(Раздел в редакции, введенной постановлением тридцать девятой сессии Новосибирского областного
Совета депутатов четвертого созыва от 26.11.2009 N 220, - см. предыдущую редакцию)
Численность детского населения Новосибирской области (по состоянию на 01.01.2007г.) составляет около 496 042 человека - 19% от общего количества жителей. Из них наиболее уязвимыми категориями детей являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (13 тыс. 545 детей), дети-инвалиды (8 тыс. 468 детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении, из неблагополучных семей (14 тысяч 587 детей). Характерной особенностью возрастного состава в последние годы стало сокращение численности и доли детей, демографическое старение населения. В связи с падением рождаемости в 1990-1999 годы наблюдается сокращение доли детей в возрасте 0-15 лет в общей численности населения: с 19,2% (на начало 2000 года) до 15,6% (на начало 2006 года). Современные параметры рождаемости в настоящее время в 1,6 раза меньше, чем требуется для замещения поколений.
Негативные изменения в демографических показателях происходят на фоне ухудшения репродуктивного здоровья женщин: увеличивается частота осложнений в период беременности, при родах. Ухудшение репродуктивного здоровья женщин негативно влияет на состояние здоровья новорожденных, в результате чего общая заболеваемость детей имеет тенденцию к росту. Среди факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье детей, особое место принадлежит вредным привычкам родителей: алкоголизму, курению, наркомании.
На фоне снижения младенческой смертности, состояние здоровья детей продолжает ухудшаться. Более половины детей имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.
За последнее десятилетие наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению числа детей-школьников с нормальным физическим развитием. Численность абсолютно здоровых детей перед поступлением в школу не превышает 30%.
Слабое состояние здоровья учеников начальных классов неблагоприятно сказывается на процессе адаптации к учебным нагрузкам и отрицательно влияет на соматическое и нервно-психическое здоровье.
Ухудшается состояние репродуктивного здоровья девочек, девушек-подростков.
Несмотря на принимаемые меры, сложным остается положение детей-инвалидов. Действующая в настоящее время сеть специализированных учреждений, предоставляющих детям-инвалидам необходимые реабилитационные услуги, обеспечивает проведение реабилитации 31,4% детей-инвалидов. Не все родители осознают необходимость организации непрерывного процесса реабилитации своих детей. В этой связи актуальными направлениями работы являются повышение качества проведения реабилитационных мероприятий с использованием новых реабилитационных методик и разработок, обеспечение детей-инвалидов необходимыми техническими средствами реабилитации, оказание необходимой социальной поддержки семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, развитие сети реабилитационных учреждений, предоставляющих им необходимые реабилитационные услуги.
Использование программно-целевого метода и реализация системы мероприятий по сохранению и укреплению здоровья ребёнка на всех этапах его развития способствует решению социально значимых проблем, связанных с состоянием здоровья детей.
На всех ступенях развития и воспитания должно осуществляться выявление и развитие природных задатков детей. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей, включая создание государственной системы выявления одарённости с раннего возраста, оказание адресной помощи и разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учётом творческих и интеллектуальных способностей детей.
Необходимость проведения в области мероприятий по ранней профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних подтверждают следующие статистические данные.
Основной причиной увеличения численности детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему, остается лишение родительских прав родителей. Численность детей, родители которых были лишены родительских прав, в 2008 году составила - 1466 детей (2007 год - 1705 детей, 2006 год - 1442 ребенка). Социально неблагополучная семья не выполняет своих функций, и пребывание в ней ребенка становится опасным для его физического и психического здоровья, поэтому, заметно повысилась в последний год степень выявления неблагополучных семей. Причины, приводящие к появлению неблагополучной семьи, которая не может воспитывать ребенка, имеют социальный характер. Так, на 36 % возросло число несовершеннолетних родителей, которые сами требуют контроля и социальной поддержки: на 18% увеличилось количество состоящих на учете родителей из числа переселенцев и беженцев, на 5,3 % - родителей, потребляющих наркотики, на 3,4% - имеющих судимости. Так как семья риска и неблагополучная семья являются той социальной средой, в которой имеют место случаи насилия и агрессивного поведения, то продолжают иметь место факты жестокого обращения с детьми. В 2007 г. возбуждено 167 уголовных дел по фактам жестокого обращения с несовершеннолетними детьми родителями либо законными представителями, в 2008 г. - 176. В большинстве случаев преступные действия сопряжены с нанесением ребенку телесных повреждений. Доля потерпевших от жестокого обращения детей в дошкольном возрасте составляет порядка 70 %.
На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит более 9000 семей, не исполняющих должным образом обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит 13836 детей, из них 30 % - за совершение общественно опасных деяний. Увеличивается количество повторных преступлений, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Остается высоким уровень преступлений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного опьянения.
