Действующий

Об утверждении Народной программы коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе (с изменениями на 24 марта 2023 года)



Утверждена
постановлением Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 28 декабря 2017 года N 132-ПГ



НАРОДНАЯ ПРОГРАММА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

(в ред. постановлений Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.10.2018 N 109-ПГ, от 19.05.2022 N 73-ПГ, от 14.12.2022 N 161-ПГ, от 24.03.2023 N 26-ПГ)



Народная программа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе сформирована по инициативе Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Народная программа, коренные малочисленные народы Севера, автономный округ, Ямал) на основании предложений населения автономного округа.


Народная программа направлена на консолидацию действий органов государственной власти, местного самоуправления, коренных малочисленных народов Севера, носит долгосрочный характер.


Цель Народной программы - создание условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, которое предполагает укрепление социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера на основе целевой поддержки Правительства автономного округа и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.


Задачи Народной программы определены структурой Народной программы, которая отражает ключевые проблемные аспекты, волнующие население и требующие решения.


Основные группы коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономном округе, - ненцы, ханты и селькупы.


По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность коренных северян в автономном округе составила 41 249 тысяч человек (ненцы - 29 772 человека (72%), ханты - 9 489 человек (23%), селькупы - 1 988 человек (5%)) или 8% от населения автономного округа (16% от общей численности коренных народов, проживающих в России).


В период с 2002 года численность коренных малочисленных народов Севера увеличилась более чем на 4 тысячи человек (11,5%). Причем увеличение произошло за счет естественного прироста, что является объективным критерием положительной тенденции в социально-экономическом положении коренных малочисленных народов Севера.


Актуальность решения проблем в сфере защиты прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, их прав и законных интересов, сохранения самобытной культуры, языка и традиций обоснована общим направлением государственной политики и является одним из важнейших условий социально-экономического развития региона, что находит свое отражение в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года N 132-р, и Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера автономного округа, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1996.


(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2022 N 161-ПГ)


Региональная национальная политика в отношении коренных малочисленных народов Севера реализуется в рамках 14 государственных программ автономного округа.


Несмотря на проведение в автономном округе достаточно успешного комплекса мероприятий в отношении коренных малочисленных народов Севера, направленных на повышение качества и стандартов жизни коренных малочисленных народов Севера, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни, населением автономного округа отмечаются проблемы, требующие дополнительного решения, принятия мер по их урегулированию посредством совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности, модернизации государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса, в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, занятости, экологии, строительства и жилищной политики.