ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 26 декабря 2017 года N 4666-У
О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации
(с изменениями на 24 октября 2023 года)
(редакция, действующая с 1 октября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
указанием Банка России от 16 октября 2020 года N 5595-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 19.01.2021);
указанием Банка России от 29 июля 2021 года N 5870-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 28.09.2021);
указанием Банка России от 16 ноября 2021 года N 5993-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 21.12.2021) (вступило в силу c 1 января 2022 года);
указанием Банка России от 24 октября 2023 года N 6585-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 05.02.2024) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 указания Банка России от 24 октября 2023 года N 6585-У).
____________________________________________________________________
Настоящее Указание в соответствии с частями второй и третьей статьи 60_1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2003, N 2, ст.157; N 52, ст.5032; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3233; 2005, N 25, ст.2426; N 30, ст.3101; 2006, N 19, ст.2061; N 25, ст.2648; 2007, N 1, ст.9, ст.10; N 10, ст.1151; N 18, ст.2117; 2008, N 42, ст.4696, ст.4699; N 44, ст.4982; N 52, ст.6229, ст.6231; 2009, N 1, ст.25; N 29, ст.3629; N 48, ст.5731; 2010, N 45, ст.5756; 2011, N 7, ст.907; N 27, ст.3873; N 43, ст.5973; N 48, ст.6728; 2012, N 50, ст.6954; N 53, ст.7591, ст.7607; 2013, N 11, ст.1076; N 14, ст.1649; N 19, ст.2329; N 27, ст.3438, ст.3476, ст.3477; N 30, ст.4084; N 49, ст.6336; N 51, ст.6695, ст.6699; N 52, ст.6975; 2014, N 19, ст.2311, ст.2317; N 27, ст.3634; N 30, ст.4219; N 40, ст.5318; N 45, ст.6154; N 52, ст.7543; 2015, N 1, ст.4, ст.37; N 27, ст.3958, ст.4001; N 29, ст.4348, ст.4357; N 41, ст.5639; N 48, ст.6699; 2016, N 1, ст.23, ст.46, ст.50; N 26, ст.3891; N 27, ст.4225, ст.4273, ст.4295; 2017, N 1, ст.46; N 14, ст.1997; N 18, ст.2661, ст.2669; N 27, ст.3950; N 30, ст.4456; N 31, ст.4830; N 50, ст.7562) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 22 декабря 2017 года N 35) устанавливает порядок обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами.
1. На основании части шестой статьи 60, части второй статьи 76_9-1, части второй статьи 76_9-12 и части третьей статьи 82_8 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" лица, указанные в частях первой и второй статьи 60, части первой статьи 76_9-1, части первой статьи 76_9-12 и части первой статьи 82_8 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - заявители), вправе обжаловать принятые должностными лицами Банка России решения о признании их не соответствующими квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами (далее - обжалуемое решение), в комиссию Банка России по рассмотрению жалоб, предусмотренную частью первой статьи 60_1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Комиссия).
(Пункт в редакции, введенной в действие c 16 феквраля 2024 года указанием Банка России от 24 октября 2023 года N 6585-У. - См. предыдущую редакцию)
2. Жалоба заявителя должна содержать следующую информацию.
2.1. Сведения о заявителе:
для заявителя, являющегося физическим лицом, - фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), дата и место рождения, гражданство, серия и номер паспорта или серия (при наличии) и номер иного документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания) и адрес фактического проживания, номер контактного телефона, почтовый адрес;
для заявителя, являющегося юридическим лицом, - наименование (для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, - полное фирменное наименование (при наличии - сокращенное фирменное наименование), для юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, - наименование), основной государственный регистрационный номер (иной идентификационный номер в случае, если заявитель является иностранным юридическим лицом), место нахождения заявителя (адрес), фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), дата и место рождения, гражданство, серия и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания) и адрес фактического проживания, номер контактного телефона, почтовый адрес, наименование должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа заявителя (уполномоченного им лица), подписавшего жалобу заявителя, являющегося юридическим лицом (далее - лицо, подписавшее жалобу юридического лица), номер и дата документа, подтверждающего его полномочия.
