1. Настоящая Методика расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня таких тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Методика) разработана на основании Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст.3426; 2001, N 33 (часть I), ст.3429; 2002, N 1 (часть I), ст.2; 2003, N 2, ст.168; N 13, ст.1181; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 1, ст.10; N 19, ст.2063; 2007, N 1 (часть I), ст.21; N 43, ст.5084; N 46, ст.5557; 2008, N 52 (часть I), ст.6236; 2011, N 29, ст.4281; N 30 (часть I), ст.4590; N 30 (часть I), ст.4596; N 50, ст.7343; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4321; N 53 (часть I), ст.7616; 2015, N 41 (часть I) ст.5629; 2017, N 31 (часть I) ст.4754, N 31 (часть I) ст.4828), Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169; N 28, ст.2884; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (ч.1), ст.3597, N 30 (ч.2), ст.3616, N 52 (ч.1), ст.6249; 2009, N 1, ст.21; 2011, N 19, ст.2716, N 30 (ч.1), ст.4590, N 30 (ч.1), ст.4596, N 45, ст.6333; 2012, N 25, ст.3268, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 49 (часть VI), ст.6928; 2015, N 1 (часть I), ст.56, N 29 (часть I), ст.4356, N 29 (часть I), ст.4373; 2016, N 15, ст.2066; N 27 (Часть I), ст.4160; 2017, N 31 (часть I), ст.4754), Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст.2891; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2011, N 30 (ч.1), ст.4596; 2012, N 25, ст.3268; 2014, N 6, ст.566; N 23, ст.2930, N 49 (часть VI), ст.6928; 2015, N 1 (часть I), ст.56, N 14, ст.2021; 2016, N 27 (Часть I), ст.4160; 2017, N 18, ст.2662, N 30, ст.4457), Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3259; 2006, N 45, ст.4706; N 49 (часть II), ст.5223; 2007, N 7, ст.903; 2008, N 13, ст.1316; N 44, ст.5089; N 46, ст.5537; 2009, N 3, ст.378; N 39, ст.4613; 2010, N 9, ст.960; N 25, ст.3181; N 26, ст.3350; 2011, N 14, ст.1935; N 18, ст.2645; N 44, ст.6269; 2012, N 27, ст.3741; N 39, ст.5283; N 52, ст.7518; 2013, N 35, ст.4514; N 36, ст.4578; N 45, ст.5822; 2014, N 35, ст.4774; 2015, N 1 (часть II), ст.279; N 10, ст.1543; N 37, ст.5153; N 44, ст.6133; N 49, ст.6994; 2016, N 1 (часть II), ст.239; N 28, ст.4741; N 38, ст.5564; N 43, ст.6030), постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4051; 2013, N 27, ст.3602; 2015, N 37, ст.5153; 2017, N 2 (Часть II), ст.398), и постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 50, ст.5971).
2. Методика предназначена для использования:
2.1. Федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования), а также организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении (далее - регулируемая деятельность) и являющимися субъектами естественных монополий (далее - субъекты регулирования), при определении экономически обоснованного уровня затрат и тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также подходов по определению тарифов за данные перевозки для потребителей.
2.2. Владельцами пассажирского железнодорожного подвижного состава и органами регулирования, при расчете ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
3. Настоящая Методика содержит положения по расчету экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, включая:
положения по определению экономически обоснованного уровня тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и подходы по определению тарифов, сборов на данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении;
положения по расчету экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении;
положения по расчету экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (в случае выполнения таких перевозок организацией, совмещающей функции владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и перевозчика);
положения по расчету ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - комплексные услуги по обеспечению перевозок).
4. Расчет экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации осуществляется для субъектов регулирования на период регулирования. Расчет осуществляется для следующих субъектов регулирования: организаций, которые совмещают функции владельца инфраструктуры и перевозчика, и компаний, осуществляющих железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении (далее - компании), владеющие железнодорожным подвижным составом на праве собственности или ином вещном праве и выполняющие функции перевозчика.
