Действующий

Об утверждении Правил технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики и о внесении изменений в приказ Минэнерго России от 23 июля 2012 г. N 340 "Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления" (с изменениями на 10 июля 2020 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики (далее - Правила) устанавливают требования к организации и осуществлению технического учета и анализа функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, установленных на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, функционирующих в составе электроэнергетической системы, и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики, определяют формы, сроки и порядок представления результатов технического учета и анализа функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики в диспетчерские центры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также определяют порядок выдачи и выполнения заданий по устранению причин неправильного функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, изменению параметров их настройки и алгоритмов функционирования на основании анализа работы комплексов и устройств релейной защиты и автоматики.

2. В Правилах используются термины и определения в значениях, установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также термины и определения, указанные в приложении N 1 к Правилам.

3. В Правилах используются следующие сокращения:

ДЗЛ

-

дифференциальная защита линии;

ДФЗ

-

дифференциально-фазная защита;

ВЧЗ

-

направленная защита с высокочастотной блокировкой;

КЗ

-

короткое замыкание;

КИВ

-

контроль изоляции вводов;

ЛЭП

-

линия электропередачи;

ОАПВ

-

однофазное автоматическое повторное включение;

ОМП

-

определение места повреждения;

ПА

-

противоаварийная автоматика;

РАС

-

регистратор аварийных событий;

РЗ

-

релейная защита;

РЗА

-

релейная защита и автоматика;

СА

-

сетевая автоматика;

СВ

-

система возбуждения генератора или синхронного компенсатора;

СМПР

-

система мониторинга переходных режимов;

УПАСК

-

устройство передачи аварийных сигналов и команд;

ЭМ

-

электромеханическая элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА;

МЭ

-

микроэлектронная элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА;

МП

-

микропроцессорная элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА.

4. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, владеющие на праве собственности или ином законном основании входящими в состав энергосистемы объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства (далее - владельцы объектов электроэнергетики, объекты электроэнергетики соответственно), а также системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (далее - субъект оперативно-диспетчерского управления) обязаны осуществлять технический учет и анализ функционирования устройств и комплексов РЗА и реализованных в их составе функций РЗА в соответствии с Правилами.

5. Техническому учету подлежат находящиеся в эксплуатации устройства (комплексы) РЗА ЛЭП и оборудования объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства (далее - оборудование) напряжением 3 кВ и выше и все случаи их срабатывания (отказов срабатывания).

6. Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться владельцами объектов электроэнергетики в отношении устройств (комплексов) РЗА, установленных на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики, и функций РЗА, реализованных в таких устройствах (комплексах) РЗА.

7. Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться субъектом оперативно-диспетчерского управления в отношении:

а) устройств (комплексов) РЗА ЛЭП, оборудования напряжением 110 кВ и выше (в случае если данные ЛЭП, оборудование отнесены к объектам диспетчеризации) и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА;

б) устройств (комплексов) РЗА, для которых расчет, выбор или согласование параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования осуществляет субъект оперативно-диспетчерского управления, и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА;

в) устройств автоматической частотной разгрузки;

г) устройств (комплексов) противоаварийной и режимной автоматики, установленных в диспетчерских центрах субъекта оперативно-диспетчерского управления, собственником или иным законным владельцем которых является данный субъект оперативно-диспетчерского управления, и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА.

8. Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 7 Правил, должны осуществляться субъектом оперативно-диспетчерского управления на основании результатов анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА, данных технического учета, представляемых ему в соответствии с Правилами владельцами объектов электроэнергетики.

9. Владельцы объектов электроэнергетики обязаны:

а) ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 15-го января года, следующего за отчетным, направлять в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления данные технического учета и результаты анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА ЛЭП и оборудования 110 кВ и выше, устройств автоматической частотной разгрузки, соответствующих критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 7 Правил;

б) представлять диспетчерским центрам субъекта оперативно-диспетчерского управления и центрам управления сетями сетевых организаций, в диспетчерском и технологическом управлении (ведении) которых находятся устройства РЗА или которые осуществляли выбор (согласование) параметров настройки и алгоритмов функционирования устройств (комплексов) РЗА, а также представлять по запросу другим владельцам объектов электроэнергетики, устройства РЗА которых функционально связаны с вышеуказанными устройствами (комплексами) РЗА для анализа работы и устранения причин их неправильного функционирования следующую информацию:

данные РАС, полученные от автономных РАС;

осциллограммы аварийных событий, полученные от микропроцессорных устройств РЗ, СА, ПА, СВ с использованием в них функции РАС;

результаты ОМП, полученные от специализированных устройств ОМП на ЛЭП;

журналы срабатываний микропроцессорных устройств РЗ, СА, ПА, СВ.

10. Информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 Правил, должна представляться в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления по формам, установленным приложениями N 2 и N 3 к Правилам, посредством специализированного программно-аппаратного комплекса, предоставляемого субъектом оперативно-диспетчерского управления на безвозмездной основе, или посредством иного программного обеспечения (иных средств автоматизации), используемого владельцами объектов электроэнергетики, интегрированного со специализированным программно-аппаратным комплексом субъекта оперативно-диспетчерского управления, в формате, определяемом субъектом оперативно-диспетчерского управления.

Информация, указанная в подпункте "б" пункта 9 Правил, должна представляться в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления и центры управления сетями сетевых организаций путем ее направления в указанные диспетчерские центры и центры управления сетями по их запросу в течение 2 календарных дней со дня получения запроса, а при наличии технической возможности - путем предоставления им удаленного доступа к соответствующей информации в автоматическом либо автоматизированном режиме.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 января 2021 года приказом Минэнерго России от 10 июля 2020 года N 546. - См. предыдущую редакцию)