По-прежнему существует проблема брошенных и отказных новорожденных детей. Здесь, при некотором уменьшении числа детей данной категории, говорить о стабильной положительной динамике рано. Так, в области в 2006 г. на 25718 рожденных детей количество брошенных и отказных составляло 346 (1,3 %), в 2007 г. на 27222 новорожденных - 224 (1,06 %), в 2008 г. на 29631 - 283 (0,95 %).(Абзац в редакции, введенной постановлением пятой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва от 24.02.2011 N 39 , - см. предыдущую редакцию)
Это требует продолжения работы по профилактике социального неблагополучия семей с детьми, совершенствованию деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышению качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организации раннего выявления неблагополучия в семье и принятию адекватных мер по его устранению. Первичная профилактика рассматривается как первоочередная задача, однако в целом профилактика социального сиротства должна иметь многоуровневый характер в ситуации межведомственного и межсекторного партнерства.
Основная задача учреждений и организаций, занимающихся проблемой социального сиротства, это сохранение родной семьи для детей и подростков, а в случаях, когда это невозможно, - оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве этих детей в замещающие семьи.
Эффективной формой работы является патронаж неблагополучных семей. В результате профилактической работы ежегодно снимается с учета в связи с улучшением положения около 1000 семей этой категории.
В течение последних трех лет удалось снизить число детей, передаваемых из специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 27 % от общего числа выбывших из специализированных учреждений в 2006 году до 20 % - в 2008 году.
Продолжает увеличиваться численность приемных семей. По состоянию на 1 января 2009 года их количество составило 908, на воспитании в них находится 1572 ребенка. Анализ показывает положительную динамику развития данной формы жизнеустройства: 2006 г. - 345 семей/691 ребенок, 2007 г. - 655 семей/1194 ребенка, 2008 г. - 908 семей/1572 ребенка. Важным направлением работы, в связи с этим, является разработка и реализация моделей психолого-педагогического и социального сопровождения семей. На этой основе совершенствуется процедура отбора кандидатов в приемные родители. Данная деятельность должна быть направлена на профилактику возможных возвратов детей и повышение качества индивидуального сопровождения детей с особенностями развития.
Необходимо дальнейшее активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их жилыми помещениями. Ежегодно, на протяжении последних лет, около 30% детей данной категории не имеют закреплённого жилья.
Необходимость решить вышеперечисленные проблемы заставляет сломать сложившийся стереотип, согласно которому сегодня основная и первоочередная поддержка оказывается семьям, уже находящимся в трудной жизненной ситуации, и направить усилия государственных органов на устранение негативных явлений, окружить заботой и вниманием нормальные, достойные семьи, являющиеся основой государства. Актуальным направлением становится развитие новых методов социальной поддержки, расширение спектра социальных услуг, предоставляемых семье с детьми. Совершенствование существующих форм социального обслуживания, развитие новых социальных технологий будет способствовать укреплению социального статуса российской семьи.
Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов в реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей и семей с детьми.
В области действует ряд областных целевых программ, направленных на социальную поддержку населения, патриотическое воспитание граждан, развитие культуры, профилактику правонарушений, противодействие злоупотреблению наркотиками, привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом, популяризацию массового спорта, обеспечение молодых семей жильем. Их перечень приведен в Приложении N 4 к Программе.
В области выполнялись мероприятия областных целевых программ «Дети Новосибирской области» на период 2001-2003 гг. и 2004 -2007 гг., выполнение которых позволило достигнуть положительных изменений и определённой стабильности положения детей в Новосибирской области. Например: снижение в сравнении с 2005г. младенческой смертности (на 01.01.2006 г. - 9,1 промилле), детской смертности (0,9 промилле). Создана сеть учреждений, предоставляющих услуг детям и семьям с детьми, ликвидирована детская беспризорность, значительно уменьшилось количество безнадзорных детей, улучшилось социально-экономическое положение семей с детьми, увеличилось число семей, снятых с учета в органах социальной защиты населения.
Ежегодно уменьшается количество самовольных уходов несовершеннолетних из семей и учреждений.
С 2004 года заметно увеличилось количество детей, проживающих в приемных семьях (2004г. - 312 человек, 2006 - 691 человек), а количество приемных семей увеличилось со 128 в 2004 году до 345 семей в 2006 году. Кроме того, на 15% процентов увеличилось количество услуг семьям с детьми в учреждениях социального обслуживания населения. Продолжает развиваться надомное обслуживание детей-инвалидов, что позволяет увеличить число детей данной категории, охваченных реабилитационными услугами. Численность детей, охваченных всеми видами и формами организованного отдыха, оздоровления и занятости, ежегодно увеличивается и составляет по итогам 2006 года 335 тысяч детей, т.е. более половины детского населения области.
Областная целевая программа «Дети Новосибирской области» на 2008- 2011 годы является логическим продолжением предыдущих программ, существенным дополнением к действующим областным целевым программам, реализация мероприятий которых позволяет улучшить положение детей и семей с детьми в той или иной области.(Абзац в редакции, введенной постановление тринадцатой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва от 01.12.2011 N 243, - см. предыдущую редакцию)
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших областных целевых программ, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в Новосибирской области подтверждают необходимость и целесообразность продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.
Новизна Программы состоит в следующем: