Действующий

Об утверждении лесного плана Новосибирской области (с изменениями на 6 октября 2016 года)

8. Основные направления деятельности и перечень мероприятий в области
охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения

     31. Планируемые мероприятия по охране лесов.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Россиийской Федерации от 30.06.2007 N 417, регулируют вопросы организации мероприятий по охране лесов от пожаров, в том числе обеспечения пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.

Данными Правилами предусматривается, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются:

органами государственной власти субъектов Россиийской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Россиийской Федерации или муниципальных образований;

органами государственной власти субъектов Россиийской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Россиийской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Россиийской Федерации;

Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Россиийской Федерации, а также в случаях, когда полномочия, переданные Россиийской Федерацией органам государственной власти субъектов Россиийской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Россиийской Федерации, изъяты в  установленном порядке у органов государственной власти субъектов Россиийской Федерации;

Министерством природных ресурсов и экологии Россиийской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Россиийской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

предупреждение лесных пожаров;

мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

иные меры пожарной безопасности в лесах.

Порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Россиийской Федерации, постановлением Правительства Россиийской Федерации от 05.06.2013 N 476 утверждено Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах.

Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Россиийской Федерации указанные в пунктах 1 и 2 меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Россиийской Федерации полномочия Россиийской Федераций по организации тушения лесных пожаров переданы органам государственной власти субъектов Россиийской Федерации.

Статьей 52 Лесного кодекса Россиийской Федерации установлено, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства Россиии от 19.12.1997 N 167 и приказом Минприроды РРоссии от 28.03.2014 N 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» арендаторы лесных участков и организации, исполняющие обязательства по доведенным государственным заданиям и заключившие государственные контракты на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, обязаны иметь средства пожаротушения согласно утвержденным нормам.

В соответствии со шкалой пожарной опасности насаждений лесной фонд области дифференцирован по пяти классам природной пожарной опасности (таблица 61).

Средний класс природной пожарной опасности на территории области равен 3,4, что свидетельствует о низкой пожарной опасности в лесах.

К первым двум классам природной  пожарной опасности относится всего 3,1% площади земель лесного фонда Новосибирской области, т.е. на площади 200,9 тыс. га низовые пожары возможны в течение всего пожароопасного сезона.

К I классу природной пожарной опасности отнесено 1,8% территории (113,3 га), здесь в течение всего пожароопасного сезона возможны верховые пожары.

В периоды пожарных максимумов возможны верховые пожары на 19,5% территории (1264,0 тыс. га), представленной насаждениями, отнесенными ко II и III классам пожарной опасности.

Большую часть 78,7% земель лесного фонда области (5094,5 тыс. га) составляют участки IV и V классов природной пожарной опасности, где пожары возможны только в периоды пожарных максимумов или после длительных засух.

Наиболее высокой природной пожарной опасностью характеризуются Венгеровское, Коченевское, Каргатское лесничества (средний класс природной пожарной опасности от 2,6 до 2,9), что обусловлено, в первую очередь, лесорастительными условиями, наличием разветвленной сети автомобильных дорог и Транссибирской железной дорогой, а также Новосибирское, Искитимское, Ордынское, Сузунское, Мошковское лесничества (средний класс природной пожарной опасности от 3,2 до 3,8), где расположены сосновые насаждения. Здесь отмечается высокая плотность населения территории и путей транспорта в лесах, которые создают условия возникновения максимального количества возгораний. Возникновение пожаров здесь возможно в течение всего пожароопасного сезона и особенно в периоды весеннего и осеннего максимумов.

Средний класс природной пожарной опасности 3,9-4,2 характерен для Колыванского, Кыштовского, Убинское, Северного лесничеств, что показывает низкую вероятность возникновения лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона. Невысокая горимость лесов обусловлена преобладанием на территории этих лесничеств мягколиственных лесов и общей переувлажненностью почв, а в северных районах области еще и труднодоступностью территории.

Пожароопасный сезон (по фактической горимости) наступает по мере таяния снега и просыхания поверхности почвы и напочвенного покрова. Среднегодовая фактическая горимость лесов наступает в конце апреля (в отдельные годы с начала апреля) и длится до конца октября (в отдельные годы до середины ноября), составляет от 180 до 195 дней в южных и центральных районах области и от 165 до 180 - в северных районах области.

Горимость лесов в весенний период значительно повышается. Апрель-май (весенний пожароопасный период) - это в основном низовые беглые лесные пожары, развивающиеся по сухой травянистой растительности со скоростью, которую придает им ветер. В этот период возникает около 65% всех пожаров.