ПРИКАЗ
от 13 февраля 2019 года N 100
(с изменениями на 15 января 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минэнерго России от 10 июля 2020 года N 546 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.10.2020, N 0001202010230038);
приказом Минэнерго России от 13 июля 2020 года N 556 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.12.2020, N 0001202012070052) (действует до 1 января 2027 года);
приказом Минэнерго России от 15 января 2024 года N 7 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.05.2024, № 0001202405240024).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 244 "О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 11, ст.1562; 2018, N 34, ст.5483) и подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 34, ст.5483, N 51, ст.8007)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики.
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Министр
А.В.Новак
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
14 марта 2019 года,
регистрационный N 54037
к приказу Минэнерго России
от 13 февраля 2019 года N 100
Правила взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики
(с изменениями на 15 января 2024 года)
1. Настоящие Правила взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики (далее - Правила) устанавливают требования к взаимодействию субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, входящими в состав электроэнергетической системы или присоединяемыми к ней (далее - владельцы объектов электроэнергетики), между собой и с диспетчерскими центрами субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - диспетчерские центры) при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики (далее - РЗА), в том числе устанавливают:
распределение функций по расчету и выбору параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования комплексов и устройств РЗА между диспетчерскими центрами и владельцами объектов электроэнергетики;
порядок представления документов и информации, необходимой для выполнения расчетов и выбора параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройств РЗА;
требования к заданиям диспетчерских центров и заданиям владельцев объектов электроэнергетики по настройке устройств РЗА;
порядок выполнения заданий диспетчерских центров и заданий владельцев объектов электроэнергетики по настройке устройств РЗА, порядок организации и осуществления контроля их выполнения, включая порядок представления отчетов о выполнении заданий по настройке устройств РЗА;
порядок согласования диспетчерскими центрами параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройств РЗА, расчет и выбор которых осуществляется владельцами объектов электроэнергетики.
2. Выполнение требований Правил является обязательным для:
системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (далее - субъект оперативно-диспетчерского управления);
владельцев объектов электроэнергетики, осуществляющих деятельность в пределах территории Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.
3. Требования Правил не распространяются на задания по настройке устройств РЗА, выданные до даты вступления Правил в силу.
4. Требования глав III-VIII Правил не распространяются на отношения по настройке устройств автоматической частотной разгрузки и устройств дополнительной автоматической разгрузки, а также на отношения по настройке устройств режимной автоматики.
5. В Правилах используются термины и определения в значениях, установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также термины и определения, указанные в приложении к Правилам.
6. Диспетчерские центры должны выполнять расчет и выбор параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования:
комплексов и устройств противоаварийной автоматики, являющихся объектами диспетчеризации, а также устройств автоматической частотной разгрузки;
комплексов и устройств режимной автоматики, являющихся объектами диспетчеризации (кроме устройств автоматического регулирования возбуждения, устройств, реализующих функцию участия в общем первичном регулировании частоты, и устройств, обеспечивающих функции регулирования напряжения и реактивной мощности) - в части параметров настройки и алгоритмов функционирования управляющих вычислительных комплексов центральной координирующей и централизованных систем автоматического регулирования частоты и перетоков мощности, а также коэффициента частотной коррекции и постоянной времени интегрирования для режима астатического регулирования частоты для устройств группового регулирования активной мощности гидроэлектростанций, оснащенных астатическим регулятором частоты;
устройств релейной защиты линий электропередачи классом напряжения 110 кВ и выше, за исключением линий электропередачи с односторонним питанием;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 января 2021 года приказом Минэнерго России от 10 июля 2020 года N 546. - См. предыдущую редакцию)
устройств релейной защиты шин и ошиновок напряжением 110 кВ и выше, шиносоединительных и секционных выключателей, если к распределительным устройствам, на которых установлено указанное оборудование, подключены линии электропередачи, расчет и выбор параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования которых выполняет диспетчерский центр;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 января 2021 года приказом Минэнерго России от 10 июля 2020 года N 546. - См. предыдущую редакцию)
устройств релейной защиты автотрансформаторов (трансформаторов) высшим классом напряжения 110 кВ и выше, если требуется согласование выбранных параметров настройки (уставок) с другими устройствами релейной защиты линий электропередачи и оборудования напряжением 110 кВ и выше, расчет и выбор параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования которых выполняет диспетчерский центр (за исключением устройств (отдельных функций, ступеней) релейной защиты автотрансформаторов (трансформаторов), одним из условий выбора параметров настройки (уставок) которых является соблюдение требований, связанных их с перегрузочной способностью);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 января 2021 года приказом Минэнерго России от 10 июля 2020 года N 546. - См. предыдущую редакцию)
устройств релейной защиты генерирующего оборудования, являющегося объектом диспетчеризации, если требуется согласование выбранных параметров настройки (уставок) с другими устройствами релейной защиты линий электропередачи и оборудования напряжением 110 кВ и выше, расчет и выбор параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования которых выполняет диспетчерский центр (за исключением устройств (отдельных функций, ступеней) релейной защиты генерирующего оборудования, являющегося объектом диспетчеризации, одним из условий выбора параметров настройки (уставок) которых является соблюдение требований, связанных с их перегрузочной способностью);
(Абзац дополнительно включен с 23 января 2021 года приказом Минэнерго России от 10 июля 2020 года N 546)
устройств сетевой автоматики выключателей напряжением 110 кВ и выше линий электропередачи и оборудования, для которых выбор параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройств релейной защиты выполняет диспетчерский центр.
