(с изменениями на 24 июня 2009 года)
_________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.06.2008 N 1019 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования. "Бюллетень органов местного самоуправления" N 51, 04.07.2008);
решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1254 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования. "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" N 51 часть 1, 07.07.2009)
_________________________________
Учитывая необходимость дальнейшего развития работы с молодежью, определения приоритетов в этой работе, в соответствии с Законом Новосибирской области «О молодежной политике в Новосибирской области», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Новосибирска городской Совет
решил:
1. Утвердить городскую целевую Программу «Молодежь Новосибирска» на 2006 - 2009 годы (приложение).
2. Решение вступает в силу со дня опубликования.
3. Опубликовать решение в газете «Вечерний Новосибирск».
4. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по социальному развитию (Андрейченко А. В.).
Глава городского самоуправления
В. Ф. Городецкий
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Молодежь Новосибирска»
на 2006 - 2009 годы
(В редакции, введенной в действие 07.07.2009 решением Совета депутатов
города Новосибирска от 24.06.2009 N 1254, - см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | Городская целевая Программа «Молодежь Новосибирска» на 2006 - 2009 годы |
Заказчик Программы | Департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска |
Руководитель Программы | Департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска |
Основные разработчики Программы | Комитет по делам молодежи мэрии города Новосибирска, общественный молодежный городской Совет |
Цели Программы | Содействие включению молодежи в социально-экономическую жизнь города, повышение активности молодежи в решении городских проблем |
Исполнители Программы | Комитет по делам молодежи мэрии города Новосибирска, Главное управление образования мэрии города Новосибирска, комитет по труду мэрии города Новосибирска, управление физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска, комитет по культуре и искусству мэрии города Новосибирска, комитет жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска, управление общественных связей мэрии города Новосибирска и взаимодействия с административными органами, управление по взаимодействию со средствами массовой информации - пресс-центр мэрии города Новосибирска, департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, администрации районов города Новосибирска, городская общественная организация «Молодежная инициатива», городская общественная организация «Новосибирская ассоциация детских объединений», муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр социально-психологической поддержки молодежи «Родник», областная общественная организация «Трудовая молодежь», отдел профессионального образования, муниципальное учреждение «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радуга», комитет по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска |
Срок реализации Программы | 2006 - 2009 годы |
Объем и источники финансирования Программы | Финансирование Программы осуществляется в объеме 93724,5 тыс. рублей, в том числе: бюджет города - 73378,5 тыс. рублей, из них: 2006 год - 18668,0 тыс. рублей; 2007 год - 20010,0 тыс. рублей; 2008 год - 24211,0 тыс. рублей; 2009 год - 10489,5 тыс. рублей; привлеченные средства - 20346,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Усиление координирующей роли органов местного самоуправления города Новосибирска в деятельности молодежных общественных объединений, создание новых форм поддержки молодежных социально полезных инициатив; рост количества молодежи, ориентированной на работу в промышленном производстве; рост количества молодых людей, участвующих в проектах патриотической направленности; увеличение охвата молодежи органами молодежного самоуправления; рост количества молодежи, участвующей в профилактических мероприятиях, акциях, пропагандирующих здоровый образ жизни; рост количества молодых людей, занимающихся в муниципальных учреждениях, работающих с молодежью по месту жительства |
Контроль за реализацией Программы | Мэрия города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года особо отмечается, что в современных условиях России резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. Это определяется и демографической ситуацией, и вызовами современности.
Настоящая Программа разработана как документ, определяющий направления деятельности мэрии в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития города и формирование условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения г. Новосибирска.
Степень эффективности участия молодых людей в социально-экономических и политических процессах определяется тем, насколько молодежь:
разделяет цели и задачи экономического и общественного развития города, связывает с ними свои жизненные перспективы;
обладает необходимыми личными, образовательными и профессиональными качествами и возможностями применить их в социально полезной практике.
Вклад молодежи в достижение социально-экономических целей развития г. Новосибирска будет осуществляться прежде всего через рост влияния молодежи на процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития города. Перспективы, определенные городским сообществом при разработке стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска, потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики-от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для интеграции молодых жителей города в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения.
Программа рассматривает в качестве проблемы неполную включенность молодежи в жизнедеятельность городского сообщества.
В молодежной среде города в последнее время отмечаются следующие диспропорции:
несоответствие социальных и профессиональных ориентаций молодежи, с одной стороны, и потребностей организаций города в рабочей силе, с другой. Низкой остается ориентация молодежи на работу в промышленности, науке, образовании;
в общественном сознании молодежи ослаблены позиции коллективных интересов, не развито чувство гордости за свое Отечество, молодежь не чувствует себя в полной мере причастной к деятельности городского сообщества, на благо г. Новосибирска;
большое влияние на формирование сознания молодых людей оказывают коммерческие досуговые учреждения, которые в своей деятельности ориентируются исключительно на извлечение прибыли, формируя у молодежи стремление к праздному образу жизни, а низкие темпы развития материальной базы муниципальных досуговых учреждений не позволяют в полной мере использовать их воспитательный потенциал;
сохраняется низкий уровень рождаемости, причинами этого являются чувство неуверенности в завтрашнем дне, неудовлетворенность перспективами в поиске места работы, отсутствие конкретных механизмов обретения жилья.
