(с изменениями на 22 декабря 2006 года)
____________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением городского Совета от 22.12.2006 N 440("Бюллетень органов городского самоуправления Новосибирска", N 13, 28.12.2006)
____________________________________________________
Заслушав информацию начальника управления социальной поддержки населения мэрии Новосибирска Сериковой В.Н., руководствуясь Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Новосибирска, городской Совет
решил:
1. Принять Городскую целевую программу «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения г. Новосибирска на 2004 - 2006 годы» (приложение).
2. Решение вступает в силу со дня опубликования.
3. Опубликовать решение в газете «Вечерний Новосибирск».
4. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по социальной политике (Андрейченко А. В.).
Глава городского самоуправления
В.Ф.Городецкий
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Формирование доступной среды
жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп
населения в г. Новосибирске на 2004 - 2006 годы»
(В редакции, введенной в действие с 28.12.2006 решением городского Совета от 22.12.2006 N 440, - см. предыдущую редакцию)
Наименование программы | - | «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в г. Новосибирске на 2004 - 2006 годы» | |||
Нормативно-правовая база программы | - | Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», постановление мэра от 27.09.2001 N 2667 «О первоочередных мерах по созданию благоприятных условий для передвижения инвалидов (маломобильных групп населения) в г. Новосибирске», распоряжение мэра от 14.03.2003 N 426-р «О создании рабочей группы» | |||
Заказчик программы | - | Департамент по социальной политике мэрии, департамент строительства и архитектуры мэрии | |||
Соисполнители программы | - | Департамент по социальной политике мэрии, департамент строительства и архитектуры мэрии, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, департамент экономики и финансов мэрии, департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города, департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии, департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска, управление связи и информатизации мэрии, региональная общественная организация инвалидов «Центр независимой жизни «Финист» (ЦНЖ «Финист»), городская общественная организация инвалидов «ГОРИ», Новосибирская областная общественная организация Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Новосибирская областная организация Всероссийского общества слепых (ВОС), Новосибирская региональная общественная организация Всероссийского общества глухих (ВОГ), Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих, институт социальной реабилитации при НГТУ (ИСР НГТУ), Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (НГАСУ), Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия (НГАХА), Сибирский государственный университет путей и сообщений (СибГУПС), Новосибирское областное отделение общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» (НООООО «Российский Красный Крест»), ОАО Сибирский зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования (Сиб-ЗНИИЭП) | |||
Сроки реализации программы | - | 2004 - 2006 годы | |||
Цели и задачи программы | - | Обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов общественного назначения, средств транспорта, связи, информатизации. Создание оптимальных возможностей для самообслуживания инвалидов и других маломобильных категорий граждан | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - | Создание условий для интеграции инвалидов в общество путем формирования новой и адаптации сложившейся общественной и социальной инфраструктуры. Повышение уровня и качества жизни маломобильных граждан в г. Новосибирске | |||
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за реализацией программы осуществляет координатор - департамент по социальной политике мэрии. Исполнение отдельных разделов программы контролируют по направлениям своей деятельности остальные соисполнители программы | ||||
Объемы финансирования | - | За счет средств бюджета города: 2004 год - 3435 тыс. рублей; 2005 год - 9445 тыс. рублей; 2006 год - 2683 тыс. рублей |
1. Состояние проблемы
Создание доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, практические результаты которой должны обеспечить инвалидам и другим маломобильным группам населения равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни.
В г. Новосибирске на 01.07.2003 количество инвалидов составляло по одним данным 77732 человек, по другим данным (с учетом «скрытой» инвалидности, то есть, с учетом инвалидов, получающим пенсии по иным основаниям) - 101796 человек, из них инвалидов-колясочников - 795 человек (136 - детей-инвалидов), инвалидов по зрению и по слуху - более 4000 человек. С учетом других маломобильных групп населения общая численность составляет более 110 тыс. человек.
До недавнего времени планировка и застройка г. Новосибирска, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий производились без учета требований доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Большинство объектов социальной инфраструктуры, включая жилые дома, не имеют специальных приспособлений, подъемников, пандусов, облегчающих прохождение маломобильных граждан в здания.
Транспортные коммуникации города также не приспособлены к возможностям инвалидов и других маломобильных граждан. Переходная часть улиц в большинстве случаев (особенно на окраинах города) не обеспечивает передвижение инвалидов в кресло-колясках, создает дополнительные трудности для мам с малышами в колясках. На большинстве светофоров отсутствуют сигнальные устройства, которые облегчили бы переход через улицу инвалидов по зрению и слабовидящих граждан. Отсутствуют автобусы, оснащенные специальными устройствами для перевозки инвалидов. В настоящее время сложилась такая ситуация, что большинство маломобильных граждан сидят дома, так как не имеют возможности передвигаться по городу.
