязан сдать удостоверение, о чем делается запись в журнале учета выдачи и сдачи удостоверений народных дружинников.



Статья 5. Форменная одежда и отличительная символика народного дружинника


1. Описание форменной одежды и отличительной символики народного дружинника приводится в приложении 3 к настоящему Закону.


2. Форменная одежда и отличительная символика выдаются народному дружиннику командиром народной дружины или уполномоченным им лицом перед каждым выходом на дежурство по охране общественного порядка и сдаются народным дружинником по окончании дежурства.



Статья 6. Меры поддержки и стимулирования деятельности народных дружин


1. Исполнительные органы автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников:


(в ред. Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.10.2022 N 130-оз)


1) предоставлять народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования автономного округа;


2) выплачивать вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших;


3) награждать ценным подарком;


4) использовать иные формы материального стимулирования, не противоречащие федеральному законодательству.


2. За особые заслуги при выполнении общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм народные дружинники могут представляться к награждению наградами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципального образования автономного округа.


3. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин в соответствии с федеральным законодательством осуществляется за счет добровольных пожертвований и иных средств, не запрещенных федеральным законодательством.


4. К материально-техническому обеспечению деятельности народных дружин относятся в том числе изготовление и приобретение бланков удостоверений народных дружинников, форменной одежды, отличительной символики народных дружинников.


5. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа вправе предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.


6. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа могут использовать иные меры поддержки и стимулирования деятельности народных дружин, не противоречащие федеральному законодательству.


7. Поддержка и стимулирование деятельности народных дружин могут осуществляться за счет бюджета автономного округа, бюджетов муниципальных образований автономного округа в пределах средств, предусмотренных на эти цели государственными программами автономного округа и муниципальными программами.



Статья 7. Личное страхование народных дружинников


1. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований автономного округа из бюджета автономного округа в порядке, установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, бюджета муниципального образования автономного округа.


(в ред. Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.03.2018 N 28-оз)


2. Личное страхование народных дружинников осуществляется по договору страхования со страховщиком в порядке, установленном федеральным законодательством.


3. Страхованию подлежат лица, состоящие в народной дружине и подавшие в местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) заявления о включении их в список лиц, подлежащих страхованию, а также прошедшие подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин.



Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона


1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением статьи 7 настоящего Закона, вступающей в силу с 1 января 2015 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»