2.2. Наименование и реквизиты документа, из содержания которого заявителю стало известно о принятии обжалуемого решения, дата, когда заявителю стало известно о принятии обжалуемого решения, и сведения о доказательствах, подтверждающих указанную дату.
2.3. Основания признания заявителя не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации с указанием наименования и реквизитов федерального закона (в том числе его структурной единицы), в соответствии с которым принято обжалуемое решение.
2.4. Мотивированное обоснование заявителя о несогласии с обжалуемым решением с указанием ссылок на прилагаемые к заявлению документы и на нормы законодательства Российской Федерации.
2.5. Просьбу заявителя об удовлетворении жалобы.
2.6. Указание на то, что заявитель не возражает (возражает) против участия в рассмотрении жалобы представителя ассоциаций (союзов), в том числе саморегулируемых организаций, объединяющих кредитные организации, и (или) некредитные финансовые организации, и (или) операторов по приему платежей либо защищающих права потребителей финансовых услуг, в случае его включения в состав Комиссии.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2024 года указанием Банка России от 24 октября 2023 года N 6585-У. - См. предыдущую редакцию)
2.7. Согласие для Комиссии на обработку персональных данных заявителя, являющегося физическим лицом, либо лица, подписавшего жалобу юридического лица.
2.8. Сведения о предпочтительном для заявителя способе получения корреспонденции: посредством направления почтовой связью заказного письма с уведомлением о вручении по указанному заявителем адресу или посредством вручения под подпись заявителю, являющемуся физическим лицом, либо лицу, подписавшему жалобу юридического лица (уполномоченному им лицу), непосредственно в Банке России (при представлении жалобы на бумажном носителе).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 января 2021 года указанием Банка России от 16 октября 2020 года N 5595-У. - См. предыдущую редакцию)
2.9. Иную информацию, имеющую значение для заявителя при рассмотрения жалобы Комиссией.
2.10. Опись прилагаемых к жалобе документов (далее - опись документов).
2.11. Дату составления жалобы.
2.12. Подпись и расшифровку подписи заявителя, являющегося физическим лицом, либо лица, подписавшего жалобу юридического лица (при представлении жалобы на бумажном носителе).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 января 2021 года указанием Банка России от 16 октября 2020 года N 5595-У. - См. предыдущую редакцию)
3. К жалобе должны прилагаться документы, являющиеся доказательством соответствия заявителя квалификационным требованиям, установленным федеральными законами, и (или) непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые повлекли возникновение оснований для признания заявителя не соответствующим требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами (далее - подтверждающие документы).
4. Заявители, которые в соответствии с частями второй и третьей статьи 73_1, частью второй статьи 76_9, частью второй статьи 76_9-11 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", частью 5 статьи 35_1 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон "О национальной платежной системе") взаимодействуют с Банком России посредством личного кабинета, ссылка на который размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), представляют жалобу и подтверждающие документы для рассмотрения Комиссией в форме электронных документов посредством личного кабинета в соответствии с порядком, определенным Банком России на основании статей 73_1, 76_9 и 76_9-11 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статьи 35_1 Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - порядок взаимодействия).
Заявители, не указанные в абзаце первом настоящего пункта, представляют жалобу и подтверждающие документы для рассмотрения Комиссией одним из следующих способов:
на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (иным регистрируемым почтовым отправлением) по адресу Банка России в пределах места нахождения, указанному в едином государственном реестре юридических лиц в соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (при отсутствии у заявителя доступа к личному кабинету);
в форме электронных документов посредством личного кабинета в соответствии с порядком взаимодействия (при наличии у заявителя доступа к личному кабинету).
Жалоба составляется на русском языке. Подтверждающие документы, составленные на иностранном языке, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами, и представлены с приложением перевода указанных документов на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы в соответствии со статьей 35, частью первой статьи 38, статьями 46, 80 и 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I.
Жалоба и подтверждающие документы, содержащие более одного листа, в случае представления на бумажном носителе должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью с указанием цифрами и прописью количества листов, подписанной заявителем, являющимся физическим лицом, либо лицом, подписавшим жалобу юридического лица, с указанием его фамилии, имени и отчества (при наличии), должности (для лица, подписавшего жалобу юридического лица) и даты заверения.
Подтверждающие документы в случае представления на бумажном носителе представляются в подлиннике или в копии, заверенной заявителем.
