В соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим требованиям, гарантируется гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем требованиям Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (Новосибирскстат) по состоянию на конец 2008 года жилищный фонд города Новосибирска составляет 29982,4 тыс. кв. м, в том числе 20954,9 тыс. кв. м находятся в частной собственности, 8484,7 тыс. кв. м находятся в государственной и муниципальной собственности.
Более 40 тыс. человек (около 3,0 % населения) в настоящее время проживают в ветхих аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания.
По состоянию на конец 2008 года ветхий и аварийный жилищный фонд на территории города Новосибирска составляет 629,7 тыс. кв. м, в том числе 1034 многоквартирных жилых дома площадью 342,6 тыс. кв. м с износом свыше 60 %, из них 405 многоквартирных жилых домов - деревянной конструкции площадью 101,4 тыс. кв. м, 629 многоквартирных жилых домов - каменной конструкции площадью 241,2 тыс. кв. м.
Техническое состояние объектов коммунальной инфраструктуры в кварталах ветхих и аварийных жилых домов в городе Новосибирске характеризуется высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия и общими потерями энергоносителей. Отсутствие денежных средств на проведение текущего ремонта объектов коммунальной инфраструктуры привело к резкому ухудшению функционирования всех инженерных коммуникаций.
Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Проживание граждан в ветхом жилищном фонде сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, ветхие строения ухудшают внешний облик города, не позволяют провести комплексное благоустройство, сдерживают развитие инженерной и социальной инфраструктуры, снижают инвестиционную привлекательность города.
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими основными факторами:
масштабностью и социальной значимостью проблемы:
необходимостью сокращения ветхого и аварийного жилищного фонда;
необходимостью увеличения маневренного жилищного фонда.
Принцип разработки Программы основан на целевом подходе и комплексности мероприятий для достижения ее целей.
Программой предусмотрена наиболее эффективная и приемлемая комплексная реконструкция кварталов и микрорайонов, которая включает:
капитальный ремонт с восстановлением конструктивных элементов многоквартирного жилого дома, утеплением ограждающих конструкций, заменой и модернизацией инженерного оборудования, реновацию жилищного фонда;
новое (уплотняющее) строительство;
модернизацию и реконструкцию внутриквартальных инженерных сооружений и сетей (при необходимости и магистральных сетей);
благоустройство придомовой и внутриквартальной территорий 11 реконструированных и модернизированных многоквартирных жилых домов и здания маневренного фонда;(Абзац в редакции, введенной постановлением мэра от 26.09.2012 N 9754, - см. предыдущую редакцию)
проведение комплексных мероприятий по энергосбережению.