(с изменениями на 31 августа 2005 года)
_____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением городского Совета от 31.08.05 N 63 "О внесении изменений в решение городского Совета от 17.12.2004 N 511 «О плане социально-экономического развития города Новосибирска на 2005 год»"("Вечерний Новосибирск", N 180, 16.09.05)
______________________________________
Заслушав и обсудив доклад начальника департамента экономики и финансов Молчановой О. В. «О плане социально-экономического развития города Новосибирска на 2005 год», городской Совет Новосибирска отмечает, что социально-экономическое развитие города Новосибирска характеризуется положительной динамикой основных социально-экономических показателей: возрастает объем производства промышленной продукции, увеличивается оборот розничной торговли, улучшается инвестиционный климат, возрастают реальные доходы населения.
В плановом 2005 году сохраняются главные целевые установки - улучшение качества жизни горожан и обеспечение устойчивого экономического роста. В связи с этим приоритетными направлениями социально-экономической политики мэрии Новосибирска в 2005 году будут являться:
создание условий для устойчивого роста реальных денежных доходов населения путем обеспечения занятости трудоспособного населения, развития системы социального партнерства, сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки малообеспеченных семей;
совершенствование и развитие социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт);
повышение эффективности функционирования городского хозяйства (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь);
обеспечение экологической безопасности населения;
содействие устойчивому развитию отраслей экономики путем создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности и развития перспективных производств;
создание условий для развития науки, продвижения инновационных технологий;
расширение рынков сбыта продукции новосибирских производителей за счет межрегиональных и международных связей;
обеспечение роста доходной части бюджета города и повышение эффективности расходования бюджетных средств;
обеспечение комплексности и преемственности краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития;
создание условий и обеспечение общественной безопасности.
С учетом основных тенденций социально-экономического развития города Новосибирска в текущем году и основных направлений социально-экономической политики мэрии прогнозируется положительная динамика основных показателей на 2005 год. В промышленности темп роста производства составит 107,8 % в сопоставимых ценах по сравнению с уровнем 2004 года. Увеличатся объемы розничного товарооборота и платных услуг населению - на 7,6 % и 4,0 % соответственно. Объем инвестиций в основной капитал увеличится и составит 111,0 %. Планируется относительный рост объема строительно-монтажных работ по договорам подряда (111,0 % в сопоставимых ценах). Реализация мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятий, позволит получить прибыль в объеме 116,7 % к уровню 2004 года. Среднемесячная заработная плата (по всем предприятиям) в 2005 году увеличится на 26,8 % по отношению к ожидаемому уровню 2004 года и составит 8988,6 рублей. При планируемом темпе инфляции - 108 % это обеспечит увеличение реальных доходов населения.
В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Новосибирска городской Совет
решил:
1. Принять план социально-экономического развития города Новосибирска на 2005 год (приложение).
2. Решение вступает в силу со дня опубликования.
3. Пресс-центру мэрии опубликовать план социально-экономического развития города Новосибирска на 2005 год в кратком изложении в газете «Вечерний Новосибирск».
4. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по финансам, бюджету и налоговой политике (Вязовых В. А.).
Глава городского самоуправления
В. Ф. Городецкий
Приложение
к решению городского Совета
от 17.12.2004 N 511
ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА НА 2005 ГОД
Содержание
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005 ГОДУ
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В 2005 ГОДУ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Муниципальная собственность
Земельные ресурсы
Финансовые ресурсы
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЭРИИ НОВОСИБИРСКА НА 2005 ГОД
Департамент экономики и финансов мэрии
Департамент промышленности, науки и технологий мэрии
Департамент потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства мэрии
Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска
Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города
МУП «Комитет Новосибгорресурс»
Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии
Департамент строительства и архитектуры мэрии
Департамент по социальной политике мэрии
Комитет по защите прав потребителей мэрии
Департамент связи и информатизации мэрии
Управление общественных связей мэрии
Комитет по международному сотрудничеству и внешнеэкономическим связям мэрии
Комитет мэрии по связям с правоохранительными органами и войсковыми подразделениями
ПЛАН РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
ПЕРЕЧЕНЬ ВВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА НА 2005 ГОД ПО ОТРАСЛЯМ И РАЙОНАМ ГОРОДА
ПЕРЕЧЕНЬ ВАЖНЕЙШИХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА НА 2005 ГОД
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005 ГОДУ(1)
_________________________
(1) Раздел подготовлен на основе материалов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
В 2004 году сохранились основные тенденции социально-экономического развития Российской Федерации предшествующего года: продолжился рост валового внутреннего продукта (далее по тексту - ВВП) и объема промышленного производства, увеличились реальные располагаемые денежные доходы и потребление населением товаров и услуг, повысилась инвестиционная активность в экономике, сохранялась финансовая стабильность. В тоже время в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры рост российской экономики более чем наполовину определялся опережающим ростом экспорта. Одной из главных особенностей отчетного периода является то, что, несмотря на укрепление реального курса рубля, возрос вклад отечественных производителей товаров и услуг в удовлетворение внутреннего спроса, который продолжает иметь инвестиционно-ориентированный характер, в основном за счет строительных работ. Вместе с тем, в 2004 году внутренний спрос в большей степени, чем в предыдущем, опирается и на потребление домашних хозяйств. По сравнению с прошлым годом повысился вклад в рост ВВП потребления домашних хозяйств. Высокая динамика потребительского спроса опиралась на рост реальных располагаемых денежных доходов населения. В 2004 году они увеличились по сравнению с 2003 годом на 9,4 %.
