(с изменениями на 4 сентября 2024 года)
(в ред. Постановлений КМ РТ от 05.11.2019 N 1011, от 29.10.2021 N 1015, от 07.07.2022 N 653, от 01.12.2023 N 1545, от 04.09.2024 N 722)
В целях эффективного решения вопросов сохранения историко-культурного наследия на территории Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию сохранения культурного наследия Республики Татарстан на 2017 - 2030 годы (далее - Стратегия).
2. Республиканским органам исполнительной власти при разработке и реализации государственных программ Республики Татарстан в вопросах сохранения культурного наследия руководствоваться Стратегией.
(в ред. Постановления КМ РТ от 01.12.2023 N 1545)
3. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организациям при решении вопросов сохранения культурного наследия руководствоваться положениями Стратегии.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2030 ГОДЫ
(в ред. Постановлений КМ РТ от 05.11.2019 N 1011, от 29.10.2021 N 1015, от 07.07.2022 N 653, от 01.12.2023 N 1545, от 04.09.2024 N 722)
1.1. Культурное наследие является духовным, культурным, экономическим и социальным капиталом невозместимой ценности, фактором гуманитарной безопасности государства. Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся во всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом.
На основе передачи из поколения в поколение традиционных знаний, умений и навыков не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений (семейных, общинных, трудовых, половозрастных), принимают упорядоченный характер отношения и связи человека с окружающим миром.
1.2. В настоящих кардинально изменившихся условиях сохранение и возрождение культурного наследия не утрачивает своей способности активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни, решать самые насущные проблемы современности. Культурное наследие является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С его помощью решаются такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями.
1.3. Настоящая Стратегия сохранения культурного наследия Республики Татарстан на 2017 - 2030 годы (далее - Стратегия) определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Республики Татарстан.
1.4. Реализация Стратегии призвана обеспечить организацию единого этнокультурного пространства, равных возможностей и доступа к культурному наследию для всех жителей республики, учитывая социокультурные потребности всех коренных народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
1.5. Комплексный подход к решению стратегических задач предусматривает:
реализацию системы экстренных и защитных мер, направленных на преодоление негативных факторов и неблагоприятных последствий процессов глобализации, влияющих на материальные и духовные культурные ценности;
реализацию системы перспективных мер, закладывающих основы долговременного устойчивого культурного развития в современных неблагоприятных для традиционной культуры социально-экономических условиях.
1.6. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и законов Республики Татарстан, нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права.
2.1. Под историко-культурным потенциалом Республики Татарстан понимается совокупность богатого материального культурного и нематериального духовного наследия, которое необходимо максимально использовать для устойчивого территориального развития. Сейчас оказывается уже недостаточным эпизодическое и узколокальное включение государственных структур в бурно развивающиеся процессы этнокультурного возрождения республики. Работа по сохранению и восстановлению традиций народной духовной и материальной культуры требует применения программных средств и методов, действенной организационной и финансовой поддержки. Лишь объединение в специально организованном и целенаправленном процессе усилий общества и государства позволит нейтрализовать опасную зону культурной деградации, восстановить целостность социокультурного пространства, на основе традиционных этнических ценностей выработать действительно продуктивные виды и формы государственного и общественного устройства.
2.2. Культурное наследие народов Республики Татарстан является частью наследия народов Российской Федерации и общего наследия человечества, средством сближения народов России и этнических групп, а также утверждения их культурной самобытности. Сохранение, возрождение и популяризация культурного наследия играет важную роль в социальном, экономическом, культурном и политическом развитии республики, в формировании толерантных межэтнических отношений. Культурное наследие Республики Татарстан создает мировой имидж республики. Наследие народов Республики Татарстан включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения. Уникальность культурного наследия региона не только в поликультурности и поликонфессиональности, но и в их мирном сосуществовании и взаимодействии.
2.3. Мобилизация экономического ресурса культурного наследия - основа устойчивого развития исторических поселений и исторических территорий в республике. Это должно выражаться не только в немедленной экономической отдаче и росте занятости населения в различных областях деятельности, но и в широком круге непрямых выгод, которые станут достоянием всего сообщества (доходы от управления наследием, реставрации, туризма и его инфраструктуры).
2.4. Место культуры Республики Татарстан в культуре мира, Евразии, России и региона обусловлено выгодным физико-географическим положением ее территории в центре Евразии в Среднем Поволжье. Здесь соединяются черты Запада и Востока в культурном, историческом, экономическом смыслах. Будучи самым северным форпостом мусульманства, Татарстан выступает как часть исламского мира и великой цивилизации Востока. Многие торговые пути из Европы в Азию проходили через территорию Республики Татарстан. Татарстан является также и одним из центров православия в Поволжье.
