(принята 3 декабря 2010 года)
Поправки к Международному кодексу по системам пожарной безопасности (Кодекс СПБ)
КОМИТЕТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,
ССЫЛАЯСЬ на статью 28 b) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Комитета,
ОТМЕЧАЯ резолюцию MSC.98(73), которой он одобрил Международный кодекс по системам пожарной безопасности (далее именуемый "Кодекс СПБ"), который приобрел обязательную силу согласно главе II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее именуемой "Конвенция"),
ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ статью VIII b) и правило II-2/3.22 Конвенции, касающиеся процедуры внесения поправок в Кодекс СПБ,
РАССМОТРЕВ на своей восемьдесят восьмой сессии поправки к Кодексу СПБ, предложенные и разосланные в соответствии со статьей VIII b) i) Конвенции,
1. ОДОБРЯЕТ в соответствии со статьей VIII b) iv) Конвенции поправки к Международному кодексу по системам пожарной безопасности, текст которых изложен в приложении к настоящей резолюции;
2. ПОСТАНОВЛЯЕТ в соответствии со статьей VIII b) vi) 2) bb) Конвенции, что поправки считаются принятыми 1 января 2012 года, если до этой даты более одной трети Договаривающихся правительств Конвенции или Договаривающиеся правительства государств, общий торговый флот которых по валовой вместимости составляет не менее 50% мирового торгового флота, не заявят о своих возражениях против поправок;
3. ПРЕДЛАГАЕТ Договаривающимся правительствам Конвенции СОЛАС принять к сведению, что в соответствии со статьей VIII b) vii) 2) Конвенции поправки вступают в силу 1 июля 2012 года после их принятия в соответствии с пунктом 2, выше;
4. ПРОСИТ Генерального секретаря в соответствии со статьей VIII b) v) Конвенции направить заверенные копии настоящей резолюции и текста поправок, содержащегося в приложении, всем Договаривающимся правительствам Конвенции;
5. ПРОСИТ ДАЛЕЕ Генерального секретаря направить копии настоящей резолюции и приложения к ней членам Организации, которые не являются Договаривающимися правительствами Конвенции.
Поправки к Международному кодексу по системам пожарной безопасности (Кодекс СПБ)
Существующая глава 9 заменяется следующей:
"Глава 9
Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара
1 Применение
1.1 В настоящей главе подробно излагаются спецификации стационарных систем сигнализации обнаружения пожара, требуемых главой II-2 Конвенции. Если специально не предусмотрено иное, требования настоящей главы применяются к судам, построенным 1 июля 2012 года или после этой даты.
1.2 Определения
1.2.1 Луч означает группу автоматических и ручных извещателей, указанных на панели(ях) сигнализации.
1.2.2 Способность распознавания луча означает систему, способную распознавать луч, в котором сработал автоматический или ручной извещатель.
1.2.3 Индивидуально распознаваемый означает систему, способную определять точное расположение и тип сработавшего автоматического или ручного извещателя и отличать сигнал, подаваемый этим прибором, от всех остальных сигналов.
2 Технические спецификации
2.1 Общие требования
2.1.1 Любая требуемая стационарная система сигнализации обнаружения пожара с ручными извещателями должна быть в постоянной готовности к немедленному срабатыванию (для этого не требуется запасная панель управления). Несмотря на указанное, могут быть отключены отдельные помещения, например мастерские во время проведения горячих работ и помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки во время погрузки и выгрузки. Средства отключения извещателей должны иметь такую конструкцию, чтобы автоматически возвращать систему в режим обычного наблюдения по истечении заданного времени, достаточного для соответствующей операции. Когда требуется, чтобы извещатели были отключены, в помещении должен находиться персонал или должен быть предусмотрен пожарный патруль. Извещатели во всех других помещениях должны оставаться действующими.
2.1.2 Система обнаружения пожара должна иметь такую конструкцию, чтобы:
.1 осуществлять контроль и наблюдение за входными сигналами от всех подключенных пожарных и дымовых автоматических и ручных извещателей;
.2 подавать выходные сигналы на ходовой мостик, центральный пост управления с постоянной вахтой или в судовой центр безопасности с целью уведомления экипажа о пожаре и неисправностях;
.3 контролировать источники энергии и электрические цепи, необходимые для работы системы, с целью обнаружения потери энергии и неисправностей; и
.4 система может быть устроена таким образом, чтобы выходные сигналы подавались в другие системы пожарной безопасности, включая:
.1 системы индивидуального вызова, системы пожарной сигнализации или громкоговорящей связи;
.2 выключатели вентиляторов;
.3 противопожарные двери;
.4 пожарные заслонки;
.5 спринклерные системы;
.6 дымоотводные системы;
.7 низкорасположенные системы освещения;
.8 стационарные системы локального пожаротушения;
.9 системы видеонаблюдения; и
.10 другие системы пожарной безопасности.
