(с изменениями на 28 апреля 2011 года)
__________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением Совета депутатов города Новосибирска от 29.04.2009 N 1202;
решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1260 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования."Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" N 51 часть 1, 07.07.2009 ),
решением Совета депутатов города Новосибирска от 28.10.2009 N 1421 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования),
решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2009 N 1494 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования);
решением Совета депутатов г. Новосибирска от 23.06.2010 N 85 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования);
решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.11.2010 N 200 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования);
решением Совета депутатов г. Новосибирска от 28.04.2011 N 358(Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования)
__________________________________
В соответствии с Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Новосибирска, принятым решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 N 103, руководствуясь статьей 35 Устава города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска
решил:
1. Принять городскую целевую программу «Дети и город» на 2009 - 2011 годы (приложение).
2. Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Новосибирска по социальному развитию (Андрейченко А. В.).
Мэр города
В. Ф. Городецкий
(В редакции, введенной
решением Совета депутатов г. Новосибирска
от 24.11.2010 N 200, -см. предыдущую редакцию)
Наименование программы | Городская целевая программа «Дети и город» на 2009 - 2011 годы |
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; распоряжение мэра города Новосибирска от 15.04.2008 N 6735-р «О создании рабочей группы по разработке проекта городской целевой программы «Дети и город» на 2009 - 2011 годы» |
Заказчик программы | Мэрия города Новосибирска |
Разработчики программы | Главное управление образования мэрии города Новосибирска; Главное управление здравоохранения мэрии города Новосибирска; управление социальной поддержки населения мэрии города Новосибирска; управление культуры мэрии города Новосибирска; комитет по делам молодежи мэрии города Новосибирска |
Цель программы | Создание благоприятных условий для духовно-нравственного воспитания, образования детей, их физического совершенствования, укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей |
Задачи программы | Совершенствование системы работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей; укрепление социально-экономического статуса семьи, предоставление семьям с детьми услуг с учетом их востребованности; реализация системы мер по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства; совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм их жизнеустройства; создание условий для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество; формирование позитивного общественного мнения о ценностях семьи, о многодетных семьях; развитие современных форм оздоровления детей, семей с детьми, их отдыха и занятости; повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми; информирование населения о реализации мер, направленных на улучшение положения детей, семей с детьми, охрану материнства |
Исполнители мероприятий программы | Департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска; департамент по социальной политике мэрии города Новосибирска; департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска; Главное управление здравоохранения мэрии города Новосибирска; Главное управление образования мэрии города Новосибирска; управление социальной поддержки населения мэрии города Новосибирска; информационно-аналитическое управление мэрии города Новосибирска; управление культуры мэрии города Новосибирска; комитет по делам молодежи мэрии города Новосибирска; администрации районов города Новосибирска |
Срок реализации программы | 2009 - 2011 годы |
Объем и источники финансирования программы | Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета города в объеме 39707,3 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 14349,3 тыс. рублей; 2010 год - 14256,0 тыс. рублей; 2011 год - 11102,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации программы | Увеличение числа детей, включенных в систему выявления, развития и поддержки талантливых детей; уменьшение числа семей из «группы риска», состоящих на учете в органах социальной поддержки населения в связи с улучшением их социального положения и морально-психологического климата в семье; увеличение числа детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги; увеличение количества переданных на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличение числа семей и детей, охваченных существующими видами отдыха, оздоровления и занятости; повышение профессионального уровня компетентности специалистов, работающих с семьями и детьми |
Контроль за реализацией программы | Мэрия города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска |
В городе Новосибирске проживает более 550 тыс. семей, из них 230 тыс. семей - это многодетные, неполные и полные семьи с 1 - 2 детьми.
В настоящее время в городе действует сеть учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми, в том числе: 237 общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (121115 детей), 55 учреждений дополнительного образования (99220 детей) - многопрофильных, спортивной направленности, загородных оздоровительных центров и лагерей, 240 дошкольных учреждений (38767 детей).
С 2002 года в городе Новосибирске осуществляется городская целевая программа «Дети и город» (на 2002 - 2004 годы, на 2004 - 2008 годы).
За период с 2004 по 2008 годы значительно уменьшилось количество безнадзорных детей, улучшилось социально-экономическое положение семей с детьми, созданы условия для развития и поддержки одаренных детей.
Семьи, в которых родились дети, стали получать единовременную материальную помощь (единовременное пособие получили 8745 семей, выплачено 43,725 тыс. рублей). Для семей с детьми появились новые формы оздоровительного отдыха.
Благодаря конкурсу социально значимых проектов удалось осуществить новые проекты по решению проблем молодых семей, неполных отцовских семей, семей с детьми-инвалидами.
В двух районах города разработаны и осуществляются программы по профилактике социального сиротства (экспериментальная площадка в Ленинском районе, программа «Крепкая семья» в Первомайском районе).
Несмотря на принимаемые меры по укреплению института семьи, продолжается трансформация брачно-семейных отношений и традиционных ценностей семьи, растет число однодетных и бездетных семей. Условия жизни значительной части семей еще не позволяют им в полной мере реализовать свою социальную функцию по разностороннему воспитанию детей.