2.5. Республика Татарстан - один из крупных субъектов Российской Федерации. Здесь проживает вторая по численности в России этническая группа. При достаточно небольших размерах территории (67,0 тыс. кв. км) она отличается значительной насыщенностью объектов культурного наследия, около семи тысяч выявленных памятников - объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, из которых 1 516 состоят на государственной охране. Памятники письменности включают в себя множество важнейших пластов, являются объектом целенаправленной работы целого ряда организаций науки и культуры (Научная библиотека им. Н.И.Лобачевского, Центр письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Национальная библиотека Республики Татарстан, Государственный архив Республики Татарстан, Национальный музей Республики Татарстан).
2.6. В республике живут народы с разным историческим прошлым, богатым письменным наследием и культурными традициями. Сочетание по крайней мере трех типов культурного взаимовлияния - тюркского, финно-угорского и славяно-русского, а также основных конфессий - ислама, христианства и иудаизма определяет своеобразие культуры Республики Татарстан. Татарстанская модель сохранения и развития многообразия культур и конфессий представляет огромный интерес для всего мира.
2.7. Историко-градостроительный анализ развития территории Республики Татарстан показал, что в результате социально-экономических и геополитических процессов сложилась уникальная по своему региональному своеобразию территория, на которой каждая эпоха оставляла свои следы, образовавшие историко-культурный каркас, имеющий высокий потенциал.
2.8. Накоплен масштабный материал по нематериальному наследию, который хранится в аудио-, видео-, фотофондах научно-методических организаций, организаций культуры и образовательных организаций Республики Татарстан.
2.9. В рамках единой государственной политики в сфере сохранения книжного культурного наследия страны необходимо обеспечение учета и унифицированного научного описания книжных изданий, их комплектование, хранение и использование.
2.10. Музеи являются основой государственной системы сохранения культурного достояния нации и его передачи будущим поколениям. В республике сформирован уникальный музейный фонд, являющийся неотъемлемой частью культурного наследия Татарстана.
2.11. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества, в том числе объекты археологического наследия и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
2.12. Историко-культурный потенциал территории Республики Татарстан обусловлен материальным наследием и нематериальным этнокультурным достоянием.
(в ред. Постановления КМ РТ от 01.12.2023 N 1545)
Материальное культурное наследие | Нематериальное этнокультурное достояние | |
недвижимое | движимое | |
недвижимое культурное наследие, расположенное в границах исторических поселений; объекты культурного наследия, в том числе достопримечательные места, ансамбли, памятники | Музейный фонд Российской Федерации; Архивный фонд Российской Федерации; национальный библиотечный фонд, состоящий из фонда обязательных экземпляров документов и фонда книжных памятников | устное творчество, устные традиции и формы их выражения на русском языке, татарском языке, языках и диалектах народов Российской Федерации |
формы традиционного исполнительского искусства (словесного, вокального, инструментального, хореографического) | ||
традиции, выраженные в обрядах, празднествах, обычаях, игрищах и других формах народной культуры | ||
знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладом жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории | ||
иные объекты нематериального этнокультурного достояния |
(таблица в ред. Постановления КМ РТ от 01.12.2023 N 1545)
2.13. Материальное культурное наследие.
2.13.1. Недвижимое материальное культурное наследие.
2.13.1.1. Недвижимое культурное наследие, расположенное в границах исторических поселений.
Территория Республики Татарстан характеризуется как место исторического заселения (концентрации историко-культурного ресурса), сохранившее высокий процент исторических поселений. "Страна городов" - так называли современники территорию Волжской Булгарии, одного из первых государств в Восточной Европе. Основные ее памятники расположены на территории современной Республики Татарстан: города Биляр, Болгар, Джукетау, Сувар, Ошель, Хулаш и другие, остатки многочисленных укрепленных пунктов, крепостей, феодальных замков. В 2005 и 2007 годах города Казань и Елабуга отпраздновали тысячелетие своего основания. На празднование этой даты могут претендовать еще более ста населенных пунктов на территории Республики Татарстан. Историческим поселением является включенный в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которого расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения (ст. 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
На территории Республики Татарстан расположены 13 городов и населенных пунктов, имеющих статус исторического поселения. Города Чистополь и Елабуга входят в перечень исторических поселений России, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 4 апреля 2023 г. N 839 "Об утверждении Перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации" в качестве исторических поселений федерального значения. Казань, Билярск, Болгар, Бугульма, Буинск, Лаишево, Мамадыш, Менделеевск, Мензелинск, Свияжск, Тетюши входят в перечень исторических поселений регионального (республиканского) значения (в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.03.2015 N 188).
(в ред. Постановления КМ РТ от 01.12.2023 N 1545)
Именно историческое поселение (город) как целостный объект, являющийся ярчайшим примером устойчивого эволюционного развития, требует выработки особых приемов и решений по сохранению свидетельств эпох, цивилизаций и подлинных источников информации о зарождении и развитии культуры.
Исторические поселения представляют огромный интерес с точки зрения познавательного туризма не только на республиканском уровне, но и на всероссийском и международном.