ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 февраля 2018 года N 80-РП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 2018 - 2020 ГОДЫ


В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 N 520-р, Законом Свердловской области от 28 ноября 2001 года N 58-ОЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области", в целях повышения эффективности функционирования и координации деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствования системы межведомственного взаимодействия в Свердловской области:

1. Утвердить межведомственный план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2018 - 2020 годы (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.

3. Настоящее Распоряжение опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).



Губернатор
Свердловской области
Е.В.Куйвашев


Утвержден
Распоряжением Правительства
Свердловской области
от 26 февраля 2018 года N 80-РП


МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 2018 - 2020 ГОДЫ


Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ


В Свердловской области по состоянию на 1 октября 2017 года проживают 892716 несовершеннолетних граждан.

По итогам 9 месяцев 2017 года показатель подростковой преступности на территории Свердловской области снизился на 20,1% (с 1789 преступлений в 2016 году до 1430 в 2017 году), число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, снизилось на 9,5% (с 1617 человек в 2016 году до 1463 в 2017 году).

Среди несовершеннолетних, совершивших преступления, преобладает доля подростков старшего возраста, в возрасте 16 - 17 лет преступления совершили 915 человек (62,5%), в возрасте 14 - 15 лет - 548 (37,5%). Число девочек, совершивших преступления, снизилось на 36,4% (с 231 человек в 2016 году до 147 в 2017 году), доля девочек в общем количестве несовершеннолетних преступников также сократилась (с 14,3% до 10,0%).

Структура контингента несовершеннолетних, совершивших преступления: учащиеся - 1100 (75,2%), студенты - 14 (1,0%), работающие - 9 (0,6%).

Число несовершеннолетних, ранее совершавших преступления и вновь принявших в них участие, снизилось на 3,5% (с 452 преступлений в 2016 году до 436 в 2017 году), при этом их доля возросла. Указанными лицами совершено 601 преступление (удельный вес 42%, в 2016 году - 40%).

По итогам 9 месяцев 2017 года на 21,2% (с 2371 преступления в 2016 году до 1868 в 2017 году) снизилось количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.

Вместе с тем анализ состояния подростковой преступности в 2017 году показывает и негативные результаты:

в структуре преступности несовершеннолетних отмечается рост особо тяжких преступлений на 26,9% (с 52 преступлений в 2016 году до 66 в 2017 году);

увеличилось число лиц, совершивших преступления в группах (с 722 человек в 2016 году до 808 в 2017 году);

увеличилось число ранее судимых несовершеннолетних, вновь совершивших преступления, на 12,4% (с 210 человек в 2016 году до 236 в 2017 году).

Большую актуальность имеет проблема совершения несовершеннолетними преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. В 2017 году несовершеннолетними совершено 109 таких преступлений (в 2016 году - 110). К уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств привлечены 94 подростка (в 2016 году - 105), из которых 3 человека совершили преступления в составе организованных групп. В полтора раза увеличилось число лиц, совершивших преступления и имеющих диагноз "наркоман" (с 17 человек в 2016 году до 27 в 2017 году).

Задачи профилактики безнадзорности, правонарушений и преступности среди несовершеннолетних нормативно закреплены в правовых актах:

Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральном законе от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Распоряжении Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 N 520-р;

Законе Свердловской области от 28 ноября 2001 года N 58-ОЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области".

В Свердловской области сложилась эффективная система взаимодействия всех органов и учреждений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - органы и учреждения системы профилактики).

В области работает результативная модель организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоящая из:

областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной при Правительстве Свердловской области и выполняющей функции координатора деятельности органов и учреждений системы профилактики;

66 территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области - комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Ежегодно вниманием территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав охвачено от 1,5 до 2% несовершеннолетних жителей Свердловской области.

В течение 9 месяцев 2017 года территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и учреждениями системы профилактики на местах проводилась индивидуальная профилактическая работа с 10444 несовершеннолетними, в том числе с 4565 детьми, находящимися в социально опасном положении. Данный показатель находится на уровне значения аналогичного периода 2016 года.

По состоянию на 1 октября 2017 года на учете в органах и учреждениях системы профилактики состоит 3078 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывается 6280 детей. В течение 2017 года снято с учета 1779 несовершеннолетних и 1594 семьи, причем в 60% случаев это связано с устранением причин, обуславливающих социально опасное положение.

В 2017 году подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводилась профилактическая работа более чем с 8,5 тысячи несовершеннолетних правонарушителей, из которых судимых - 646 человек.

Снято с учета в 2017 году более 4,0 тысячи подростков, из них по исправлению - более 2,5 тысячи (65,9%), в связи с направлением в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа - 28 человек, осуждением к лишению свободы - 55 человек.

Органы и учреждения системы профилактики Свердловской области предпринимают все меры по стабилизации роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в Свердловской области.

Основными формами межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики являются:

обмен оперативно значимой информацией;

координация совместных профилактических мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений;

организация работы выездных рабочих групп с целью рассмотрения вопросов координации деятельности органов и учреждений системы профилактики;

проведение совместных оперативно-профилактических операций.

Вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находятся на контроле председателя областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - Заместителя Губернатора Свердловской области.

В период 2015 - 2017 годов с целью принятия дополнительных мер в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъектами системы профилактики реализован комплексный межведомственный план мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма несовершеннолетних и защите их прав на 2015 - 2017 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Свердловской области от 11.03.2015 N 248-РП "Об утверждении комплексного межведомственного Плана мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма несовершеннолетних и защите их прав на 2015 - 2017 годы" (далее - комплексный межведомственный план на 2015 - 2017 годы).

Реализация мероприятий комплексного межведомственного плана на 2015 - 2017 годы позволила развить и укрепить систему комплексного решения проблем профилактики безнадзорности, правонарушений, преступности и наркомании среди несовершеннолетних, их реабилитации и адаптации в современном обществе, повысить эффективность функционирования и координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности, правонарушений, преступности несовершеннолетних, создать систему непрерывного цикла работы с подростками девиантного поведения.

В то же время состояние криминогенной ситуации обусловливает необходимость продолжения работы по развитию в Свердловской области системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ее совершенствованию с учетом актуальных потребностей семьи, общества и государства.

Требуется совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе правовоспитательных, и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Указанные меры должны быть направлены на раннее предупреждение и коррекцию девиантного поведения детей и подростков с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей, а также должны осуществляться в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Настоящий межведомственный план предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области, направленные на достижение основных задач в этой сфере.

Целью реализации настоящего межведомственного плана является создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе повторных;

реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, укрепление института семьи;

защита прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы;

совершенствование механизмов управления органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая повышение эффективности межведомственного взаимодействия;

совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода;

повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики.

Основными направлениями развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области являются:

совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

совершенствование системы мониторинга в рамках профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение межведомственного взаимодействия на территории Свердловской области;

организационные мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

информационно-методическое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

организационные мероприятия, направленные на профилактику алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних.

Ответственными исполнителями мероприятий настоящего межведомственного плана являются:

областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области;

Министерство здравоохранения Свердловской области;

Министерство социальной политики Свердловской области;

Министерство культуры Свердловской области;

Министерство физической культуры и спорта Свердловской области;

Департамент молодежной политики Свердловской области;

Департамент по труду и занятости населения Свердловской области;

Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области;

администрации управленческих округов Свердловской области;

Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области;

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области;

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области;

Следственное управление Следственного Комитета Российской Федерации по Свердловской области;

территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области - управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - территориальные управления социальной политики);

органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»