(Абзац дополнительно включен с 23 января 2021 года приказом Минэнерго России от 10 июля 2020 года N 546)
7. Для устройств РЗА, не указанных в пункте 6 Правил, расчет и выбор параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования должны осуществлять владельцы объектов электроэнергетики.
8. Параметры настройки (уставок) и алгоритмы функционирования устройств РЗА, выбранные владельцами объектов электроэнергетики в соответствии с пунктом 7 Правил, подлежат согласованию с диспетчерскими центрами в случае, если для выполнения диспетчерским центром функций по расчету и выбору параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования комплексов и устройств РЗА, предусмотренных пунктом 6 Правил, требуется согласование соответствующих параметров настройки (уставок) с параметрами настройки (уставками) устройств РЗА, выбираемыми владельцами объектов электроэнергетики, а также в части параметров настройки устройств группового регулирования активной мощности и систем автоматического управления мощностью электростанций, обеспечивающих их взаимодействие с управляющими вычислительными комплексами центральной координирующей и централизованных систем автоматического регулирования частоты и перетоков мощности.
9. Распределение функций по выполнению расчетов и выбору параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования комплексов и устройств РЗА между диспетчерскими центрами и владельцами объектов электроэнергетики в соответствии с требованиями пунктов 6-8 Правил должно оформляться в виде перечней, утверждаемых указанными диспетчерскими центрами (далее - Перечень). В случаях, указанных в пункте 8 Правил, диспетчерский центр также обязан включить в Перечень устройства РЗА и (или) функции, реализованные в устройствах РЗА, параметры настройки (уставки) и алгоритмы функционирования которых требуют согласования с диспетчерским центром.
10. В случае если на дату вступления в силу Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 N 937 (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем), указанные в пункте 7 Правил функции или их часть выполняются диспетчерским центром, владелец объекта электроэнергетики обязан разработать, согласовать с диспетчерским центром план-график мероприятий по обеспечению готовности к приемке и самостоятельному выполнению указанных функций (далее - план-график) и обеспечить его выполнение в соответствии с пунктом 173 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем.
Временное выполнение диспетчерским центром соответствующих функций по расчету и выбору параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройств РЗА на период реализации владельцем объекта электроэнергетики предусмотренных планом-графиком мероприятий должно оформляться Перечнем, составляемым в соответствии с пунктом 9 Правил.
11. Диспетчерский центр должен осуществлять выдачу заданий по настройке устройств РЗА, расчет и выбор параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования которых выполняется соответствующим диспетчерским центром согласно распределению функций, установленному в соответствии с главой II Правил.
12. Для устройств РЗА, расчет и выбор параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования которых осуществляет владелец объекта электроэнергетики (в том числе для устройств РЗА, параметры настройки (уставки) и алгоритмы функционирования которых, выбранные владельцем объекта электроэнергетики, требуют согласования с диспетчерским центром), задание по настройке устройства РЗА должен разрабатывать и выдавать владелец объекта электроэнергетики.
Согласование параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования соответствующих устройств РЗА, выбранных владельцем объекта электроэнергетики, с диспетчерским центром должно осуществляться в порядке, установленном главой VIII Правил.
13. Задания диспетчерских центров по настройке устройств РЗА и задания владельцев объектов электроэнергетики по настройке устройств РЗА должны выдаваться на вновь вводимые в работу (модернизируемые) устройства РЗА и устройства РЗА, находящиеся в эксплуатации.
14. Для вновь вводимых (модернизируемых) устройств РЗА задание диспетчерского центра (задание владельца объекта электроэнергетики) по настройке устройства РЗА должно выдаваться независимо от наличия (отсутствия) необходимости изменения параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования, содержащихся в рабочей документации на создание (модернизацию) РЗА (в том числе в случае, если такая рабочая документация ранее согласована субъектом оперативно-диспетчерского управления).