В связи с этим необходимо обратить внимание на принятие мер, направленных на помощь семье при рождении и воспитании детей, в том числе на увеличение сети детских дошкольных учреждений, совершенствование системы опеки и попечительства, на поддержку многодетных семей, семей с нормальными и благополучными отношениями, но испытывающих определенные социально-экономические и жилищные трудности, и на формирование позитивного общественного мнения о ценностях семьи.
Значительно обострились в последнее время вопросы, связанные с решением жилищных проблем, здоровья детей и родителей, особенно многодетных, с недоступностью для многих семей с детьми оздоровительных, спортивных и культурных учреждений. Назрела острая необходимость совершенствования форм оздоровительного отдыха для семей с детьми.
Принимаемые меры по улучшению положения семей с детьми-инвалидами также требуют дальнейшего совершенствования. Действующая сеть специализированных учреждений по реабилитации детей-инвалидов и их социализации обеспечивает этой услугой около 30 % нуждающихся в ней детей-инвалидов.
Город Новосибирск богат талантливыми детьми. Тем не менее, необходимо дальнейшее обеспечение условий для максимального раскрытия творческих возможностей одаренных детей, включая создание системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной помощи, проведение оздоровительных мероприятий, поддержку участия детей в различных конкурсах.
Требует продолжения работа по профилактике социального неблагополучия семей с детьми, по повышению качества и доступности социальных услуг для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Необходимо активизировать работу по внедрению семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, информированию населения о различных формах их жизнеустройства, по социализации выпускников детских домов.
Одна из проблем - недостаточный профессиональный уровень специалистов, работающих с семьями и детьми. Существующие образовательные учреждения и центры не удовлетворяют растущих потребностей в профессиональных кадрах и повышении образовательного уровня специалистов.
Кроме того, наблюдается снижение ответственности родителей за воспитание детей, в связи с чем необходимо организовать информационно-просветительскую работу для родителей.
Городская целевая программа «Дети и город» на 2009 - 2011 годы (далее -Программа) является логическим продолжением предыдущих городских целевых программ и существенным дополнением к действующим областным и городским целевым программам, реализация которых позволяет продолжить работу по улучшению положения детей и семей с детьми.
Цель Программы: создание благоприятных условий для духовно-нравственного воспитания, образования детей, их физического совершенствования, укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
совершенствование системы работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей;
укрепление социально-экономического статуса семьи, предоставление семьям с детьми услуг с учетом их востребованности;
реализация системы мер по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства;
совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм их жизнеустройства;
создание условий для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
формирование позитивного общественного мнения о ценностях семьи, о многодетных семьях;
развитие современных форм оздоровления детей, семей с детьми, их отдыха и занятости;
повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;
информирование городского населения о реализации мер, направленных на улучшение положения детей и семей с детьми, охрану материнства.
(В редакции, введенной
решением Совета депутатов г. Новосибирска
от 24.11.2010 N 200, -см. предыдущую редакцию)
Решение задач, поставленных в Программе, будет осуществляться в рамках реализации следующих направлений:
дети и семья;
одаренные дети;
городские и районные мероприятия;
информационное и кадровое обеспечение.
Дети и семья
Цель: создание условий для полноценного развития и воспитания детей, укрепление института семьи.
Основные направления и задачи указаны в таблице 1.
Таблица 1
N п. | Направление | Задача |
1 | 2 | 3 |
1 | Укрепление духовно-нравственных основ семьи | Духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних, повышение статуса семьи, укрепление семейных связей |
2 | Дети-сироты и профи-лактика социального сиротства | Создание системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях, в постинтернатный период и в замещающих семьях; обеспечение профессиональной подготовки, личностного и профессионального самоопределения выпускников учреждений интернатного типа, детей из замещающих семей; развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми; охрана прав и интересов детей; обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социально-психологическая реабилитация молодых матерей, перенесших операцию на молочной железе |
3 | Семья с детьми-инвалидами | Содействие в обеспечении ресурсами специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями в целях проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов; обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями; включение детей и подростков с ограниченными возможностями в профессиональную деятельность; внедрение методик социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи |
4 | Организация отдыха, оздоровления и занятости детей | Организация оздоровительного отдыха молодых семей с детьми и семей, воспитывающих детей-инвалидов |
Одаренные дети
Цель: обеспечение благоприятных условий для развития и адресной поддержки детей, одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
выявление и поддержка одаренных детей, проживающих в городе Новосибирске;
совершенствование системы работы с одаренными детьми, в том числе на основе инновационных технологий.
Городские и районные мероприятия
Цель: проведение мероприятий, направленных на повышение роли семьи, отцовства, материнства.
Задачи:
проведение конкурсов социально значимых проектов по решению проблем семьи и детей;
проведение мероприятий для семей с детьми и матерей;
развитие социального партнерства с общественными организациями и распространение положительного опыта семейного воспитания через социально значимые мероприятия.
Информационное и кадровое обеспечение