В структуре инвестиций в основной капитал в текущем году продолжает доминировать топливный сектор, доля которого в общем объеме инвестиций составила 25,8 %. Однако наметились признаки диверсификации инвестиционного процесса. Например, в быстро развивающуюся отрасль «связь» было направлено 6,6 % всех инвестиций в экономику. В составе инвестиций снижается доля бюджетных средств, что свидетельствует о расширении рынка заимствований и возрастании роли частных инвестиций. В начале 2004 года произошел качественный скачок в кредитовании инвестиционного процесса банковским сектором. Его доля в структуре инвестиций возросла до 8 % по сравнению с 4,3 % в 2003 году. Вместе с тем в последние месяцы 2004 года темпы роста банковских кредитов замедлились под влиянием негативных явлений в банковском секторе. Резко расширились вложения банков в иностранные активы, в результате банковская система превратилась в один из ключевых каналов оттока капитала из страны. Заметно сократился приток зарубежных кредитов и займов в банковскую систему. Снижение доверия к российским банкам, обусловленное развертыванием кризисных процессов, может способствовать закреплению этой тенденции. Все еще значительная доля собственных средств в структуре инвестиций говорит о том, что деньги вкладываются в основном в те отрасли, которые получают значительный доход (прежде всего, отрасли - экспортеры).
Несмотря на рекордные экспортные доходы, в структуре промышленного производства происходит сдвиг в сторону отраслей, производящих конечную продукцию. Темп роста этих отраслей составил 109,9 % против 107,1 % в целом по промышленности. Наибольший вклад в прирост промышленного производства внесло машиностроение и металлообработка (114 %).
В текущем году темпы инфляции замедлились по сравнению с предыдущим годом и составили 110,5 % (в 2003 году - 112 %). Замедление темпов инфляции произошло за счет роста номинального курса рубля, ограничения роста регулируемых цен и тарифов естественных монополий, замедления темпов роста доходов населения.
Благоприятная мировая конъюнктура цен на нефть позволила сформировать стабилизационный фонд, который к концу года по оценке составит более 500,0 млрд. рублей.
Таким образом, набранная инерция подъема создает хороший задел для продолжения роста ВВП в 2005 году и в условиях снижения мировых цен на нефть.
Реализация потенциала экономического роста определяется не только ожидаемым изменением сценарных условий, но и политикой Правительства Российской Федерации, направленной на сохранение климата доверия общества к действиям властей. Приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации в 2005 году станут в соответствии с положениями, обозначенными Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, обеспечение решения первоочередных общенациональных задач - удвоение за десятилетие ВВП, уменьшение бедности, рост благосостояния и модернизация армии.
Экономический рост является как условием решения этих задач, так и результатом политики структурных и институциональных преобразований, обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности.
Основные социально-экономические показатели развития Российской Федерации в 2005 году представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели развития Российской Федерации
в 2005 году (в сопоставимых ценах, % к 2004 году)
N п. | Показатель | Прогноз |
1 | 2 | 3 |
1 | Валовой внутренний продукт | 106,3 |
2 | Уровень инфляции (темп прироста потребительских цен декабрь к декабрю предыдущего года) | 108,0 - 109,0 |
3 | Объем промышленной продукции | 105,5 |
4 | Инвестиции в основной капитал | 109,8 |
5 | Оборот розничной торговли | 108,5 |
6 | Реальные располагаемые денежные доходы населения | 109,0 |
Ускорение темпов экономического роста будет происходить на основе макроэкономической политики, основными направлениями которой будут являться:
последовательное снижение инфляции;
проведение взвешенной курсовой политики, учитывающей и требования поддержания конкурентоспособности российских производителей, и необходимость модернизации производственных мощностей, связанной с поставками импортного оборудования и внедрением передовых зарубежных технологий;
переход к полной конвертируемости рубля;
поддержание сбалансированного бюджета при дальнейшем снижении налоговой нагрузки на экономику и существенном повышении эффективности его расходов.
Рост внутреннего рынка в 2005 году будет характеризоваться следующими основными тенденциями:
усилением инвестиционной составляющей экономического роста;
изменением структуры роста внутреннего спроса в пользу отечественных производителей, при сохранении в целом опережающей динамики импорта (особенно инвестиционного);
структура производства изменится в пользу обрабатывающих отраслей как за счет сохранения высоких темпов их развития, так и в результате значительного торможения роста в топливно-сырьевом секторе вслед за замедлением роста экспорта;
ограничения роста, связанные с природными ресурсами и энергией, будут преодолены не только за счет увеличения объемов их производства, но и существенного повышения эффективности энерго- и в меньшей степени материалопотребления;
устойчивое увеличение доходов населения (домашних хозяйств) позволит снизить уровень бедности и обеспечить дальнейшее динамичное наращивание потребительского спроса при тенденции к сближению темпов роста розничной торговли и платных услуг населению;
повышение среднего уровня доходов позволит значительно сократить уровень бедности населения (доля бедного населения может сократиться до 10 %).
Социально-экономическое развитие города Новосибирска в 2004 году в целом характеризовалось положительной динамикой основных социально-экономических показателей. Но в отличие от российской экономики, этот рост определяется не столько благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сколько внутренними факторами, такими как увеличение инвестиционного и потребительского спроса. Индекс физического объема произведенной промышленной продукции по предварительной оценке составит 108,5 %. В структуре производства наблюдается тенденция увеличения доли отраслей, производящих конечную продукцию. Так, рост объемов производства отмечен в машиностроении и металлообработке, химической, легкой и пищевой промышленности. Их доля в приросте производства составила более 66,0 %. Возросло производство приборов и средств автоматизации, технологического оборудования для химической и легкой промышленности, изделий из пластмасс, лекарственных средств, кожаной обуви. В то же время в легкой промышленности по-прежнему наблюдается снижение производства швейных изделий и постельного белья, в первую очередь, вследствие большой конкуренции на рынках этих товаров и насыщения спроса.