2.1.3 Система обнаружения пожара может быть подключена к системе управления решениями, при условии что:
.1 доказано, что система управления решениями совместима с системой обнаружения пожара;
.2 система управления решениями может быть отключена без потери каких-либо функций, требуемых настоящей главой для системы обнаружения пожара; и
.3 любая неисправность сопряженного и подключенного оборудования не должна ни при каких обстоятельствах распространяться на систему обнаружения пожара.
2.1.4 Автоматические и ручные извещатели должны быть подключены к специально выделенным лучам системы обнаружения пожара. Другие функции пожарной безопасности, такие как аварийно-предупредительная сигнализация от спринклерных клапанов, могут быть разрешены, если они находятся в отдельных лучах.
2.1.5 Система и оборудование должны иметь соответствующую конструкцию, стойкую к воздействию колебаний напряжения питания и переходных режимов, изменений температуры окружающей среды, вибрации, влажности, сотрясений, ударов и коррозии, которые обычно имеют место на судах. Все электрическое и электронное оборудование на мостике или вблизи мостика должно быть испытано на электромагнитную совместимость с учетом рекомендаций, разработанных Организацией.
2.1.6 Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара с индивидуально распознаваемыми пожарными извещателями должны быть устроены таким образом, чтобы:
.1 были предусмотрены средства, обеспечивающие, чтобы никакое повреждение в луче (например прекращение подачи питания, короткое замыкание, заземление и т.д.) не препятствовало постоянному индивидуальному распознаванию остальных подключенных извещателей в луче;
.2 были приняты все меры для восстановления первоначальной конфигурации системы в случае отказа (например электрического, электронного оборудования, искажения информации и т.д.);
.3 срабатывание первого сигнала пожарной тревоги не препятствовало срабатыванию любого другого извещателя и подаче последующих сигналов тревоги; и
.4 луч не проходил через помещение дважды. Если это практически невыполнимо (например в больших общественных помещениях), часть луча, которая должна проходить через помещение второй раз, должна устанавливаться как можно дальше от других частей луча.
2.1.7 На пассажирских судах стационарная система сигнализации обнаружения пожара должна быть способна дистанционно и индивидуально распознавать каждый автоматический и ручной извещатель. Должно быть предусмотрено, чтобы при срабатывании пожарных извещателей, установленных в каютах пассажирских судов, они подавали или вызывали срабатывание звуковой сигнализации в помещении, в котором они расположены. На грузовых судах и на балконах кают пассажирских судов стационарная система сигнализации обнаружения пожара должна как минимум обладать способностью распознавания луча.
2.2 Источники энергии
2.2.1 Для электрического оборудования, применяемого в стационарной системе сигнализации обнаружения пожара, должно быть предусмотрено не менее двух источников энергии, один из которых должен быть аварийным. Питание должно осуществляться по отдельным кабелям, предназначенным только для этой цели. Такие кабели должны идти к автоматическому переключателю, расположенному на панели управления системы обнаружения пожара или вблизи нее. Главный (соответственно и аварийный) кабель должен идти от главного (соответственно и аварийного) распределительного щита к переключателю, не проходя через любой другой распределительный щит.
2.2.2 Должно быть предусмотрено достаточно энергии для обеспечения непрерывной работы системы при срабатывании всех извещателей, но не более 100, если общее число превышает эту цифру.
2.2.3 Аварийный источник энергии, указанный в пункте 2.2.1, выше, должен быть достаточным для поддержания работы системы сигнализации обнаружения пожара в течение периодов времени, требуемых правилами II-1/42 и 43 Конвенции, и по истечении этого периода должен быть способен обеспечивать работу всех подключенных световых и звуковых сигналов пожарной тревоги в течение по меньшей мере 30 мин.
2.3 Требования к компонентам
2.3.1 Автоматические извещатели
2.3.1.1 Автоматические извещатели должны срабатывать под воздействием тепла, дыма или других продуктов горения, пламени или любого сочетания этих факторов. Администрация может рассмотреть возможность применения автоматических извещателей, срабатывающих под воздействием других факторов, указывающих на возникновение пожара, при условии что они являются не менее чувствительными, чем извещатели, срабатывающие под воздействием указанных выше факторов.