Отсутствует справочно-диспетчерская служба для граждан, являющихся инвалидами по слуху, обеспечивающая инвалидов информацией при обращениях в поликлиники, Пенсионный фонд, административные и судебные органы, а также справочной информацией о движении поездов, автобусов, самолетов. В телевизионных передачах Новосибирского телевидения (за исключением рекламных сообщений) отсутствует текстовая (сурдо) информация о событиях в городе и области.
Все это является барьером для интеграции инвалидов и других маломобильных граждан в общество. Реализация Городской целевой программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в г. Новосибирске на 2004 - 2006 годы» (далее по тексту - программа) позволит практически изменить сложившуюся социальную, инженерную, информационную и транспортную инфраструктуры для самостоятельного доступа к ней инвалидов и других маломобильных групп населения, создать условия для интеграции инвалидов в общество. Выполнение мероприятий программы предоставит маломобильным гражданам больше самостоятельности, независимости в повседневной жизнедеятельности инвалидов.
2. Термины и понятия, используемые при разработке программы
Маломобильные группы населения - инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников.
Социальная, инженерная, транспортная инфраструктуры - комплекс объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование городских поселений.
Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов и других маломобильных групп населения - обычная среда, оборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с маломобильностью, и позволяющая этой категории граждан вести независимый образ жизни.
3. Цель программы
Реализация государственной социальной политики в области формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Обеспечение доступности для этой категории граждан объектов общественного назначения, в том числе объектов жилищного фонда, независимо от форм собственности, транспортных средств, средств связи, информатизации, создание оптимальных возможностей для самообслуживания инвалидов.
4. Задачи программы
4.1. Анализ состояния и оценка пригодности существующей в городе среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе жилищного фонда, независимо от форм собственности.
4.2. Формирование перечня подлежащих реконструкции объектов социальной инфраструктуры на основе определения критериев и параметров доступности зданий и сооружений.
4.3. Реконструкция (оборудование пандусами, специальными приспособлениями, поручнями, системами ориентирования, расширение дверных проемов, оборудование туалетов, и т. п.) зданий и сооружений, вошедших в перечень объектов, подлежащих реконструкции для доступа инвалидов. Разработка, изготовление, аттестация переносного подъемника для инвалидов-колясочников с площадки подъезда до лифтовой площадки или до первого этажа
4.4. Реконструкция пешеходно-транспортной сети, в том числе организация стоянок и парковок специального автотранспорта инвалидов возле объектов социальной инфраструктуры.
4.5. Обеспечение транспортного обслуживания инвалидов и других маломобильных групп населения.
4.6. Внедрение сурдоперевода информационных телепередач на каналах Новосибирского телевидения.
4.7. Обеспечение инвалидов по слуху средствами мобильной (телефонной) связи, воспроизводящими текстовую информацию. Организация диспетчерской справочно-информационной службы для инвалидов по слуху.
4.8. Разработка нормативно-методической документации по созданию доступной архитектурной среды жизнедеятельности с учетом региональных требований, особенностей и различий маломобильных групп населения.
4.9. Привлечение представителей общественных организаций инвалидов на этапах подготовки и принятия решений по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур города и для участия в осуществлении контроля за их реализацией.
4.10. Обустройство квартир инвалидов и других маломобильных групп населения специальным оборудованием и приспособлениями для облегчения их жизнедеятельности. Обеспечение инвалидов специальными индивидуальными бытовыми, вспомогательными реабилитационными средствами.
4.11. Оснащение рабочих мест инвалидов, работающих в муниципальных и государственных учреждениях, предприятиях, организациях, а, также, на предприятиях общественных объединений инвалидов, специальными техническими средствами, облегчающими трудовую деятельность инвалидов.
5.1. Градостроительство и архитектура.
5.1.1. Анализ состояния и оценка пригодности существующей в городе среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения.
5.1.2. Разработка и формирование перечня реконструируемых объектов социальной инфраструктуры, дорог и пешеходных путей (с учетом ранее разработанного и утвержденного постановлением мэра от 27.09.2001 N 2667 перечня объектов социальной инфраструктуры).
5.1.3. Выполнение проектно-сметных работ по реконструируемым объектам.