Реализуемая в предыдущее 10-летие городская молодежная политика была во многом направлена на поддержание позитивных форм досуга, развитие организационной свободы общественных объединений, коррекцию девиантного поведения. Разработан и реализуется ряд городских целевых программ в области молодежной политики, в которых молодежь рассматривается не только, как объект попечения, а как активный субъект социальных взаимоотношений. Этот подход доказал свою перспективность.
Решение значимых в среде молодежи проблем, возможно при создании условий для самоопределения молодежи в выборе сферы деятельности и образа жизни, для осознания молодыми людьми гражданской и исторической ответственности, прежде всего, посредством включения их в решение проблем развития городского сообщества и экономики.
2. Нормативно-правовое обоснование Программы
(Раздел в редакции, введенной в действие с 05.07.2008 решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.06.2008 N 1019, - см. предыдущую редакцию)
2.1. Федеральный закон от 28.06.95 N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
2.2. Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
2.3. Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2.4. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93 N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».
2.5. Закон Новосибирской области от 12.07.2004 N 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области».
2.6. Решение городского Совета Новосибирска от 09.04.2003 N 232 «О городской целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в г. Но-восибирске в 2003 - 2006 годах».
3. Цель и задачи Программы
3.1. Цель программы: Содействие включению молодежи в социально-экономическую жизнь города, повышение активности молодежи в решении городских проблем.
3.2. Задачи программы:
3.2.1. Содействие выработке у молодых граждан навыков эффективного поведения на рынке туда, положительной трудовой мотивации, повышение престижа рабочих профессий в молодежной среде.
3.2.2. Воспитание патриотов России, Новосибирска, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3.2.3. Поиск молодежных лидеров, выявление и использование их потенциала в интересах городского сообщества; подготовка кадрового резерва.
3.2.4. Содействие разностороннему и своевременному развитию молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности.
3.2.5. Содействие формированию у молодых людей отношения к здоровью, семье как к важным жизненным ценностям; организация консультационной помощи молодым людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
3.2.6. Поддержка позитивных форм молодежного досуга, развитие материальной базы муниципальных учреждений, работающих с молодежью по месту жительства.
4. Основные направления реализации Программы
4.1. Подпрограмма «Работающая молодежь».
Данная подпрограмма нацелена на развитие профессиональной ориентации молодежи, профессионального самоопределения, призвана обеспечить более широкое включение молодежи города в деятельность субъектов рынка труда и занятости в качестве полноправного партнера.
Задачи:
содействие предприятиям и организациям города в создании условий для закрепления на предприятиях молодых специалистов;
содействие формированию у молодежи адекватных представлений о профессионально-трудовой сфере, потребности общества в квалифицированных кадрах, путях освоения профессиональной деятельности, возможностях профессионального развития и карьерного роста;
повышение престижа рабочих профессий.
4.2. Подпрограмма «Патриотическое воспитание».
Предполагает организацию работы системы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи для формирования личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и готовностью к его защите, действиям во благо города и его жителей.
Задачи:
создание условий для муниципальных учреждений дополнительного образования, общественных военно-патриотических клубов, занимающихся патриотическим воспитанием, по расширению нормативной правовой и материальной базы;
привлечение общественности к решению проблем духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи через формирование общественного мнения и взаимодействие с негосударственными и общественными организациями;
поддержка мероприятий по формированию у молодежи готовности к служению в армии.
4.3. Подпрограмма «Студенческая молодежь».
Подпрограмма нацелена на создание механизмов более полного включения студенческой молодежи, как специфической группы молодых жителей города, в социально-экономическую жизнь города; повышение активности студенческой молодежи в решении городских проблем.
Задачи:
повышение социальной активности студенческой молодежи;
создание условий для развития научно - технического творчества студентов, сориентированного на нужды городского хозяйства;
оказание содействия в решении социально-экономических проблем студенческой молодежи и развитие системы мероприятий по обеспечению профориентации студенческой молодежи города;
содействие социальному, интеллектуальному, культурному и физическому развитию студенческой молодежи.
4.4. Подпрограмма «Активная жизненная позиция».
Предполагает организацию работы системы органов молодежного самоуправления, выполнение комплекса мероприятий для формирования социально-активной личности молодых горожан.
Задачи:
укрепление позитивных тенденций в молодежной среде путем поддержки и содействия реализации гражданских инициатив, участия в общественно значимой и социально полезной деятельности;
развитие чувства любви, гордости за свой город, ответственности за его судьбу, сопричастности к решению проблем городского сообщества;
привлечение коммерческих организаций к реализации социально полезных молодежных инициатив.
4.5. Подпрограмма «Молодежь в трудной жизненной ситуации».
Данная подпрограмма нацелена на развитие системы оказания консультационной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
развитие системы оказания консультационной помощи молодежи;
формирование потребности в сохранении и поддержании здоровья, отказ от вредных привычек;
подготовка молодежи к семейной жизни, содействие укреплению и сохранению семьи и внутрисемейных отношений, в том числе в кризисных ситуациях.