2.3.1.2 Должно быть документально подтверждено, что дымовые извещатели, требуемые на всех трапах, в коридорах и на путях эвакуации в пределах жилых помещений, срабатывают до того, как плотность дыма достигнет величины, при которой ослабление света превысит 12,5% на метр, но не раньше, чем плотность дыма достигнет значения, при котором ослабление света превысит 2% на метр при испытании в соответствии со стандартами EN 54:2001 и IEC 60092-505:2001. По решению Администрации могут применяться альтернативные стандарты испытаний. Дымовые извещатели, устанавливаемые в других помещениях, должны срабатывать в диапазоне чувствительности, отвечающем требованиям Администрации, с учетом необходимости избегать пониженной или повышенной чувствительности извещателей.
2.3.1.3 Должно быть документально подтверждено, что тепловые извещатели срабатывают до того, как температура превысит 78°С, но не раньше, чем температура превысит 54°С, при повышении температуры до этих пределов со скоростью менее 1°С в минуту при испытании в соответствии со стандартами EN 54:2001 и IEC 60092-505:2001. По решению Администрации могут применяться альтернативные стандарты испытаний. При большей скорости повышения температуры тепловой извещатель должен срабатывать в пределах температурного диапазона, отвечающего требованиям Администрации, с учетом необходимости избегать пониженной или повышенной чувствительности извещателей.
2.3.1.4 Тепловые извещатели в сушильных и подобных помещениях с нормальной высокой температурой воздуха могут срабатывать при температуре до 130°С, а в саунах - при температуре до 140°С.
2.3.1.5 Световые извещатели должны быть испытаны в соответствии со стандартами EN 54-10:2001 и ЕС 60092-505:2001. По решению Администрации могут применяться альтернативные стандарты испытаний.
2.3.1.6 Все извещатели должны быть такого типа, чтобы они могли испытываться на правильное срабатывание и возвращаться в режим нормальной работы без замены каких-либо элементов.
2.3.1.7 Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара для балконов кают должны быть одобрены Администрацией на основе руководства, разработанного Организацией.
2.3.1.8 Извещатели, установленные в опасных районах, должны быть испытаны и одобрены для такой эксплуатации. Нет необходимости, чтобы извещатели, требуемые правилом II-2/20.4 и установленные в помещениях, которые отвечают правилу II-2/20.3.2.2 Конвенции, были подходящими для опасных районов. Извещатели, установленные в помещениях, в которых перевозятся опасные грузы, от которых таблицей 19.3 правила II-2/19 Конвенции требуется, чтобы они отвечали правилу II-2/19.3.2 Конвенции, должны быть подходящими для опасных районов.
2.3.2 Панель управления
Панель управления системы обнаружения пожара должна испытываться в соответствии со стандартами EN 54-2:1997, EN 54-4:1997 и IEC 60092-504:2001. По решению Администрации могут применяться альтернативные стандарты.
2.3.3 Кабели
Кабели, применяемые в электрических цепях, должны быть огнестойкими в соответствии со стандартом IEC 60332-1. На пассажирских судах кабели, проложенные через другие главные вертикальные зоны, которые они обслуживают, и кабели, ведущие к панелям управления на пожарном посту с безвахтенным обслуживанием, должны быть негорючими в соответствии со стандартом IEC 60331, если они не дублированы и хорошо разделены.
2.4 Требования к установке
2.4.1 Лучи
2.4.1.1 Автоматические и ручные извещатели должны быть сгруппированы в лучи.
2.4.1.2 Луч автоматических пожарных извещателей, обслуживающий пост управления, служебное или жилое помещение, не должен обслуживать машинное помещение категории А или помещение с горизонтальным способом погрузки и выгрузки. Луч автоматических пожарных извещателей, который обслуживает помещение с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, не должен обслуживать машинное помещение категории А. Для стационарных систем обнаружения пожара с дистанционным определением места возникновения пожара каждым отдельным автоматическим извещателем луч, обслуживающий автоматические пожарные извещатели жилых, служебных помещений и постов управления, не должен обслуживать автоматические пожарные извещатели в машинных помещениях категории А или помещениях с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.
2.4.1.3 Если в стационарную систему сигнализации обнаружения пожара не входят средства дистанционного индивидуального распознавания каждого автоматического извещателя, не должно допускаться обслуживание каким-либо лучом более чем одной палубы в пределах жилых и служебных помещений и постов управления, за исключением луча, обслуживающего выгородку трапа. Во избежание промедления в установлении источника пожара количество выгороженных помещений, обслуживаемых каждым лучом, должно быть ограничено в соответствии с требованиями Администрации. Если система обнаружения пожара оборудована дистанционно и индивидуально распознаваемыми пожарными извещателями, лучи могут обслуживать несколько палуб и любое количество выгороженных помещений.
2.4.1.4 На пассажирских судах луч автоматических и ручных извещателей не должен располагаться более чем в одной главной вертикальной зоне, за исключением балконов кают.