На сегодняшний день автономный округ является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню сформированной законодательной базы по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера.
В отношении коренных малочисленных народов Севера в автономном округе реализуется как федеральное, так и региональное законодательство, касающееся повышения качества и стандартов жизни населения, создания благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечения экономического роста и социальной стабильности в обществе.
Региональная законодательная база позволяет гарантировать соблюдение прав коренных малочисленных народов Севера и включает законы, непосредственно регулирующие правоотношения в сфере защиты прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, в том числе: Закон автономного округа от 06 октября 2006 года N 49-ЗАО "О защите прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе"; Закон автономного округа от 02 марта 2016 года N 1-ЗАО "О гарантиях прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе"; Закон автономного округа от 28 декабря 2005 года N 113-ЗАО "О факториях Ямало-Ненецкого автономного округа"; Закон автономного округа от 28 декабря 2005 года N 114-ЗАО "О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа"; Закон автономного округа от 06 июня 2016 года N 34-ЗАО "Об оленеводстве в Ямало-Ненецком автономном округе"; Закон автономного округа от 05 мая 2010 года N 52-ЗАО "О территориях традиционного природопользования регионального значения в Ямало-Ненецком автономном округе"; Закон автономного округа от 03 декабря 2007 года N 110-ЗАО "О фольклоре коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе"; Закон автономного округа от 05 апреля 2010 года N 48-ЗАО "О родных языках коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
(в ред. постановлений Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.10.2018 N 109-ПГ, от 14.12.2022 N 161-ПГ)
Несмотря на то, что на сегодняшний день приоритетным направлением деятельности органов власти автономного округа остается совершенствование системы обеспечения реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, настоящая Народная программа позволила выявить правовые пробелы в обеспечительном механизме реализации законодательства, регулирующего обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Севера.
Так, в целях успешной реализации настоящей Народной программы, результатом которой является достижение поставленных целей и задач, необходимо принять меры по преобразованию системы как регионального, так и федерального законодательства.
В свою очередь, это будет способствовать решению таких принципиально важных для коренных малочисленных народов Севера проблем, как:
- отсутствие порядка и правовых механизмов определения национальной принадлежности представителей коренных малочисленных народов Севера;
- отсутствие государственного статистического учета граждан Российской Федерации, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- отсутствие определенного уполномоченного федерального органа исполнительной власти, ответственного за утверждение порядка выдачи органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;
(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.03.2023 N 26-ПГ)
- отсутствие возможности реализации права коренных малочисленных народов Севера на проведение этнологической экспертизы;
- отсутствие правового регулирования вопросов государственной поддержки северного оленеводства (в том числе оленеводов-частников);
- отсутствие правового урегулирования вопросов, направленных на обеспечение приоритетного доступа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, их общин к охотничьим угодьям и к охотничьим животным в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;