(Пункт в редакции, введенной в действие c 16 феквраля 2024 года указанием Банка России от 24 октября 2023 года N 6585-У. - См. предыдущую редакцию)
5. Зарегистрированные в Банке России жалоба и подтверждающие документы передаются Комиссии не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления в Банк России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 января 2021 года указанием Банка России от 16 октября 2020 года N 5595-У. - См. предыдущую редакцию)
6. Комиссия рассматривает жалобу и подтверждающие документы по существу в соответствии с частью второй статьи 60_1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не позднее чем через тридцать дней с даты их поступления в Банк России.
6.1. В случае необходимости при рассмотрении жалобы Комиссией по существу дополнительного запроса (получения) документов и информации о заявителе и об обстоятельствах принятия обжалуемого решения, предусмотренной частью второй статьи 60_1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Комиссия запрашивает необходимые документы и информацию.
В случае, указанном в абзаце первом настоящего подпункта, срок рассмотрения жалобы и подтверждающих документов в соответствии с частью второй статьи 60_1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" продлевается Комиссией не более чем на пятнадцать дней.
6.2. По результатам рассмотрения жалобы Комиссией принимается решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении жалобы заявителя.
В течение пяти рабочих дней с даты, следующей за датой принятия Комиссией решения об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении жалобы заявителя, заявителю направляется мотивированное сообщение о принятом Комиссией решении.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 января 2021 года указанием Банка России от 16 октября 2020 года N 5595-У. - См. предыдущую редакцию)
6.3. Документы, предусмотренные абзацем первым подпункта 6.1 и абзацем вторым подпункта 6.2 настоящего пункта, направляются (вручаются) заявителю способом, указанным им в жалобе в качестве предпочтительного способа получения корреспонденции, в случае представления заявителем жалобы и подтверждающих документов на бумажном носителе или в форме электронного документа посредством личного кабинета в случае представления заявителем жалобы и подтверждающих документов посредством личного кабинета.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 января 2021 года указанием Банка России от 16 октября 2020 года N 5595-У. - См. предыдущую редакцию)
7. Жалоба не подлежит рассмотрению по существу при выявлении следующих обстоятельств:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 января 2021 года указанием Банка России от 16 октября 2020 года N 5595-У. - См. предыдущую редакцию)
в жалобе отсутствуют сведения о заявителе, предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 2 настоящего Указания, позволяющие его идентифицировать;
текст жалобы не поддается прочтению либо не позволяет определить суть жалобы;
жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу членов Комиссии либо иных лиц;
наличие на дату подачи жалобы решения Комиссии по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и с тем же предметом жалобы;
пропуск сроков для направления жалобы в Комиссию, установленных абзацами пятым и восьмым подпункта "в" пункта 6 статьи 1, абзацем третьим подпункта "ж" и абзацем третьим подпункта "л" пункта 3 статьи 2, абзацем десятым пункта 1 и абзацем третьим подпункта "в" пункта 2 статьи 3, абзацем одиннадцатым подпункта "в" пункта 2 и абзацем десятым пункта 3 статьи 5, абзацем тридцать третьим пункта 2 и абзацем десятым пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст.4830).
При выявлении обстоятельств, предусмотренных абзацами третьим - шестым настоящего пункта, заявителю в течение семи рабочих дней, следующих за днем поступления жалобы и подтверждающих документов в Банк России, направляется уведомление об оставлении жалобы без рассмотрения по существу следующими способами:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 января 2021 года указанием Банка России от 16 октября 2020 года N 5595-У. - См. предыдущую редакцию)
почтовой связью заказным письмом с уведомлением о вручении (в случае представления заявителем жалобы и подтверждающих документов на бумажном носителе и возможности идентификации заявителя и определения адреса заявителя для направления ему корреспонденции);
(Абзац дополнительно включен с 30 января 2021 года указанием Банка России от 16 октября 2020 года N 5595-У)
в форме электронного документа посредством личного кабинета (в случае представления заявителем жалобы и подтверждающих документов посредством личного кабинета).
(Абзац дополнительно включен с 30 января 2021 года указанием Банка России от 16 октября 2020 года N 5595-У)
8. Настоящее Указание вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.Набиуллина
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 марта 2018 года,
регистрационный N 50273
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"