5. Определение экономически обоснованного уровня тарифов, в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, осуществляется в соответствии с пунктами 10-27 настоящей Методики, на основе экономически обоснованного уровня затрат на такие перевозки, исчисленных согласно Главам II и III, в том числе на комплексные услуги по обеспечению перевозок, с учетом методологических особенностей Главы IV. Расчеты осуществляются органами регулирования не чаще 1 (одного) раза в календарный год (за исключением случаев изменения финансово-экономических и объемных показателей деятельности субъектов регулирования в связи с осуществлением мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения на территории Российской Федерации и предотвращение распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июня 2020 года приказом ФАС России от 12 мая 2020 года N 455/20. - См. предыдущую редакцию)
6. Расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации и экономически обоснованного уровня тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении осуществляется на основе данных бухгалтерского учета, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, и данных, полученных в ходе ведения раздельного учета, в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждённым приказом Минтранса России от 12 августа 2014 года N 225 (зарегистрирован Минюстом России 15 декабря 2014 года, регистрационный N 35169) (далее - Порядок ведения раздельного учета) для расходов, распределенных на вид деятельности "пассажирские перевозки в пригородном сообщении". В случае осуществления перевозок пассажиров в пределах одного субъекта Российской Федерации, субъект регулирования обеспечивает определение объемных показателей и экономически обоснованных затрат по соответствующему субъекту Российской Федерации. При осуществлении перевозок пассажиров в пределах нескольких субъектов Российской Федерации субъект регулирования использует Алгоритм распределения расходов субъекта регулирования от пассажирских перевозок в пригородном сообщении между субъектами Российской Федерации в соответствии с Приложением 5 к Порядку ведения раздельного учета.
7. Экономически обоснованный уровень тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении устанавливается в расчете на единицу работы на период регулирования с учетом обеспечения безубыточной деятельности перевозчика и реализации его инвестиционной программы.
8. Экономически обоснованный уровень тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, определяется в соответствии с пунктами 10-27 настоящей Методики, и предусматривает учет капитальных вложений согласно инвестиционной программе перевозчика и сведения о подвижном составе, приобретаемом перевозчиками в лизинг, для обеспечения транспортного заказа, субъектом Российской Федерации, и предельный минимальный уровень рентабельности (1% к сумме прямых производственных затрат), которая может быть направлена на улучшение транспортного обслуживания населения, развитие технической и технологической оснащенности перевозчика, социальные выплаты и иные мероприятия, создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы), иные направления деятельности, предусмотренные уставом предприятия, которые согласуются субъектом Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2022 года приказом ФАС России от 4 марта 2022 года N 182/22. - См. предыдущую редакцию)
Подвижной состав, приобретаемый перевозчиками в лизинг для обеспечения транспортного заказа, в приоритетном порядке направляется для обеспечения транспортного заказа субъекта/субъектов Российской Федерации, которые возместили большую часть лизинговых платежей в составе экономически обоснованного тарифа и/или оплатили обязательства по лизинговому договору в полном объеме.
(Абзац дополнительно включен с 15 апреля 2022 года приказом ФАС России от 4 марта 2022 года N 182/22)
9. В случае неисполнения перевозчиком запланированной инвестиционной программы, органы регулирования должны корректировать экономически обоснованные затраты, учитываемые при формировании тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, в следующем периоде регулирования. При этом допускается по согласованию с органом регулирования исполнение инвестиционной программы перевозчиком в текущем периоде или на период регулирования без корректировки экономически обоснованных затрат и уровня тарифов.
10. При включении амортизационных отчислений на основные средства в состав экономически обоснованных затрат субъекта регулирования, инвестиции в соответствующие основные средства осуществляются хозяйствующим субъектом, учитывающим амортизационные отчисления в своей отчетности. При включении лизинговых платежей в состав экономически обоснованных затрат субъекта регулирования, соответствующие основные средства по субъектам Российской Федерации определяются путем прямого отнесения. В случае невозможности выделения указанных затрат путем прямого отнесения, их распределение между субъектами Российской Федерации осуществляется пропорционально измерителю в соответствии с Порядком ведения раздельного учета.
11. Экономически обоснованные затраты субъекта регулирования при осуществлении железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в г.Москве и Московской области, г.Санкт-Петербург и Ленинградской области, Республики Крым и г.Севастополь, определяются суммарно по указанным субъектам (городу и области).
12. Расчет экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по субъектам Российской Федерации выполняется на основе необходимой валовой выручки субъекта регулирования (НВВ).
13. Расчет НВВ субъекта регулирования осуществляется на очередной период регулирования на основе данных об экономически обоснованных затратах субъекта регулирования в целом в границах субъекта Российской Федерации, рассчитанных в соответствии с настоящей Методикой с учетом нормативной прибыли и рентабельности.
14. Нормативная прибыль (НП) определяется органом регулирования как источник покрытия дефицита финансирования капитальных затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, в соответствии с согласованной на расчетный период регулирования инвестиционной программой субъекта регулирования. При этом планируемые на период регулирования инвестиции учитываются при определении нормативной прибыли только в части финансирования за счет собственных и заемных источников.
15. Размер нормативной прибыли (НП) определяется по следующей формуле:
, | (1) |