5.1.4. Реконструкция объектов социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа к ним маломобильных групп населения. Проведение мероприятий по обустройству прилегающих к зданиям улиц и территорий с целью обеспечения свободного передвижения инвалидов. Оборудование подъездов специальными пандусами. Установка соответствующих входных дверей, пандусов внутри зданий. Оснащение здания специальными поручнями и другим специальным оборудованием.
5.1.5. Реконструкция пешеходно-транспортной сети для обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения. Мероприятия по реконструкции этой сети проводятся в процессе планового или вынужденного ремонта дорожного покрытия.
Оснащение светофоров звукосигнальными устройствами для восприятия сигналов инвалидами по зрению, слабовидящими гражданами. Производство и установка систем пространственно-звукового ориентирования в наиболее значимых для незрячих и слабовидящих граждан зданиях, сооружениях, а, также, на прилегающих территориях.
5.1.6. Разработка, производство и распространение специальных информационных материалов (информационные трафареты, рельефно-графические схемы-карты, описания маршрутов) в доступных форматах для незрячих, слабовидящих и слабослышащих граждан. Разработка специальных схем-карт наиболее посещаемых объектов социальной инфраструктуры или отдельных элементов градостроительной среды, выполненных рельефно-графическим шрифтом.
5.1.7. Разработка программ и организация тренинг-центра, который будет заниматься вопросами подготовки специалистов по мобильности и пространственному ориентированию, а также проводить обучение людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в окружающей среде. Разработка предложений по подготовке необходимых специалистов по доступной среде жизнедеятельности.
5.2. Транспортное обслуживание.
5.2.1. Создание службы социального такси, которая должна оказывать транспортные услуги инвалидам и другим маломобильным группам населения с использованием спецавтотранспорта, оснащенного необходимым оборудованием или приспособлениями.
5.2.2. Оснащение общественного транспорта звуковыми и световыми информационными средствами и другими ориентирующими устройствами, которые облегчили бы использование этого транспорта инвалидами и другими маломобильными гражданами, в том числе инвалидами по зрению и слабовидящими гражданами.
5.3. Средства коммуникаций и средства обеспечения доступности информации.
5.3.1. Организация сурдоперевода или субтитрирования телепередач Новосибирского телевидения, что предоставит возможность доступа к информации телевидения инвалидов по слуху.
5.3.2. Обеспечение телефонами со звукоусилителем или с текстовым сообщением (пейджеры, факсы, мобильные телефоны) для инвалидов по слуху и слабослышащих.
5.3.3. Формирование муниципального фонда информационных материалов, которые могут быть востребованы для образования, а также для культурного, спортивного развития жителей города с ограничением жизнедеятельности.
5.3.4. Организация городского целевого радиовещания для людей с физическими ограничениями (в первую очередь для незрячих и слабовидящих).
5.3.5. Развитие издательско-полиграфического тифло-информационного комплекса для обеспечения инвалидов по зрению специальной литературой, средствами информации, брайлевской литературой.
5.3.6. Организация доступа инвалидов к информации (в том числе, с использованием сети интернет) через реабилитационные центры, специальные школы, ПТУ, ССУЗ, ВУЗЫ, библиотеки, общественные объединения инвалидов.
5.3.7. Обеспечение инвалидов по слуху регулярной информацией через периодическую печать.
5.3.8. Обучение и подготовка специалистов муниципальных учреждений города основам коммуникации с инвалидами по слуху и слабослышащими гражданами.
5.4. Разработка и согласование нормативных актов и документов.
5.4.1. Согласование проектов распоряжений мэра на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры в управлении социальной поддержки населения мэрии.
5.4.2. Привлечение при рассмотрении проектов застройки зданий социальной инфраструктуры, проектов улиц и дорог на градостроительном совете мэрии представителей Новосибирской региональной общественной организации инвалидов «Центр независимой жизни «Финист» и Новосибирской областной организации ВОИ, а также специалистов Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (НГАСУ) для участия в экспертных комиссиях (по контролю за реализацией требований по доступности объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения).
5.5. Вспомогательные технические средства и бытовое оборудование для инвалидов.
5.5.1. Приобретение вспомогательных технических средств, облегчающих труд и обучение инвалидов.
Более активное оснащение вспомогательными техническими средствами рабочих мест и мест обучения инвалидов в муниципальных и государственных учреждениях (в т. ч. учебных), предприятиях, организациях, а также на предприятиях общественных объединений инвалидов.
5.5.2. Обеспечение инвалидов бытовыми вспомогательными приспособлениями и оборудованием (поручни, держатели, подставки, сидения и т. п.).
5.5.3. Доступность получения медико-социальной помощи на дому для особо тяжело больных лиц.
6. Сроки и механизм реализации программы