Задание диспетчерского центра по настройке вновь вводимого (модернизируемого) устройства РЗА должно выдаваться владельцу объекта электроэнергетики не менее чем за тридцать рабочих дней до ввода указанного устройства РЗА в работу при условии соблюдения владельцем объекта электроэнергетики требований к срокам, составу и объему представления информации, указанных в пунктах 23 и 24 Правил.
В случае если в соответствии с установленным распределением функций расчет и выбор параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройства РЗА осуществляет владелец объекта электроэнергетики, задание владельца объекта электроэнергетики по настройке вновь вводимого (модернизируемого) устройства РЗА должно выдаваться им соответствующему персоналу не позднее чем за пятнадцать рабочих дней до ввода указанного устройства РЗА в работу.
15. Задание диспетчерского центра по настройке устройства РЗА должно разрабатываться на основании исходных данных (документов и информации), направляемых владельцем объекта электроэнергетики в диспетчерский центр в объеме и порядке, установленными пунктами 23-25, 27 Правил.
При непредставлении владельцем объекта электроэнергетики указанных исходных данных, необходимых диспетчерскому центру для выполнения расчетов, выбора параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройства РЗА и подготовки задания по настройке устройства РЗА, в полном объеме выдача диспетчерским центром задания по настройке устройства РЗА не допускается.
16. Задание диспетчерского центра по настройке устройства РЗА должно соответствовать требованиям, установленным главой V Правил, и содержать только выбранные диспетчерским центром параметры настройки (уставки) и алгоритмы функционирования устройства РЗА. Диспетчерский центр должен осуществлять выбор только тех параметров настройки устройств РЗА, определение которых требует информации о схемных, режимных и балансовых условиях в энергосистеме (энергоузле защищаемого устройством РЗА элемента) и (или) работа которых оказывает влияние на такие условия.
Параметры настройки (уставки) и алгоритмы функционирования устройств РЗА, не включенные в задание диспетчерского центра по настройке устройства РЗА, должны определяться владельцем объекта электроэнергетики самостоятельно и указываться в задании владельца объекта электроэнергетики по настройке устройства РЗА, выдаваемом в соответствии с требованиями пунктов 39, 40 и 42 Правил.
17. Задание диспетчерского центра по настройке устройства РЗА должно направляться владельцу объекта электроэнергетики (его филиалу) письмом за подписью главного диспетчера диспетчерского центра (лица, временно исполняющего должностные обязанности главного диспетчера диспетчерского центра).
18. Задание диспетчерского центра по настройке устройства РЗА должно быть выполнено владельцем объекта электроэнергетики в порядке, установленном главой VII Правил.
Владелец объекта электроэнергетики обязан письмом уведомить диспетчерский центр о выполнении задания диспетчерского центра по настройке устройства РЗА с представлением информации и документов, указанных в пунктах 51 и 52 Правил.
19. После ввода в работу микропроцессорного устройства РЗА диспетчерский центр должен осуществлять анализ файлов параметрирования с целью контроля правильности реализации параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования, указанных в задании диспетчерского центра по настройке устройства РЗА, не позднее пяти рабочих дней с даты получения от владельца объекта электроэнергетики файлов параметрирования или в иной согласованный с владельцем объекта электроэнергетики срок в зависимости от сложности вводимого объекта электроэнергетики и (или) нового (модернизированного) устройства РЗА. При выявлении ошибок в реализации задания диспетчерского центра по настройке устройства РЗА между диспетчерским центром и владельцем объекта электроэнергетики должно осуществляться взаимодействие по их устранению.
20. В случае если в соответствии с установленным распределением функций расчет и выбор параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройства РЗА осуществляет владелец объекта электроэнергетики, все параметры настройки (уставки) и алгоритмы функционирования такого устройства РЗА должны определяться владельцем объекта электроэнергетики самостоятельно и указываться в выдаваемом им задании по настройке устройства РЗА. Задание владельца объекта электроэнергетики по настройке устройства РЗА, выдаваемое в указанном случае, должно соответствовать требованиям пунктов 41 и 42 Правил и быть выполнено в порядке, установленном главой VII Правил.
В случае если параметры настройки (уставки) устройства РЗА, выбранные владельцем объекта электроэнергетики, требуют согласования с параметрами настройки (уставками) других устройств РЗА, выбираемыми владельцами смежных объектов электроэнергетики, необходимость такого согласования и порядок взаимодействия указанных владельцев объектов электроэнергетики между собой должны быть предусмотрены условиями заключаемых ими договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, договоров энергоснабжения и (или) договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или иных документов, подписываемых такими владельцами на двусторонней основе и регулирующих порядок технологического взаимодействия между ними.